Китайский дворец Ораниенбаума - единственное здание в стиле рококо в России

Sep 13, 2022 18:30




При императрице Екатерине, в Ораниенбауме начинается создание ансамбля "Собственной дачи".
 Главными постройками  стали Китайский дворец и Катальная горка. Возведенные по проекту А. Ринальди в 60-х годах XVIII столетия,  эти дворцы остаются непревзойденными образцами стиля рококо. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой.




Ещё будучи Великой княгиней, Екатерина II решает построить в Ораниенбауме дачу для увеселений.

"Мне пришла фантазия развести себе сад в Ораниенбауме... Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко. В разбивке сада мне помогал ораниенбаумский садовник Ламберти".




Екатерина с мужем Петром как бы разделили парк на две половины и не вмешивались в дела друг друга, обустраивая свою часть как им вздумается. Екатерина построила Китайский дворец, а вот Петр III крепость и свой дворец и поселок вокруг.



Петр III и его жена Екатерина

Дворец Екатерины II. сначала назывался "Голландским", но затем мода на Азию победила .Строительство датируется 1762-1768 годами. Изначально здание было одноэтажным, второй ярус и застекленную галерею пристроили только в середине XIX века.

По свидетельству современников, "Ринальди заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века", но отмечали, что "в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах".




Дворец имеет сдержанный и строгий внешний вид, внутреннее оформление дворца не имеет больших залов, но каждое помещение отличается роскошным изысканным убранством.



Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века.

Эти лианы были посажены к 300 летию дома Романовых еще при Николае II. О скульптурах которые окружают дворец я уже писал.




Очень удобно не слушать экскурсовода, потому что он затягивает процесс минут на 40. При этом половина пустая болтовня ни от чем. Рекомендую такую штуковину...




Китайский дворец Ораниенбаума является единичным случаем архитектурного сооружения в стиле рококо в России. Это художественное направление не прижилось в России, будучи практически моментально вытесненным классицизмом.




Все интерьеры дошли до нашего времени практически неизменными, пострадавшие во время Великой Отечественной войны (1941-1945) элементы декора были бережно восстановлены.

Голубая гостиная.




Экспозицию дворца в военные годы эвакуировали частично в Сибирь, частично -  в уже блокадный Ленинград. По "малой дороге жизни" уникальные предметы декоративно-прикладного искусства перевезли и передали в фонды Эрмитаж и в подвалы  Исаакиевского собора. Сразу по окончании войны все внутреннее наполнение Китайского дворца вернулось на место.




Стены покоев украшены живописными панно, картинами, вышивками и рисунками. Некоторые залы дворца выполнены в китайском стиле. Самым интересным считается Стеклярусный кабинет, украшенный ценными панно с птицами и цветами.


   


В сентябре 2011 года после реставрации было открыто 4 зала - Большая антикамера, Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет. В июле 2020 года, благодаря финансовой помощи ПАО "Газпром", реставраторы закончили работу в 17 залах дворца. Так что мечты сбываются!




В 1863 году художник А. Бейдеман выполнил большие живописные панно для стен этого зала.







Вечно эту Европу похищают.










Зал муз.




Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге - Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.











   


Вокруг одни музы и мы с папой.




Папа любит слушать эескурсоводов.


    








Большой зал.











     





Световые окна. Не смотря на отсутствие кондиционеров в зале не было удушливой жары.




Одному парню стало плохо и он упал в обморок. Но это наверное от великолепия зала.




Вызывать скорую не стали, местные экскурсоводы сразу оказали ему первую помощь. У них и нашатырь был и опыт что делать в этой ситуации. Приложили холодной водички, дали попить, полежать на полу пять минут, осторожно подняли, усадили в кресло. Через пять минут он уже присоединился к экскурсии и от визита к врачам отказался.










В Китайском дворце находится знаменитая стеклярусная комната, единственная в своем роде. Панели стеклярусной комнаты выполнены из стекляруса, произведенного на местном Ломоносовском стекольном заводе и расшиты в технике синели.




Всего в стеклярусной комнате находится 12 вышитых панелей, обрамленных в золоченые рамы и резьбой в виде пальмовых стволов с листьями, цветами и фруктами.




В разработке эскизов вышивок активное участие принимала сама Екатерина Великая. Комната, хотя и не такая большая, но поражает объемом вышивки и сложностью работы. Екатерина Вторая  любила принимать в ней многочисленных послов и иностранных гостей. Остается догадываться и предполагать, что на иностранцев того времени стеклярусная комната (или стеклярусный кабинет) производила неизгладимое впечатление.


    


Кабинет имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Увы, из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола.




Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.




В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями - синелью - вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами - уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.




Парадная анфилада. Вид в сторону Зала муз.




У окна Стеклярусного кабинета стол с мозаичной поверхностью, напоминающий о бывшем названии этого помещения - "Мозаичный покой")))  аФФтопортрет с китайским барашком. Встретишь такого и считай уже заика. Понимаю почему волки у них такие чахлые и трусливые.




Стильные интерьеры, крепко отличающиеся от воссозданных по старым фотографиям и вкусам, историков в Павловске или в Гатчине.







Гармонитя во всем... при этом всего в меру, без ляповатости.




Вот так и выглядит настоящий дворец.




На потолочном плафоне свадьба Китая с Европой. Этакий екатерининский троллинг западных гостей, которые и тогда приезжали посмотреть на русских медведей.










Эта комната впечатляет даже больше Стекляруксного кабинета.





   


Паркет крутой.










В оформлении потолка присутствуют свастики. Но как элемент декора.




Все дракончики разные и показаны от молодого возраста до почтенного.







Испуганный попугай.




Ножки бильярдного стола и те как произведение искусства..


    


Даже шелк у стакана лузы подлинный с императолрских времен.







Кабинет Павла имел отдельный вход. Это очень маленькая комнатка мало похожая на кабинет, скорее кладовая для садового инвентаря...





    





Скульптура "Амур и Психея" - копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме.







Кухни во дворце нет (чтобы запахами не смущать). Она находится рядом в отдельном помещении.







Инфа и фото частично (С) интернет. Основа: Википедия, https://www.elledecoration.ru/   http://opeterburge.ru/environs/ansambl-petershtadta.html и др.




Большой дворец Ораниенбаума и его история




Крепость Петершатдт и дворец Петра III в Ораниенбаумском парке




Парк Ораниенбаума и его дворцы ● Обзорный пост




Санкт-Петербург ● Пригороды, парки, храмы, официальные и неформальные достопримечательности

Санкт-Петербург, музеи, история, житиЕ моЕ, семья

Previous post Next post
Up