"Пенаты" находятся в 45 километрах от центра
Санкт-Петербурга.
Поселок Репино (ранее Куоккола) стоит на побережье Финского залива.
Илья Ефимович Репин (1844-1930 гг) прожил здесь последние 30 лет жизни и здесь же и похоронен. Едем в Репино в гости к Репину...
Во времена когда здесь была Швеция, поселок назывался Куоккала, это видоизменённая форма от финского слова "Коуккула" - рыболовный крючок. Первые упоминания о поселке имеется в Ореховецком мирном договоре 1323 года, между Новгородской республикой и Швецией.
По нему было предусмотрено право русских пользоваться этими местами для рыболовства. Это право приграничной рыбной ловли сохранялось более двух веков, пока они не вошли в состав Российской империи. В советское время поселок переименовали и с 1948 года он называется Репино.
Репин у автомобильной стоянки. Эти места облюбовала русская интеллигенция, когда вдоль Финского залива пустили железную дорогу.
Художник купил усадьбу 27 мая 1899 г.. Приобретённый Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
И.Е. Репин копает землю для будущего пруда. Фотография Н.Б. Нордман, 1899 г. Домик был небольшим и его стали расширять ))) Большая часть крыши дома была выполнена из стекла, с целью создания внутри освещения, пригодное для работы живописца.
По верованиям древних римлян, Пенаты - боги хранители домашнего очага и семейного благополучия.
Усадьба "Пенаты" была куплена Ильей Ефимовичем Репиным для Наталии Борисовны Нордман и оформлена на ее имя, в 1899 году. Это был подарок Репина любимой женщине, хранительнице его сердца и домашнего очага.
Считается что все было обустроено по планам и в соответствии со вкусами самого художника.
Благодаря Репину стал популярен и сам поселок.
Дом построен по планам самого художника. Причудливое двухэтажное сооружение под стеклянной крышей с пирамидальными фонарями и со множеством больших окон, веранд, световыми проемами из стекла на потолке, дающими естественное освещение в мастерские художника.
В доме на знаменитых "репинских средах" бывали Максим Горький, Корней Чуковский, сюда приходили Маяковский, Есенин, Леонид Андреев, Давид Бурлюк, Короленко, Куприн, народоволец Морозов, композиторы Лядов, Глазунов и многие другие.
Музей был открыт в 1940 году и стал одним из первых в стране мемориальных музеев под покровительством Российской академии художеств.
И зимой красиво, но летом лучше.
В 1903 году Репин впервые остался здесь на зиму, стал перевозить в "Пенаты" свои картины из петербургской мастерской в Академии художеств; в 1906 г. надстроил второй этаж-мастерскую.
В 1908 году Нордман было составлено завещание, по которому "Пенаты", после смерти Репина, передаются в ведение Академии художеств, а в доме должен быть открыт музей.
Прошел недавно дождик и теперь парит, легкий туман ))
Если верить экскурсоводам, в доме сохраняется мемориальный облик комнат, которые несут отпечаток вкусов и привычек хозяина.
Строительство в Пенатах велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Работы осуществлялись по замыслу и эскизам самого Репина и под его непосредственным наблюдением.
К дому добавлялись башенки, прозрачные крыши, новые пристройки и балконы. Появилась зимняя веранда, которая использовалось Репиным в качестве мастерской. Впоследствии художник украсил ее стены резными узорами в виде грифонов. Гостиную часто называли "Комнатой Венеры".
Также в гостиной стоял рояль фирмы "Беккер", который выбрал для Репина композитор А.К. Глазунов.
Здесь по-прежнему просят надеть войлочные тапочки, а не бахилы, как в большинстве музеев. И табличка: "Музейные туфли надеваем так: сзади крестик, спереди бантик".
На первом этаже дома также находится веранда, одно из любимых мест художника. Веранду называли верандой бюстов, так как здесь вдоль окон стояли скульптурные работы Репина.
Всего в "Пенатах" находится около шестисот произведений живописи и графики.
Почти весь второй этаж дома занимает мастерская Репина. Художник построил её летом 1906 года и в следующем году, отказавшись от профессорства в Академии художеств, стал постоянным жителем "Пенатов".
По словам Репина здесь, в мастерской, он "проводил лучшие часы в своей жизни".
Финские соседи были в шоке от внешнего вида дома: «Здание было безобразнейшим на Перешейке. Оно было продуктом странной фантазии. От него во все стороны отходили небольшие выступы, веранды, пристройки, количество которых с годами увеличивалось...».
Гостей Репин принимал по средам. В этот день, ровно в 3 часа дня, над домом поднимался флаг, это означало, что хозяева ждут гостей.
В прихожей на бамбуковой подставке стоял, выписанный из Парижа, медный гонг "Там-Там". Над ним плакат, написанный Наталией Нордман, гласил: "Сами снимайте пальто, калоши... Бейте весело, крепче в Там-Там... Открывайте дверь в столовую сами..."
Самопомощь - девиз репинского дома. Стало быть, никто никому ни в чём не должен был помогать. Стол был уникальный. Теперь такие у китайцев очень популярны. Центральная часть стола крутилась и каждый, вращая её, мог достать любую тарелку с едой, не прибегая к посторонней помощи. В нижней части стола находились ящики, куда гости складывали использованную посуду.
Если же кто-то нарушал правила самопомощи, его подвергали шутливому наказанию. Виновный должен был подняться на трибуну в углу столовой и произнести остроумную речь. Часто гости провоцировали Корнея Чуковского, который был мастером разговорного жанра и экспромта.
Усадьба Репина и Нордман быстро стала местом встреч и общения самых разных знаменитых людей. Сюда приезжали практически все знаменитости того времени, включая бунтаря
Владимира Маяковского.
Здесь бывали К.И. Чуковский, Ф.И. Шаляпин, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, В.Г. Короленко и многие другие.
18 августа 1904 года "Пенаты" посетил Горький. Он тоже поселился в Куоккале, на "Вилле Линтула", примерно в двух километрах от "Пенатов".
Репин познакомил Горького со Стасовым. Фотограф К.К.Булла сделал 16 снимков этой встречи.
Пирогов, Стасов, Горький и Репин. 1905 г. Куоккала.
Шаляпин в гостях у Репина.
Репин читает известие о смерти
Льва Толстого. Слева - Чуковский. 1910 г.
В 1914 году Наталья Нордман умирает. Поскольку юридической хозяйкой усадьбы являлась она, то оглашается её завещание, по которому "Пенаты" становились пожизненной собственностью Репина, а потом переходили к Академии художеств при условии, что там будет открыт домик-музей.
Но Академия принять подарок Наталии Борисовны не спешила, мотивируя тем, что не располагает средствами для содержания такого музея. Дом уже требовал ремонта. Чтобы выполнить волю покойной супруги, Репин пожертвовал в пользу Академии Художеств 30 тысяч рублей.
Во время войны усадебные постройки сильно пострадали (от дома остались одни печные трубы и фундамент). Дом и постройки были восстановлены в 1950-1960-е годы. Сейчас в экспозиции музея-усадьбы можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки, а также работы его сына Юрия и других русских живописцев.
Сосед )))
Здесь пороходили встречи, концерты...
Теперь здесь гуляют и пишут картины.
Территория вокруг дома небольшая, но погулять есть где...
Это Аллея Пушкина.
С башенки открывался вид на Финский залив, но теперь сосны выросли слишком высокими.
Внучка у ступенек которые недавно отреставрировали ))
Все ей интересно... везде готова залезть, все открыть...
Русло ручья.
Когда Российская империя распадлась и эти земли остались у
Финляндии, Репина звали вернуться в СССР. Приезжали деятели, художники, уговаривали. Репин чуть было не переехал. Но потом написал большое письмо Луночарскому в котором настаивал ввести в СССР многоженство, "так как по собственному опыту убедился, что это самая рациональная форма брака"... только после этого от него отстали и перестали заманивать в СССР.
В конце жизни врачи запрещали ему работать. Друзья приносили ему тайком карандаши и краски. А когда карандашей не было он рисовал папиросками. Одной рукой, вторая уже не работала. Держать мольберт он не мог.
Артезианскую скважину глубиной около 72 метров пробурили весной 1914 года. Вода лилась в шестигранную чашу и по её ступеням в пруд.
Скважина давала 400 вёдер в час.
Водичка чистая, родниковая. Можно пить. Репин считал эту воду целебной!
Колодец Посейдон.
В 1930 году, в возрасте 86 лет, Илья Ефимович Репин скончался. Согласно своему желанию, художник был похоронен здесь же в "Пенатах".
Могила И.Е. Репина 1930 год.
Часть фото сделано на мобильник.
После смерти Репина до 1939 года в усадьбе жили Юрий и Вера Репины. Перед началом войны в ноябре 1939 года финляндское правительство рекомендовало населению эвакуироваться вглубь страны. Вера и Юрий покинули "Пенаты" и обосновавшись в
Хельсинки, где прожили до конца своих дней. В принципе,
Хельсинки - это второй
Петербург . Очень города похожи. Он и строился, в основном русскими архитекторами и на наши же деньги. При шведах там была небольшая рыбацкая деревенька и крепость, а столица была в Турку.
Хоть сам Репин при жизни в СССР так и не вернулся, он вернулся на Родину вместе с домом в могиле, после окончания
"Зимней войны" 1939-1940 гг.
По мне, так это была справедливая война, в которой Россиия вернула себе земли которые на момент присоединения
Финляндии ей не принадлежали. Это Россиийская империя отдала им Выборгскую губернию "во временное управление" и они забыли её вернуть во время революции, да еще и захватили часть земель Карелии, которые даже Швеции никогда не принадлежали.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Курортный р-н, пос. Репино, Приморское ш., 411
Время работы: с 10.30 до 16.00 (с 15.09 по 15.05), до 17.00 (15.09 по 15.05) - кроме понедельника и вторника
http://artsacademymuseum.org/
А это мы уже поехали дальше... хмурый Финский залив.
Часть инфы и фото (С) Википедия и официальный сайт музея