Рождественский огурец. Ч.12. Образы христианской мифологии, или Снова огурцы Кривелли

Feb 09, 2015 19:59

Авторский текст
Katalin ©

См. Часть 11



Фрагмент одной из картин художника итальянского Возрождения Карло Кривелли,  (1430, 1435 ? - 1495). Нужное место на картине обведено мною. Если я раньше и видела работы этого художника, то на "солёный огурец" точно не обращала внимание, потому что или он тогда меня не интересовал, или это всё казалось естественным: век живи - век учись.

Если рассуждать о сути рождественского праздника, то раз уж картошка, сыр и сосиски на ёлке никак не связаны с христианскими мотивами, то сложно найти что-то и про огурец. Когда я искала хоть что-нибудь про этот овощ в связи с религией, то нашла любопытную статью: здесь. Я благодарна её автору и его помощникам, потому что они помогли мне существенно сократить исследование :) Те, кто заинтересован, могут прочитать по ссылке вместе с комментариями. Может быть, это тоже даст возможность кому-то вдумчиво обмозговать образ такого непростого и загадочного овоща в мировой культуре.

"Огурец лежал на полу между Марией и архангелом Гавриилом, рядом с яблоком. Пузатенький, с пупырышками, и судя по цвету, честно говоря, - солёный.Мы обошли зал. Огурец был изображен практически на каждой картине Кривелли; иногда он лежал на полу, иногда свисал сверху. Путеводители молчали, символический смысл огурца от нас ускользал".

О фруктах в связи с христианством информации полно даже не на одно исследование, а вот об овощах...Кроме тех доводов и текстов на иностранных языках, которые приводятся в статье о картинах Кривелли, я могу добавить только одно русскоязычное дополнение:

Библейская энциклопедия Брокгауза: "В библейские времена садовый огурец (Cucumis sativus) в Египте и Палестине не был известен, поэтому встречающееся только в Чис 11:5 еврейское слово кишшу обозначает не огурец, а дыню (Cucumis melo), те ее сорта, которые имеют сочные, хорошо утоляющие жажду плоды, напоминающие по форме огурец. Поэтому упоминаемые в Ис 1:8; Иер 10:5 огороды (досл. "огуречные поля"; в Синод. пер. Иер 10:5 это выражение опущено) были бахчами, на которых выращивали дыни."



Взглянув на источники, складывается впечатление, что картины Кривелли - чуть ли не единственное звено, связывающее огурец и христианство. Этот художник был заново открыт только в 19 веке, и до сего исторического момента огурцы везде были тоже просто огурцами.

Я не вижу на картинах Кривелли тыкву или дыню, я вижу огурец. И уж тем более не вижу вытянутый "армянский огурец" (дыню змеевидную, Cucumis flexuosus L.). С историей и происхождением огурца мы разбирались. Если есть данные о том, что в 9 веке его выращивали во Франции, если говорят, что флорентиец Америго Веспуччи в начале 16 века загружал свои корабли консервированными овощами, то в годы жизни Кривелли - чуток пораньше Веспуччи - огурец тоже мог быть. Собственно, в статье Дмитрия об этом тоже говорится. Я бы наоборот сомневалась, если бы этого овоща в то время в Италии не было.

"Заимствованное из греческого anguria (однокоренное, кстати, русскому «огурцу») впервые зафиксировано, как пишет Г., в торговавшей с Грецией Венеции в 1323 году. Кривелли родился в Венеции - так что под cocomero он почти наверняка понимал огурец. Всё сходится." ( "Огурцы Кривелли").

Кстати, дыни, которые тоже относятся к семейству тыквенных, хорошо росли на Руси, это отмечал ещё Адам Олеарий, когда говорил и об огурцах: он чётко разделял эти виды овощей! При Петре I, например, существовали специальные теплицы, где выращивали дыни. Что касается "пушка" на плодах, о которой вспоминали в том же разговоре о Кривелли, то тут далеко ходить не надо. Вот молодые плоды дыни из моего огорода (сантиметров 8-10):



По мере созревания пушистость исчезает, но остаётся лёгкий намёк на неё на кожуре полностью спелой дыни - как будто остатки высохшей мокрой ваты, что ли.

Плод огурца тоже имеет своеобразный "пушок". По мере роста часть его потом превращается в реально колючие иголки (см. заглавное фото в Ч.7), а другая часть остаётся своеобразным жёстким, практически бесцветным, волосяным покровом и почти пропадает к окончательному пожелтению плода. Это - в т.ч. и защитная реакция растения, чтобы его никто не трогал до созревания семян. Огурцы - они пушистые! Вы не знали? Откуда же тогда на них берутся пупырышки? :) Не камень ни в чей огород, но городские жители, привыкшие к современным тепличным и гладким сортам огурцов или почитающие только солёные огурцы, об этом, к сожалению, действительно не знают. Кстати, и огурец, и дыня, и арбуз не обязательно должны виться по шпалерам: в дикой природе они могут расти в чистом поле, не цепляясь ни к каким растениям и строениям. По чистым полям сейчас разбросаны коммерческие плантации арбузов, дыней и тыкв. Поэтому жить на природе интересно и полезно :)

Почему огурец изображён рядом с библейскими персонажами? А почему он не может быть изображён рядом с ними? Вспомним "Поэтические воззрения славян на природу" (см. Ч.11). Кто и по какой причине в разные времена задавался вопросом происхождения фруктов и овощей? Люди с рождения видели то, что росло рядом с ними, и считали, что оно существовало всегда. Мифы, легенды и сказки, из которых можно было узнать о происхождении чего-либо, были полны символизма и связывались либо с незнамо какими временами ("жили-были дед и баба"), либо разбавлялись христианскими образами и символами (особенно заговоры и легенды). В некоторых случаях сочеталось и то, и другое.

Современные люди, особенно те, кто родился в эпоху компьютеров и мобильных телефонов, воспринимают окружающий мир точно так же: как будто всё это существовало всегда. Один из последних примеров: когда-то я изучала свойства подсолнечного масла и встречалась с интернет-текстами, где было написано о том, что это масло знали на Руси "испокон веков"! На самом деле существуют документальные свидетельства того, что его славянская история насчитывает всего 185 лет, до него у нас знали только лён и коноплю.



Фрагмент картины Карло Кривелли "Madonna della Candeletta"

Подсолнух, тыква обыкновенная, кукуруза - до второй половины 20 в. считалось, что эти растения были привезены из Нового света всего 4-5 столетий назад. Но современные учёные всё время пытаются доказать, что в Старом свете подобные растения знали задолго до этого. Например, мы сейчас разбираемся с другими видами тыквы, которые ведут своё происхождение из Азии, а есть арбузы и дыни, родиной которых является Африка. Но все эти растения, вместе с американскими, по своим биологическим признакам объединены учёными в соответствующие семейства.

Яблоня, кстати, по умозаключениям тех же учёных, происходит из региона современного Казахстана. Открытым текстом о яблоке в Библии не говорится: "запретный плод". Между прочим, этот образ до сих пор не даёт покоя многим исследователям: некоторые считают, что этим плодом могло быть совсем не яблоко. Так почему ж тогда тут не может быть и огурец? Но чтобы примерять существующие материальные реалии к образам, связанным с религиозными верованиями, нужно учитывать много тонкостей и разбираться в соответствующих вопросах.

Что касается христианской символики, то сейчас одни исследователи говорят, что огурец является символом Воскресения, другие - символом человеческого греха, а третьи утверждают, что у Кривелли в голове была своя мифология, не понятная ни его современникам, ни тем более потомкам.

Если рассматривать огурец как символ Воскресения, то тогда легенды о Святом Николае и американском солдате имеют вполне здравый смысл. Тогда огурец действительно мог появиться на ёлке рядом с фруктами точно так же, как он являлся на картинах рядом с яблоком и виноградом, имеющим в христианской традиции вполне понятные объяснения. Вот только откуда и когда взялась эта связь огурца и Воскресения? На этот счёт у меня есть целых три версии:

1) трудности перевода и сложности работы с библейскими текстами; путаница с тыквой и клещевиной, о которых нужно рассказывать отдельно (см. статью Дмитрия). Короче говоря, на современный огурец как на представителя семейства тыквенных перенесли всё, что раньше связывали с другими видами тыкв (о символике в христианстве тоже нужно рассказывать отдельно);

2) кто-то когда-то не имел желания или возможности открыто говорить об эротической стороне огурца и связанным с этим бесконечным продолжением жизни;

3) сделано специально, как и с некоторыми древними источниками, которые переписывались-перерисовывались в угоду тогдашним законопорядкам и по указкам сверху.

Так что долго и глубоко в этом копаться тоже нет смысла: земля круглая, и до её дна мы не достанем, потому что дна этого нет. Вселенная бесконечна! :)

Христианские традиции, как всем известно, тоже возникли не на пустом месте, к ним точно так же применимы природные законы и философия коллективного бессознательного. Например, яблоко в христианстве - это символ искушения и первородного греха, оно круглое и ассоциируется в первую очередь с Евой. Яблоня во всех мифологиях - женское дерево, которое связано с продолжением рода по материнской линии. А что же тогда может ассоциироваться с Адамом? Виноград - это немного не то...



Карло Кривелли, фрагмент картины "Благовещение"

Дмитрий пишет: "Огурец почти всегда изображен рядом с яблоком, как еще один символ искушения и греха". Я тоже с этим согласна: огурец - это образ не противоположный яблоку, а дополняющий его (яблоко - женское начало, огурец - мужское). Только я всё-таки больше связываю оба образа с плодородием и продолжением жизни, а не просто с природными инстинктами. И для этого нужно дополнительного рассматривать образ яблока: материалов у меня достаточно, но времени, к сожалению, сейчас на это нет. Я и с огурцом-то не собиралась так долго разбираться, но оказалось вон как...

UPD. О мифологии яблока см. в моей статье "Рождественские фрукты. Яблоки".

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так." (Бытие 1:27-30)

Что хотел сказать Кривелли, размещая на своих картинах огурец? Почему на его картинах огурец "солёный"? А почему солёный-то? На некоторых картинах огурец у него висит на ветке с листьями, кое-где лежит без них. О том, что огурцы в то время могли быть совсем не такими, какими их нам преподносят современные "нано-технологии", мы уже разбирались. О том, что даже сейчас на своей исторической родине тоже растут "не такие", совсем не зелёные, огурцы, я даже показывала.

Огурец имеет желтоватый и часто сморщенный вид, когда он полностью готов к изъятию семян. Это я знаю с детства: бабушка всегда оставляла на грядке несколько самых больших огурцов, чтобы они дошли до кондиции. Современного фото такого огурца из моего огорода показать не могу, но нашла чужое. Примерно так он выглядит.



Фото отсюда. См. также на всякий случай совет, как собрать семена огурцов: здесь.

Давайте посмотрим на документальные свидетельства, которые наглядно показывают, какими были огурцы и вообще семейство тыквенных раньше. Напомню, картины Кривелли - это вторая половина 15 века.

Jacques Le Moyne de Morgues / Жак Ле Муан де Морг (1533-1588)



Watercolour, France, 1575. Victoria and Albert Museum, London / фото www.vandaimages.com

Ещё он же:





Знаменитые картины Giuseppe Arcimboldo / Джузеппе Арчимбольдо (1526-1527 ? -1593).



Аллегория "Лето", 1560-е гг



Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590. Замок Скоклостер, Стокгольм

Juan Sánchez Cotán / Хуан Санчес Котан (1560 - 1627).Айва, капуста, дыня, огурец. 1602, San Diego Museum of Art



Увеличенный фрагмент картины:




Luis Meléndez / Луис Мелендес (1716-1780)1774. Museo Nacional del Prado, Madrid

Ernst Benary (1819-1893)



Album Benary, Erfurt (Ernst Benary) 1876-1893

Кстати, Эрнст Бенари в 1843 году в городе Эрфурт, в Тюрингии, основал кампанию, которая продавала семена цветов и овощей. После Второй мировой она переместилась в Саксонию и стала специализироваться на цветоводстве ("Benary Ernst Samenzucht Gmbh"). А Тюрингия в 19 веке, как мы помним, была центром производства ёлочных игрушек. Вот так мы снова вернулись в Германию. Я же говорила, что Земля круглая :)

И последняя ботаническая картинка (вроде бы тоже от Бенари). Кто-то говорил, что синих огурцов не бывает :)



Фото отсюда. Подобную страницу в Альбоме Бенари я пока не нашла. Если этот плод настоящий, то, скорее всего, селекционный. К слову сказать, есть такой овощ - чайот съедобный, Sechium edule, принадлежит тому же семейству тыквенных. Более всего сейчас известен под названием "мексиканский огурец". Некоторые его представители имеют кожуру сине-фиолетовых оттенков.

И фиолэтовая картошечка до кучи. А морковку я уже показывала здесь.



Фото www.newsru.com

Если же представить, что огурец Кривелли солёный, то мысль может пойти по другой дороге, но приведёт всё к тому же. Точная дата рождения художника неизвестна. Википедия гласит, что "в 1457 году он достиг совершеннолетия, так как был осуждён в Венеции за прелюбодеяние, совершённое с Тарсией, женой моряка Франческо Кортезе, на полугодовое тюремное заключение и денежный штраф." Теоретически, если с 14 века огурцы были точно известны торговой Италии и за 40 лет до Веспуччи моряки тоже брали с собой в плавания консервированные овощи или же подобные "консервы" были распространены в том регионе сами по себе, то и Кривелли, и жена моряка (да и просто женщина) могли об этом знать. Но это, конечно, только версия. И да: там, откуда к нам пришли огурцы, их едят как-раз полностью созревшими, я бы сказала перезревшими по нашим понятиям. И если торговцы об этом знали, то значит, и рассказывали всем остальным, как потребно вкушать сей плод. Ну, и за время путешествия на кораблях свежие плоды могли, естественно, терять свой товарный вид, т.е. точно также сморщиваться и ещё больше желтеть. А уж то, что представители одного и того же ботанического вида или рода могут иметь различный и далеко не идеальный внешний вид, это, по-моему, и так ясно. Версий на самом деле много!

Возвращаемся к нашему бессознательному - к теориям, рассмотренным в Ч.11. Итак, почему на картинах огурец: либо Кривелли оставался до конца жизни свободным художником, которому не были чужды природные инстинкты, либо раскаялся и хотел напомнить всем, что кроме "трёх столпов" неплохо бы в нашем непростом материальном мире подумать и о чём-то духовном. А может быть, человек просто-напросто любил природу :)

На этой картине, вверху - полный набор интересных символов! Можно сочинять диссертацию не только о том, почему огурец находится рядом с яблоком, но и почему рядом с огурцом - орехи.

UPD. О мифологии, в т.ч. об эротической символике орехов, см. в моей статье "Щелкунчик. Игрушка для детей и взрослых. Части 1-2" (ссылка открывается в новом окне).



В любом случае, работы Карло Кривелли - это красиво и по-мифологически гениально! И на мой взгляд, они являются очень ярким подтверждением коллективного бессознательного по отношению к образу огурца в мировой культуре. Собственно, то же самое можно сказать и о "солёном" огурце на рождественской ёлке, который кто-то когда-то туда поместил. Просто об этом мало кто догадывается, а уж понять и осмыслить это удаётся в наш век далеко не каждому.

См. далее "Рождественский огурец. Часть 13, заключительная"

Кривелли, ёлочная игрушка, мифология, личное мнение, овощи, яблоко

Previous post Next post
Up