Краткое содержание первых двух серий (для подробного ознакомления тюкать
семо и
семо):
представление о господстве в Средние века идеи плоской Земли не исчезает из популярной культуры, хотя анализ трудов средневековых авторов говорит о том, что шарообразность Земли была вполне респектабельным взглядом как среди мирских ученых, так и среди самых что ни на есть церковников.
Разрыва между интеллектуальным наследием античных философов, значительное число которых считали Землю шарообразной, и средневековыми мыслителями не наблюдается. Хотя некоторые христианские авторы поздней античности/раннего средневековья и защищали идею плоской Земли, этот взгляд подвергался критике со стороны других христианских авторов, никогда не был общепринятым в Церкви, и не оказал существенного влияния на средневековую мысль, в том числе мысль христианскую.
Разговор об этом начался с того, что все еще устойчиво популярное представление о том, что путешествию Колумба отчаянно противились «церковники», защищавшие свои отсталые взгляды о том, что Земля плоская. Как мы видим, «церковники» не считали Землю плоской и казалось бы не имели причины противодействовать экспедиции Колумба.
Но невероятная историческая правда состоит в том, что «церковники» действительно возражали против планов Колумба.
Правда делали они это по совсем другим причинам. Представители церкви стояли на стороне научной строгости, практической осмотрительности и интеллектуальной честности. Колумб противопоставил этому образцовую неряшливость аргументации, авантюрную безответственность и откровенный подлог.
Для дальнейшего обсужения следует понять, что экспедиция Колумба не была его частным предприятием и не снаряжалась в бескорыстной погоне за знаниями. Колумб предложил испанским монархам Фердинанду и Изабелле геополитический проект государственной важности - разведку нового морского пути в Индию (как тогда называли Дальний Восток в целом) для ведения торговли и христианской миссии. Фердинанд и Изабелла не были первыми, к кому обратился Колумб. Сначала он пытался найти поддержку своему проекту в Португалии и только потерпев неудачу, перенес свои усилия в Испанию.
О сугубой прагматичности проекта и подхода Колумба к этому предприятию говорят просьбы о наградах за успешную экспедицию, с которыми он обращался к монархам: дворянство, звание адмирала, должность вице-короля всех земель, приобретенных в результате его путешествия, и 10% от стоимости всех новоприобретенных богатств.
Забегая вперед (вы ведь все равно знаете, что Колумб в путешествие отправился и Америку открыл), покажу дворянский герб Колумба и страницу книги с описанием его привилегий, полученных за удачно проведенную экспедицию. Книга была подготовлена перед его четвертым, последним, путешествием через Атлантику, но в основе полученных привилегий лежали договоренности, заключенные с Фердинандом и Изабеллой перед первой экспедицией.
Герб
Книга привилегий
Фердинанд и Изабелла заканчивали объединение Испании и освобождение ее территории от мавров; молодое государство (или по крайней мере его правители) было готово к дальнейшей экспансии, но восточный путь в Азию вокруг Африки был уже разведан португальцами, и вероятность конфликтов с ними при пользовании одним и тем же путем была велика. Колумб предлагал очень смелое и рискованное решение - достичь Азии, двигаясь на запад. Разумеется, это было возможно только в том случае если Земля имела шарообразную форму.
Риск состоял в том, что протяженность океана между Европой и Азией не была точно известна. Если океан оказалася бы слишком велик, то экспедиция могла исчезнуть без следа, и все инвестиции пошли бы прахом. По этой причине в 1484 году испанские самодержцы велели созвать экспертную комиссию, которой было поручено оценить предложение Колумба. Во главе ее поставили священника Эрнандо де Талаверу, духовника королевы и впоследствии архиепископа Гранады.
Колумбу не везло; у монархов головы болели, в основном, о последнем шаге Реконкисты - завоевании Гранады, где все еще сидели мавры. Инквизиция, которая была учреждена в 1483 году, занималась своими делами и не собиралась предоставлять ресурсы для обсуждения географических вопросов. Дело Колумба двигалось очень медленно.
Первое, еще неформальное заседание королевской комиссии, состоявшей из светских и церковных экспертов, было созвано в 1486 году в Кордобе, а затем в том же году в Саламанке. Заседание в Саламанке состоялось в одном из университетских колледжей, но комиссия по характеру не была «университетской», а все той же «государственно-чиновничьей».
Комиссия выразила скептицизм по отношению к проекту, но ни один из поднятых ей вопросов не был связан с сомнением в шарообразности Земли. Даже странное возражение, что путешествие «вниз» по шару потребует путешествия «вверх» на обратном пути, которое может оказаться трудным, подразумевает сферичность Земли. Но главное возражениe было связано с оценкой расстояния до Азии; комиссия не была уверена в том, что океан можно пересечь с теми запасами, которые можно принять на борт корабля.
Последнее заседание состоялось в Севилье в 1490 году. На нем комиссия приняла окончательное решение - проект слишком рискованный, прожектеру отказать. Именно в ходе таких обсуждений проект западного пути в Индию долго «мариновали» в Португалии, а потом полностью «зарубили», когда успехи сообщения с Африкой и Индией по восточному маршруту стали очевидны.
Колумб не опустил руки и снова обратился к монархам. Поняв, что главное возражение состоит в оценке расстояния между Европой и Азией как слишком большого для практической навигации, он смело пустился на фальсификации.
В 15 веке были известны две оценки окружности Земли, сделанние Эрафосфеном в 3 веке до Р.Х. (250 тыс. стадий) и Птолемеем во 2 веке по Р.Х. (180 тыс. стадий). Неизвестно, каким стадием пользовался Эратосфен - греческим или египетским, но в обоих случаях его оценка близка к реальности, а птолемеева слегка занижена.
Птолемей считал, что суша (Ойкумена) занимает на шарообразной Земле около 180 градусов, и столько же занимает океан. Таким образом, для путешествия с западной оконечности Ойкумены до ее восточной оконечности необходимо преодолеть половину окружности земного шара, что составляло около 125 или 90 тыс. стадий. Если принимать оценку Эратосфена и использовать греческий стадий, то расстояние от Испании до Азии оценивалось в 22 тыс. км, что равно действительному расстоянию между Канарскими островами и Японией. Это расстояние и вызывало пессимизм у всех комиссий, рассматривающих проект Колумба.
Но упоминавшийся в предыдущих сериях Пьер д'Айли оценивал протяженность океана всего в 135 градусов. Колумб взял эту оценку за основу и уменьшил ее на 28 градусов, объясняя это тем, что путешествия Марко Поло показали, что суша простирается на восток дальше, чем предполагалось ранее. Поскольку Япония, по данным Марко Поло, отстоит от континентальной Азии очень далеко, Колумб отнял еще 30 градусов от расстояния, которое требовалось покрыть. Поскольку экспедиция отправлялась с Канарских островов, а не с континента, он отнял еще 9 градусов. Потом Колумб обвинил Пьера д'Айли в ошибке и отнял еще 8 градусов, оставив океану между Канарскими островами и Японией только 60 градусов.
Но на этом прожектер-энтузиаст не остановился. Пьер д'Айли (цитируя арабского астронома Альфрагано) оценивал растояние между точками экватора, разделенными одним градусом долготы, в 57 миль. Колумб использовал эту оценку, но сделал при этом вид, что Альфрагано говорил о римских милях (1,48 км), а не о морских (1,85 км). После внесения поправки на то, что путешествие будет происходить в среднем по 40 градусу широты, Колумб приводил свои вычисления к конечному расстоянию в 4450 км. При этом разница между его оценкой и реальностью составила 18000 км.
Таким образом, комиссия была совершенно права - Колумб не смог бы пересечь океан, если бы Америки не существовало. Открытие Америки было неожиданным и счастливым поворотом в судьбе экспедиции. При этом Колумб до конца своих дней был уверен в том, что открыл путь именно в Азию. Памятником тому являются до сих пор используемые термины: открытые Колумбом острова в Карибском море получили название «Вест-Индия», а коренные жители Америки - индейцы.
Таким образом, королевская комиссия, в которую входили «церковники» и которую возглавлял «церковник», справедливо оценила проект Колумба как авантюру. Заключение ее основывалось на практическом применении знания о шарообразности Земли и на довольно точных оценках ее радиуса. Колумб остался жив и получил обещанные ему награды только благодаря тому, что он так никогда и не достиг Азии, в которую обещал проложить путь.
Каким же образом история Колумба оказалась в восприятии людей 20 века настолько искаженной, что его экспедицию стали считать не тем, чем она была в действительности - рискованой авантюрой в погоне за сокровищами, а взлетом человеческого духа, мятежно рвущегося к свободе из пут средневекового невежества? Почему отклонение дорогого, но неряшливо подготовленного прожекта, которое было сделано на основе скрупулезного анализа географических знаний, во многом соответствующих современным, превратилось из рутинной государственной экспертизы в мрачное судилище в подвалах Дона Рэбы испанской инквизиции? Кто придумал, что современники Колумба считали Землю плоской? Поговорим об этом в завершающих частях.