Делаю перепост интересной заметки, содержащей подборку изображений храмов и часовен в дюжине университетов из числа лучших в мире. Мне он понравился именно своей наглядностью. В наличии исторической связи между научным методом и христианством, а также между университетами и церковью трудно сомневаться даже поклонникам творчества Ем. Ярославского и Л. Таксиля. Но вот в то, что вполне современное студенчество в лучших университетах мира не считает атеизм (или агностицизм) единственно приемлемым мировоззрением нередко отказываются верить даже и более рассудительные люди. По этой причине наглядная демонстрация того, что христианство продолжает играть роль в жизни высшей школы на Западе очень уместна.
Предлагаю вашему вниманию этот перепост за которым последует мой небольшой комментарий с веселыми (и не очень) картинками.
Оригинал взят у
1kle в
Университет и ЦерковьДрузья, позавчера был замечательный день - 24 мая, последний звонок. Выпускники российских школ готовятся к вступительным экзаменам. Университеты, в свою очередь, готовятся к очень тщательному отбору абитуриентов. Отталкиваясь от этой весенней даты, я бы хотел коснуться темы Церкви и университета.
Как известно, первые университеты в Западной Европе основала римско-католическая Церковь. Первое время университеты существовали неотрывно от Церкви, что выражалось, в том числе, и в учебных программах, и в точке зрения на науку и философию. Время шло, общество секуляризировалось, университеты получали всё большую и большую автономию от Церкви. Между тем, именно в эпоху, когда Церковь была наивысшим авторитетом в обществе, был сформулирован научный метод - основа современной науки, на что серьезно повлияло христианское отношение к тварному миру - данный факт отмечен многими исследователями.
Наступило Новое Время, во время Французской Революции появились первые университеты, несущие в себе атеистическое мировоззрение, однако это явление имело лишь локальный характер. Дальше процесс секуляризации нарастал, однако стоит отметить, что и сейчас в самых крупных университетах Запада присутствует теология как дисциплина, а Церковь играет большую роль в жизни студентов-христиан.
Что же мы имеем в нашей стране? Несмотря на то, что одним из основателей Московского Университета был Иван Иванович Шувалов, которого подозревали в масонстве, а с самого начала преподавательский состав Университета состоял из практически одних «Вольных Каменщиков» (что, разумеется, со временем изменилось, но начиналось все именно так), связь между Церковью и Университетом в России была так же сильна, как и в остальных странах Европы. Однако в советское время произошло нечто даже более трагическое, чем во время Французской Революции. Вспомним декрет об отделении Церкви от школы, который по сути создал фундамент для атеизма как основы идеологии образования. Так просуществовала наша страна до 90х годов, и старшее поколение еще помнит уроки «научного атеизма». Стоит признать, в современную эпоху какие-то строго определенные отношения между университетом и Церковью еще не выработались, однако наметилась явная тенденция ухода от советского прошлого и переноса тех отношений между Церковью и Европой, что существуют на Западе. На наш взгляд, так как мы все-таки принадлежим к восточно-христианской цивилизации, такое калькирование неоправдано, но это не так важно.
Не будем углубляться в сложные отношения, что существует между двумя обозначенными выше субъектами, и рассмотрим конкретный вопрос наличия в университете церкви. Так как если не большинство, то уж точно значительная часть университетов была построена в советское время, то речи том, чтобы гармонично вписать храм в пространство ВУЗа, быть не могло. Соответственно сейчас вполне логичен вопрос: «Стоит ли строить церкви в университетах, насколько сильна потребность в них у студентов и преподавателей, и не нарушит ли это светский характер нашего государства?»
Как ни странно, весьма популярна точка зрения радикального атеизма советской эпохи, которая видит угрозу не только образованию, но и вообще судьбе нашей страны как успешной. Говорят о Средневековье и о том, что страна катится в пропасть, и об ужасах клерикализма, и о тотальной смерти всего хорошего. Помнится, не так давно в нашей стране собирались подписи против строительства церквей при университетах, мол, «Церковь и университет» - анахронизм. Как оказывается, почти во всех ведущих Университетах мира (здесь имеются исключения, к примеру, университеты Израиля) существуют церкви, которые не только не пустуют, но и играют немалую роль в жизни студентов. То есть даже умеренный западный сценарий развития нашей страны предполагает строительство церквей в университетах, иначе мы будем очень странно смотреться относительно Запада и ведущих университетов мира. Получится, что мы ещё живем уроками «научного атеизма» и советским прошлым, игнорируя ту гармонию, что существует между светской частью общества и религиозной на Западе. А они там живут, как мы увидим, не в условиях радикального атеизма, как нам это предлагают, а в условиях религиозной свободы, то есть права любого человека исповедовать свою веру, в том числе и в университете, что включает в себя наличие наикрасивейших (часовня MIT не в счет) церквей, в том числе и новой постройки.
Мы предлагаем вам воочию в этом убедиться и оценить эти шедевры зодчества людей западных исповеданий. Мы очень надеемся, что начав мыслить Запад не как общество воинствующего секуляризма, а как общество религиозной свободы, мы преодолеем стереотип, согласно которому стремление к Западу мешает нам жить в собственной традиции. Безусловно, наша традиция имеет другое отношение к науке и Церкви и к их взаимодействию, и на наш взгляд нам следует избрать именно восточно-христианский путь, повторим это во второй раз. Но цель данной статьи не призвать скопировать Запад, а убедить читателей в том, что даже на Западе имеет место относительная свобода в строительстве Церквей, и таким образом, нашим радикальным противникам Церкви нет смысла ссылаться на Запад, надеясь найти там поддержку.
Итак, по порядку.
Церкви двенадцати ведущих университетов мира
Церковь свт. Марии в Оксфорде
Оксфордский университет
Церковь свт. Марии в Кембридже
Кембриджский университет
Мемориальная Церковь
Стэнфордский университет
Капелла Святой Урсулы Сорбонской
Сорбонна
Мемориальная Церковь
Гарвардский университет
Часовня MIT
Массачусетский технологический институт
Капелла
Принстонский университет
Внутри Церкви Йельского университета
Йельский университет
Церковь свт. Василия Великого
Торонтский университет (Канада)
Часовня свт. Павла
Колумбийский университет
Университетская Церковь
Чикагский университет
Епископальная Церковь Корнельского университета
Корнелльский университет
МГ
А это уже мой комментарий.
Вслед за всем сказанным и показанным ув.
1kle замечу, что не все так просто и благостно, как нам хотелось бы. Христианская жизнь на университетских кампусах действительно имеет место. Но нередко она бывает мало связана с официальной университетской часовней. Да, часовня или храм часто предоставляет помещение, но типичной формой христианской жизни часто являются братства и прочие организации. Если это католическое или православное братство, то у него нередко бывает священник-духовник и члены братства участвуют в богослужениях в том храме, где он служит. Единого шаблона в этом деле не существует; все братства устроены по-разному. Все, что я хотел заметить - университетский храм/часовня не всегда является центром христианской жизни студентов.
Если говорить о прошлом, то из всех изображенных храмов и часовен самая глубкая связь между церковью и университетом существовала, пожалуй, в Оксфорде.
В начале 13 века она стала физическим центром университета в Оксфорде (до этого она была обычной приходской церковью). У университета тогда не было своих учебных и административных зданий, поэтому в церкви находился ректорат, в церкви проходили защиты диссертаций и прочие диспуты, там же происходили церемонии присвоения ученых степеней. Затем стали строиться здания колледжей (Оксфорд состоит из отдельных колледжей), но St Mary's продолжала оставаться университетским зданием - в ней размещалась университетская библиотека. Университет перестал пользоваться церковными помещениями в учебных и административных целях только к концу 17 века.
Вот несколько фото изнутри
О глубокой связи Оксфорда с церковью с очевидностью говорит девиз на гербе этого университета, который на привычном нам языке звучит: "Господь просвещение мое" (Пс. 26:1). (Все гербы, о которых я говорю приведены в заметке
1kle). И не только у Оксфорда такой "говорящий" девиз. У Колумбии он звучит "Во свете Твоем узрим свет" (Пс. 35:9). Девиз Принстона: "Под Богом процветает", а на книге, изображенной на гербе написано "Ветхий и Новый Завет". У Йеля девиз "Свет и истина", причем на развороте открытой книги это словосочетание дано на языке оригинала, а в Ветхом Завете оно относилось к богослужениям в Иерусалимском Храме. Итак, даже гербы университетов ясно говорят об их исторической связи с церковью.
Вот подушечка с университетским девизом на скамейке в оксфордской St Mary's
Несмотря на все это не стоит переоценивать ни влияние университетских церквей на студентов, ни само христианство, практикуемое в них. Показательной для меня в этом отношении является все та же церковь в Оксфорде. Некогда здесь бурлила духовная жизнь, хотя бы и в своем западном изводе; люди ожесточенно спорили о вере и готовы были отстаивать свои убеждения несмотря на угрозу смерти на костре (говорю о Хью Латимере, Николасе Ридли и Томасе Кранмере;
вот Вика по теме, если интересно).
Вот разные памятные таблички о них и других людях
А вот это выточенный в столбе уступ для поддержки деревянного помоста, с которого Томас Кранмер должен был публично объявить о своем отказе от реформации (поскольку он выступил с прямо противоположным заявлением, то был немедленно сожжен).
Но все это было в 16 веке, а в начале 21 в церковной лавке там продается вот такая книга, написанная настоятелем храма.
Заголовок ее "Христианский атеист"; эта книга о тех (и для тех), кто хочет чувствовать себя частью церкви, но при этом не хочет верить в Бога. (Знакомая ситуация - не правда ли?) Я подумал и решил, что не хочу поддерживать шутов гороховых своими трудовыми долларами если очень надо, куплю потом на Амазоне от таких глупостей у меня голова кружится и чтобы совладать с головокружением я залез на колокольню и сделал оттуда несколько снимков.
Это университетская библиотека нового времени (но вполне старая по нашим понятиям), где сейчас находится немного фондов, а в основном это читальный зал
А это Оксфорд осенью
Так что не стоит переоценивать христианскую миссию указанных церквей. Но вот что стоит заметить и понять так это то, что традициями в мире не разбрасываются. Несмотря на весь материализм здешней жизни, на значительную по сравнению со средним по обществу левизну профессоров и на обычную для молодежи разруху в головах, западные университеты (и не только они) не спешат разрушать то, что было частью академической жизни в течение столетий. Следует понять, что наше отечественное агрессивное безбожие не есть обычная черта нового времени, но специфически наша национально-народная традиция, не слишком старая, но чрезвычайно решительно насаждаемая на протяжении 70 лет истмата.
И в заключение не могу не возразить на утверждение автора цитируемой заметки, что Московский университет был основан масонами. Мне неизвестно что-либо о масонстве И.П.Шувалова и М.В.Ломоносова (равно как и императрицы Елизаветы Петровны). Масоны действительно играли роль в ведении университетских дел; Херасков был директором Московского Университета в течение первых 7 лет, а издательством заведовал Новиков. И тот, и другой были масонами. Но скажем прямо, в масонах тогда ходили все скучающие секунд-маиоры, коих души жаждали просвещения и высшего служения. Не стоит переоценивать их роль, и не стоит считать Московской Университет масонским гнездом искони.