Прошедшим летом я поместил в журнале серию заметок об истории нашего прихода (даю ссылку на
последнюю из четырех заметок - по ней можно найти все предыдущие). Чтобы не повторяться, скажу только, что мы - старейшая православная община города Филадельфия и нам от роду 116 лет. Первую литургию в приходе служил будущий священномученик Александр Хотовицкий, а наш храм, когда он был перестроен из купленного приходом помещения, освящал будущий святитель Тихон.
Обо всем этом можно прочесть подробнее в упомянутых выше очерках, поэтому повторяться а не буду. Скажу только, что в них я упоминал многих людей, оставивших след в истории прихода, и сейчас хочу добавить к этому рассказу некоторые новые детали.
В моем рассказе говорилось о каноническом хаосе, царившем в Северной Америке с 1917 по 1970 год. Несмотря на запутанность положения, наш приход остался верен патриарху Тихону и когда это стало возможно восстановил общение с Матерью-церковью через Экзарха Московского Патриарха.
Несмотря на прекращение связей с Россией и естественную американизацию жизни иммигрантов, в приходе действовала школа и драмкружок, которые позволяли людям не забывать родной язык. Благодаря этому одна из наших прихожанок, Анастасия Карнаух, супруга авиационного инженера, а впоследствии нашего протодиакона Павла Карнауха, работала переводчиком в морском отделении администрации ленд-лиза.
Когда я рассказывал об этом в исходной заметке, я посетовал, что не могу найти замечательную фотографию молодой будущей матушки Анастасии в кругу советских морских офицеров в широчайших штанах и с неизменными папиросами в руках. Той самой фотографии, не нашлось, но наш главмузейщик Александр Козлов нашел очень похожую на нее (видимо, это та же самая «фотосессия»), на которую и приглашаю вас полюбоваться. Матушка Анастасия - в перчатках и с сумочкой. Вторая женщина на фото - ее сестра.
Еще я рассказывал о том, что сразу после войны прихожане устроили большой ремонт храма, заказали настенную роспись и соорудили новый иконостас. После проведения этих работ наш храм принял в общих чертах знакомый нам вид.
Вид храма сегодня. После всех ремонтов и реставраций это все та же роспись и тот же резной иконостас.
Иконостас был сработан замечательным мастером Иваном Боровковым, который был прихожанином нашего храма. Интересно, что после исходной заметки со мной связался его родственник с просьбой поделиться информацией о нем.
Это фотография Ивана Боровкова; год мне точно неизвестен, вполне возможно, что это 30е или 40е годы.
Новой информации о нем оказалось не так много, потому что живых свидетелей тех времен уже не осталось. Однако в старой приходской книге взносов мне удалось найти его имя. Вот такая огромная книга. Крышка от объектива показана на снимке для сравнения размеров.
Вот здесь указано, что он заплатил взносы за 1913 год.
Поиск его имени по списочным книгам оказался интересным занятием. Выяснил, что в 1912 году в приходе насчитывалось 333 члена, а в середине 30х, после всех революционных волнений и бурь, всего около 60, и только к концу 40х годов число членов достигло 110-120. Кстати, в начале 20 века членский взнос в приходе составлял 3 долл/год, что равно приблизительно 80 долл в сегодняшних “похудевших” деньгах.
Недавно Александр Козлов изготовил стенд по истории прихода вообще и в частности об
установке поклонного креста, о котором я тоже писал в этом журнале, поскольку это событие тоже стало частью истории прихода.
Вот фотография Ивана Боровкова на этом стенде в окружении портретов других исторических личностей, например, Григория Новикова - художника, расписывавшего стены и потолок храма.
Эта часть стенда посвящена в основном первым годам прихода.
А вот и установка креста.