Босяцкий буддизм на марше (часть 2, завершительная)

Jan 30, 2014 17:02

В первой части этой заметки речь шла о связи злоключений современной Америки с изменениями стереотипов поведения. Автор недавно вышедшей книги «С каких пор белое босячество стало новой нормой?» консервативный журналист Шарлотта Хейз считает это изменение переходом от общественных норм, основанных на поведении джентльмена, к нормам, заимствованным у т.н. белого босячества - белых жителей социального дна американской глуши, обычно на Юге или Среднем Западе. В этом она, следуя А. Тойнби, видит знак деградации общества, хотя апологеты этих изменений, разумеется, преподают их как раскрепощение личности и освобождение духа.

Одна из глав этой книги посвящена религиозным взглядам «нового белого босячества» (далее я буду сокращать это выражение до НББ). Они основаны на отрицании того, что НББ называет «организованной религией» и характеризуются поразительным невежеством в религиозных вопросах, о чем уже шла речь в первой части заметки.

Босяки или джентльмены?


Здесь необходимо сделать небольшую паузу и пояснить, что автор книги, а тем более автор этой заметки, не видит в обличении НББ никакой персональной вендетты. Оно не направлено против недругов, которых следует унизить. В нем нет ненависти или презрения к человеку, зараженному НББ. Переход от эпохи хороших манер в эпоху НББ есть процесс социальный, в чем-то даже сходный с распространением инфекции. Правдивый рассказ о НББ поможет всем нам в борьбе с его возбудителем.

Итак, передаю слово Шарлотте Хейз (далее, если нет пояснений, но стоят знаки цитирования, вы читаете фрагмент главы про босяцкий буддизм, о которой зашла речь выше):
«Мой сосед - неряшливый человек с козлиной бородкой, выкрашенной в синий цвет, чтобы быть в тон его татуировкам. Еще он большой любитель буддизма и прочих восточных духовностей, при этом являясь прихожанином дружелюбной к голубым епископальной церкви в районе Дюпон-серкл [голубой район в Вашингтоне - partizan_1812]. Не смущаясь тем, что его мысль не слишком оригинальна, он заявил: “Я просто не люблю организованную религию.” Получается так, что полностью дезорганизованный ашрам это как раз то, что ему надо. Без всякого намека на осознание своего положения он продолжил: “Надеюсь, что я не слишком усложняю”. В ответ на это предположение я его немедленно успокоила.”

Далее автор пишет, что несмотря на претенциозность своих приверженцев, вся эта йога и эрзац-буддизм есть ни что иное, как подновленная версия какой-нибудь ленивой шалашовки из романа Фолкнера, которой в воскресное утро неохота вылезать из грязной постели в гадкой хижине, прилично одеваться и идти в церковь. В это же самое время некая суровая бабушка заставляла своих внуков умываться, одеваться и идти в церковь, что в итоге сделало их адекватными членами общества.

Разумеется, мадемуазель Хейз говорит здесь исключительно об общественной стороне вопроса. Она это вполне осознает, но считает и этот аспект достаточно важным фактором происходящей катастрофы - перехода от джентльменства к босячеству, а именно об этом и написана книга.

Автор вспоминает времена, когда участие в церковной жизни придавало человеку если не веру, то хотя бы дисциплину, определенный уровень культурных знаний и культуру мысли. Религия нового босячества борется со всем этим так же решительно, как и с верой в Бога. Говоря об этом, Шарлотта Хейз рассказывает о случае, когда епископальный епископ Вашингтона поднялся на кафедру в Национальном соборе США (это главный собор здешних епископалов) и стал в качестве проповеди декламировать стихи Дэвида Уайта, который известен своей практикой дзена (эрзац-буддизма, как сказала бы мадемуазель Хейз) и такими строчками:
Меня не волнует один ли Бог или их очень много.
Но надо знать я свой здесь или жить мне одиноко.

Национальный собор построен в нео-готическом стиле в 20 веке и весьма красив. Он немного пострадал от землетрясения, которое произошло в 2011 году, но это уже совсем другая история.






Добавлю тут от себя, это просто хрестоматийная иллюстрация эволюции епископалов, которые в погоне за веком и численностью личного состава готовы верить во что угодно или не верить ни во что. Главное, чтобы не одиночество, понимаешь, и поэтому им все равно где искать спасение от него - в церкови утром, в ашраме после обеда или в баре в районе Дюпон-серкл поздним вечером. При этом одно другому совершенно не мешает.

Не думаю, чтобы Дэвид Уайта (David Whyte) был широко известен в России, поэтому замечу, что по моему предположению мадемуазель Хейз решила взять в пример именно этот случай из-за возможности скаламбурить; чтение его стихов с кафедры Национального собора она называет Whyte trash (омофон словосочетания white trash). Уверен, что ей было из чего выбирать.

Всеядность и невежество, свойственные религиозному сознанию НББ, продолжает Шарлотта Хейз, давно перешли «приходские» границы и проникли в область печатного слова. Одной из фундаментальных идей НББ является идея о ранней истории Церкви как перманентной борьбе за власть между мужчинами и женщинами, которых первые хотели закрепостить, навязав им свои зловещие патриархальные нормы. «К несчастью для этой точки зрения, -пишет автор со свойственным ей юмором, - первые христиане были слишком бедны и слишком заняты такими делами, как мученичество, чтобы иметь возможность уделять достаточно времени вопросам закрепощения женщин.»

Одним из классических примеров невежества НББ в обсуждаемых вопросах автор считает популярность чтива, якобы основанного на чем-то религиозном, но в реальности представляющих продукт, изготовленный НББ для НББ. В отношении более известного в России «кода Да Винчи» Шарлотта Хейз пишет: «Автор Дэн Браун сумел ловко присесть между двумя стульями: с одной стороны сказать «не придирайтесь, это же просто беллетристика», а с другой напасть на Церковь. Если вам удалось остаться в неведении об этой требухе, то вот ее краткое содержание: Христос женится на Марии Магдалине и производит на свет королей меровингской династии. Такое и выдумать невозможно, хотя Дэну Брауну это как-то удалось.»

Затем она упоминает еще один роман под названием «Последний Завет Библии». [Краткое содержание шедевра: якобы Иисус явился в современном Нью-Йорке на самом дне общества и ведет беспорядочную жизнь, соответствующую такому положению. Жизнь эта заполнена любовью в классическом понимании добрых старых хиппи. Добавьте к этому полстакана обычного подросткового протестного богословия, которое сводится к тому, что боганет, а религия повинна во всех страданиях рода человеческого от веку, и "кушать подано". - partizan_1812] «Да уж, это вам не Достоевский, - продолжает Шарлотта Хейз. - Все эти книги - фантазии для людей, оторвавшихся от своих корней настолько, что они не способны распознать помои, если они претенциозно упакованы…»

«WASP’ы* старшего поколения обладали некоторым уважением к истории, но их внуки, которых вероятно зовут Эппл, Бодхи и Тор, им уже не обладают. Они не имеют никакой защиты против всей этой глупости, которую могли бы получить простым посещением воскресной школы.»

Если бы все это ограничивалось беллетристикой! После Брауна и Фрея, автора «Последнего Завета», мадемуазель Хейз приводит еще пример Джона Кроссана, бывшего доминиканского монаха, члена так называемого Семинара по Иисусу **. Г-н Кроссан несет в массы объяснение мнимого, с его точки зрения Воскресения утверждением, что тело Господа после Крестной смерти было съедено псами. «Нет сомнения», пишет Хейз, «что миллионы невежд, чьи ленивые родители проспали свою воскресную школу, на лету подхватывают эти глупости, как если бы у них было какое-то научное основание.»

«Некоторые из религий НББ достойны пародирования и в то же время над ними не хочется смеяться. Сейчас очень популярно поклонение богине… Последователи феминистской богини воют на луну и совершают подобные глупости для того, чтобы призвать ее. Да они просто везунчики, что у них это не получается. Большинство богинь античного мира таковы, что Яхве в минуту посылания казней на род человеческий выглядит по сравнению с ними безвольной тряпкой. Моя любимица, несомненно, Кибела, которая требует от своих мужских поклонников оскопления. Я слышала, что Кибела пользуется особой популярностью в трансгендерных кругах, где распространено также убеждение, что христианство запретило ее культ из страха перед ЛГБТ-сообществом.»

«Есть стороны невежества НББ, которые не так ужасны, но очень раздражают по мелочам. Пресса США потрясающе невежественна даже в вопросах религиозных церемоний. Когда они ведут репортаж о каком-нибудь событии в Вестминстерском Аббатстве, то обязательно перепутают все титулы клириков. Дорогая НББ пресса, возьмите себе на заметку, к архиепископу Кентерберийскому [Джастин Уэлби - partizan_1812] не обращаются “преподобный Уэлби”. Не удивительно, что они не знают всех этих тонкостей, но удивительно то, что они не знают, что они их не знают, а поэтому и не додумываются у кого-нибудь спросить.»

«Когда Папа Бенедикт XVI написал книгу, посвященную описаниям детства Христа, и заметил в ней, что принятый календарь может не совпадать с реальной датой Рождества Христова на несколько лет, пресса возбудилась свыше всякой меры, объявив, что Папа «опровергает» Евангелие. Не имея даже шапочного знакомства с религией, они не способны понять, что важно, а что не очень.»

«Камилла Палья, неверующий историк искусств, которая тем не менее способна распознать порожденное христианством прекрасное, преподавала студентам, которые не вполне понимали, к чему относятся такие персонажи как Адам и Ева и совершенно не знали человека по имени Моисей… «Если вы художник и не знаете кто такой Моисей, - говорила Палья, - это значит, что Запад умер. Все кончено. Запад совершил самоубийство.»»

Шарлотта Хейз продолжает: «Культурное невежество порождает босяцкое поведение. Если вы не знаете, кем были Адам и Ева, то у вас не может быть обоснованных аргументов против того, почему бы не пожениться Адаму и Севе. Поэтому я рискну предположить, что придет день, когда клирик разведется с женой, «выйдет из шкафа», начнет открыто сожительствовать с мужчиной, а потом станет епископом Нью-Гемпшира.»

Последнее, разумеется, есть не что иное, как едкая шутка мадемуазель Хейз, поскольку все это уже произошло в действительности. Если это прошло мимо вас, то можете посмотреть в Википедии, набрав "Джин Робинсон", а еще лучше полюбуйтесь на его семейные фотографии. Красавчег.





Я предвижу некоторое недовольство тем, что речь в этой заметке шла почти исключительно об общественном значении того, что буддисты с крашеными бородками называют «организованной религией». Да разве вера сводится к этому, спросят они. Разве Церковь существует только для того, чтобы поддерживать какие-то общественные начинания и бороться с другими? Ни в коем случае. Я и сам очень не люблю, когда государевы люди вырезают из православия все важное, а оставшийся обрубок водружают на постамент, объявляя величайшей заслугой православия то, что он является «государствообразующей религией». Оно не является государствообразующим ни в Японии, ни во Франции, ни в Египте, но тем не умаляется его роль в спасении прибегающих ко Христу в Николай-до, на Рю-Дарю, или в синайском Свято-Екатерининском монастыре.

Без сомнения, это различие хорошо понятно и автору книги, о которой я веду речь. Вот так она заканчивает главу про эрзац-буддистов и прочих людей завтрашнего дня: «Не следует думать, что регулярное посещение храма это всего лишь способ борьбы с босяцкими манерами. Но оно очень помогает.»

Добавлять к этому мне не хочется ничего. Я не зря начал этот очерк цитатой из «Приключений Тома Сойера». Отношения Тома с церковью и воскресной школой были неоднозначными. Том был прямым, смелым и энергичным подростком, но не имел склонности к учебе. При всех своих достоинствах он вполне мог бы пойти по босяцкому пути, если бы не добрая и одновременно суровая тетушка Полли, его воспитательница, благодаря которой Том усердно, ходя и без инициативы учился умываться по утрам, одеваться в лучшую одежду и участвовать в мероприятиях «организованной религии», включая и занятия в воскресной школе. Не буду спорить, последние не слишком его увлекали, но ведь и свой самый счастливый миг он пережил в церкви.

В заключение передаем музыкальную благодарность автору обсуждаемой книги, леди-южанке, от нашего управления пропаганды.

Песню переводить слишком долго, поэтому скажу лишь, что это гимн женщинам Конфедерации, которые терпят лишения, надевая платья не из ткани фабричного изготовления, но простые домотканые. "Ура домотканому платью, которое носят южные леди" поется в песне, которую исполняет здесь Бобби Хортон. Видеоряд политически некорректный, но другого я не нашел.

image Click to view



* WASP - white anglo-saxon protestant; белый англо-саксонский протестант.
** Заметка самому себе. Этот семинар есть действительно «что-то особенного»! О нем стоит написать, когда будет хорошее настроение и много времени.

краеведение, серые и синие, церковь и общество, военные науки_искусства_и_художества, богословие кота Леопольда, история, Васисуалий Лоханкин, социальность как она есть, книги, добрый доктор ухоглаз, блоггерство и ЖЖейство, поток сознания

Previous post Next post
Up