Новые форматы

Jan 24, 2012 14:05

Привычные коммерческие форматы произведений меняются со временем. Я писал как-то, что до начала 50-х годов снимали полнометражные фильмы длиной около одного часа. А потом формат художественной ленты для кинотеатра устоялся: от полутора до двух-с-половиной часов, с редкими затянутыми исключениями.

Сейчас для фильмов появился формат сериала: историю успевают рассказать за 40-50 минут. Или, наоборот, растянуть её на целый 12-часовой сезон. Это также действующие коммерческие форматы кино. С исчезновением кинотеатров привычный формат двухчасовой киноленты канет в Лету.

Но сегодня я говорю не о кино, а о литературе. Литература в коммерческом кризисе, но этот кризис она обязана пережить. Поможет ей смена коммерческого формата.

До настоящего момента в книгоиздательстве господствовал формат романа, который правильнее всего определить как цельный художественный текст объемом 12-20 авторских листов. (У литературоведческого жанра «роман» - другое словарное определение.) Такой объем позволял выпускать самый распространенный продукт книжных типографий: обыкновенную книжку в твёрдой обложке (реже - в мягкой), страниц на 250-400. Именно этим продуктом наловчились торговать издательства и специализированная розница - наловчились настолько, что разучились продавать какие-либо иные книги.

Соответственно, все авторы последних десятилетий делали «романы». Иногда, ради заказухи, от души или для спорта, автор останавливался и выдавал рассказ - рассказ тоже был относительно коммерческим форматом, его публиковали в журналах или сборниках (та же книжка на 300 страниц). А вот повесть, по объему что-то среднее между романом и рассказом, за эти годы практически полностью вымерла: у повести не было коммерческого выхода.

В личных наблюдениях замечаю, что народ эпохи интернета не хочет читать крупные тексты. Традиционный «роман» - это слишком много. Смотрите: серия «Этногенез», квинтэссенция нашей коммерческой прозы, сократила формат на треть, ужав роман до 9 авторских листов. Читатель не возмутился.

Другая тенденция - визуализация книги. Например, книги нового сериала vadim_panov'а «Герметикон» сопровождаются комиксами среди страниц с текстом, причем сюжет, содержащийся в комиксах, не повторяется в тексте романа. По этой причине романы «Герметикона» нельзя читать в виде «голого текста»: иначе вы пропустите детали.

И «Этногенез», и «Герметикон» - это новые тренды бумажного книгоиздания и первые указатели того, что будет после смерти бумажной книги (кто-то сомневается в её кончине?). Электронная книга даёт автору множество невиданных возможностей. Анимированные иллюстрации, гипертекст, видеовставки и даже элемент игры - активный текст, меняющийся по выбору пользователя. Тот, кто первым удачно это воплотит в литературном продукте, сорвёт куш. Естественно, от успешных авторов теперь ожидают, что они немного разбираются в современных компьютерных технологиях. Современный автор - это ещё и продюсер.

Авторы, вы сможете перестроиться под новый формат? Если «да», то будущее ждёт вас с распростёртыми объятьями.

прогнозы, кино, литература

Previous post Next post
Up