Топ-10 лучших фильмов, получивших главный оскар

Feb 24, 2013 15:26

В прошлом году в честь вручения оскаров я написал заметку о худших фильмах из тех, что получили статуэтку за Фильм Года. В преддверии нынешней церемонии - симметричный Топ-10 самых лучших фильмов из тех, что получили главный оскар.

Всего их сейчас 85, я видел все. Завтра утром будет известен 86-й. Первые два были ещё немыми и получили похожие главные статуэтки в один год (1929): тогда было не понятно, какая всё-таки главная, Best Production у «Крыльев» или Best Artistic Production у «Восхода солнца». Потом номинацию «best artistic» отменили, и теперь нет сомнений, какая именно статуэтка будет вручена за Фильм Года.



В хронологическом порядке или в алфавитном? А вот я решил, что в русском алфавитном. На всякий случай: этот список является моим частным мнением.

Амадей, лучший фильм-1985
Милош Форман придумал новый киножанр - исторический фарс (подробнее о жанре в другой моей заметке). Ну, возможно, не придумал, но застолбил поляну и показал, что вообще можно в нём слепить. Через пятнадцать лет главный оскар дали почти такому же « Влюблённому Шекспиру», но это было уже не то. Форман, кстати, один из немногих режиссёров (но не единственный), у которых аж два фильма получали главный оскар (ещё «Полёт над гнездом кукушки»).

Афера, лучший фильм-1974
Лучший фильм о мошенниках в истории мирового кино. Сюжет гениален, персонажи незабываемые (Пол Ньюмен, Роберт Редфорд). Похоже, даже приблизиться к нему не удастся, все попытки и близко не стояли. Возможно, вообще лучший фильм в этом топе-10. Неужели вы его не видели?? Джордж Рой Хилл, помимо него, снял также культовых «Буча Кэссиди и Малыша Сандэнса», с тем же дуэтом актёров.

В разгаре ночи, лучший фильм-1968
С одной стороны, фильм можно считать конъюнктурным, потому что он «остросоциальный», про расовую ненависть. С другой стороны, один сюжет чего стоит - и реализовано всё на пятёрку. Для режиссёра Нормана Джуисона тема, в общем-то, обычная, он про расовые пробемы и после снимал немало. Джуисон - монстр, всегда работавший на грани голливудского мейнстрима и артхауса. Его творческий пик - 1965-1973, почти все его ленты этого периода очень мощные и важные для развития киноискусства в целом.

Всё о Еве, лучший фильм-1951
Джозеф Манкевич, несмотря на два режиссёрских оскара, всё же больше не режиссёр, а сценарист. И даже не столько сценарист, сколько драматург и мастер построения интриги. Почти любой его оригинальный сценарий - это готовая пьеса, бери и ставь на сцене. «Всё о Еве» - действительно, лучший фильм Манкевича. Если он вас впечатлит, можете продолжить, к примеру, картиной «Письмо трём жёнам».

Квартира, лучший фильм-1961
Честно говоря, у этой романтической комедии самое шаткое место в моём топ-10. На этой позиции мог бы быть «Старикам тут не место» братьев Коэнов. Это и у Коэнов далеко не самый удачный триллер, и у Уайлдера - не лучшая комедия (лучшая, безусловно, «В джазе только девушки»). Ну пусть будет Билли Уайлдер, которого я бесконечно уважаю, да и в «Квартире» хороший социальный подтекст. Если вы хотите узнать, за что уважать Уайлдера, то смотрите образцовый нуар «Двойная страховка» и улётную политическую сатиру «Раз два три» (не говоря про ещё полдюжины его великих фильмов).

Крёстный отец, лучший фильм-1973
Поставленный по книге Марио Пьюзо, этот фильм намного сильнее первоисточника (я пытался его читать). Пьюзо повезло, что Коппола взял его со-сценаристы и обеспечил оскара. В топе imdb «Крёстный отец» традиционно занимает 1 или 2 место, чередуясь с «Побегом из Шоушенка». Я не особо люблю творчество Ф. Ф. Копполы, но не могу не признать уровень этой ленты.

Молчание ягнят, лучший фильм-1992
Крутейший триллер, чего уж тут. Причём сюжет про маньяка, сдирающего с девушек кожу, вообще не так важен - всё внимание на ярчайших персонажах Хопкинса и Фостер. Ну а вообще это постмодернистская игра с романом Фаулза 1963 года и одноимённым фильмом Уайлера, хотя с этим можно не соглашаться. Джонатан Демме, кстати, также снял «Филадельфию», хотя она может резко не нравиться.

Непрощённый, лучший фильм-1993
Клинт Иствуд долго думал, что можно ещё сказать в этом жанре, пока не сделал фильм, после которого вестерны можно не снимать (я не вижу - зачем). В какой-то мере, конечно, спекуляция на вседозволенности: раньше было нельзя, а в 1990-х уже можно и про проституцию, и про наёмного бандита-главгероя, и про бешеного шерифа (кстати, второй оскар Джину Хекмену почти за то же, за что и первый - см. последнию позицию этого топа). Но мастерство, что называется, не пропьёшь.

Список Шиндлера, лучший фильм-1994
Этот фильм я никогда не пересматривал, хотя очень люблю Стивена Спилберга. Наверное, и не буду пересматривать. Можно говорить, что Спилберг внимательно проштудировал все советские ленты о войне - иначе он не смог бы сделать «Список» таким, каким он вышел.

Французский связной, лучший фильм-1972
Можно считать его первым современным полицейским фильмом и первым фильмом о войне с наркомафией. Современников он потряс жестокостью, которую творят правохранительные органы. Беспринципный коп по кличке Попай (Джин Хекмен) стал иконой. У режиссёра Уильяма Фридкина это не единственная гениальная лента, ведь он же снял «Экзорциста», да и сейчас, в свои 78 лет, бывает, выдаёт отличные фильмы. Продолжение «Французский связной-2», сделанное Франкенхаймером, не многим хуже.

* * *

При естественном отборе последними мой список покинули, помимо упомянутого «Старикам здесь не место», такие фильмы, как «Вся королевская рать» и «Марти». А вовсе не то, о чём вы подумали. :)

Написал, и заметил, что выделяются две тройки по годам. Урожайные были годы: 1972-1973-1974 и ровно через 20 лет 1992-1993-1994. Казалось бы, должно продолжится ещё через 20 лет: 2012-... Ан нет.

что посмотреть, кино

Previous post Next post
Up