В
десятке лучшего нуара, которую я составил на прошлой неделе, я обещал также рассказать про неонуар. Классический киножанр голливудского нуара прекращается примерно в 1955-м году. Далее начинается неонуар, жанр, который эксплуатирует изобразительную технику нуара, но демонстрирует новые темы и новых героев.
В неонуаре протагонист и антагонист сливаются в одно лицо. Здесь обычно нет однозначно «добрых» и однозначно «злых». Здесь редок хэппи-энд (почему-то принято считать, что и в классическом нуаре хэппи-энд - исключение, но это заблуждение). Наконец, неонуар может не включать в сюжет ни детективной составляющей, ни преступления, таким образом превращаясь в социальную драму.
Хронологически неонуар - это конец 50-х - 60-е годы. Как и нуар, неонуар почти всегда чёрно-белый. В киноведении часто путают термины, называя «неонуаром» фильмы, снятые в 70-е - начале 80-х и стилизованные под нуар. На самом деле, это имитация стиля, постмодернистская игра с классическим нуаром: идеальным образцом является «
Чайнатаун». «
Секреты Лос-Анджелеса» и «
Чёрный георгин» (в нашем прокате превратившийся в неправильную «орхидею») - это тоже не неонуары, как их обычно именуют, а осовремененные нуары, правда, слишком тяжеловесные по классическим меркам.
Порядок хронологический, я не выделяю лучших в десятке.
«Ночь охотника» Чарльза Лафтона, 1955 (
imdb)
Первый и, возможно, лучший из всех неонуаров. Повествование идёт от лица детей - ход, который я не могу себе представить в классическом нуаре (ну, разве что в «
Окне» похожая ситуация). Главный герой в исполнении Роберта Митчума - один из самых колоритных и харизматичных мерзавцев в истории кино, причём нужно учитывать, что в тогдашнем Голливуде редкая кинозвезда согласилась бы сыграть жено- и детоубийцу, чтобы не лишиться поклонников. Смелый Митчум создал образ на все времена: лжесвященник, у которого на одном кулаке татуировка «LOVE» (любовь), а на другом - «HATE» (ненависть). Отзывы в прессе настолько разочаровали британского актёра Лафтона, что «Ночь охотника» осталась его единственной режиссёрской работой. Большое видится на расстоянии десятилетий.
«Убийство» Стэнли Кубрика, 1956 (
imdb)
Первая полноценная кинокартина Кубрика. Звёзды Стерлинг Хейден и Мэри Виндзор привычны для фильма-нуар, но Кубрик сделал революционный сюжет. Это лента об ограблении тотализатора (50-е - 60-е - это целая эпоха фильмов про ограбления), и Кубрик свободно меняет хронологический порядок эпизодов. Это не «флэшбеки» (приём привычный), а именно перестановки: сначала показывают более позднее событие, потом более ранее, или последовательно показано, что происходило в разных местах в одно и то же время. Структура «Криминального чтива» и прочих фильмов с «перепутанными» эпизодами выросла из «Убийства».
«Сладкий запах успеха» Александра Мак-Кендрика, 1957 (
imdb)
«Гостевой» голливудский этап в карьере британского режиссёра Мак-Кендрика обернулся его лучшим фильмом. Это портрет беспринципной, продажной американской журналистики, которая издевается над невиновными людьми по прихоти богатого магната (Бёрт Ланкастер). Главгерой, пиарщик (да, эта профессия тогда уже существовала) в исполнении Тони Кёртиса, с каждым шагом глубже погружается в болото подлости и лжи.
«Прикосновение зла» Орсона Уэллса, 1958 (
imdb)
Из всех фильмов Уэллса «Прикосновение зла» проигрывает только «Гражданину Кейну». Уэллс суммирует все жанровые находки режиссёров и операторов в одной ленте. Ансамбль подобран блестящий: сам Уэллс, Джанет Ли, Чарльтон Хестон, Аким Тамиров, а также в небольших ролях Марлен Дитрих, Мерседес Мак-Кембридж и Жа Жа Габор (эта такая Пэрис Хилтон того времени). Самая знаменитая сцена - пересечение мексиканской границы в начале фильма, снятое «без единого разрыва» в течение трёх с половиной минут.
«Психоз» Альфреда Хичкока, 1960 (
imdb)
Вероятно, самый известный неонуар и, возможно, лучший фильм Хичкока. Как я рассказывал в предыдущей заметке, Хичкок, по моему мнению, не снимал нуаров, а работал в собственном «хичкоковском» субжанре. Руку он набил: тени, крупные планы, мощная интрига и настоящая жуть - всё проявилось в «Психозе». Если вы вдруг не видели этот шедевр, то будете поражены, как вольно автор обращается с судьбой главного персонажа. :) О том, как делался «Психоз», недавно сняли
художественный фильм, и его вполне можно глянуть.
«Катала» Роберта Россена, 1961 (
imdb)
По-английски фильм называется воровским жаргонным словечком, которое может означать мошенника или ловкого дельца, поэтому русских переводов названия множество. Это история бильярдиста (Пол Ньюмен), который путешествует по штатам, обыгрывая лохов в барах и принимая участие в полулегальных турнирах. Интересно, что спустя 25 лет (!) Мартин Скорсезе снял продолжение, «
Цвет денег», причём постаревшего главгероя по-прежнему изображает Ньюмен.
«Что случилось с Бэби Джейн?» Роберта Олдрича, 1962 (
imdb)
Олдрич успешно работал во всех «мужских» голливудских жанрах, будь то вестерн, военный фильм или нуар (в мой топ нуаров попала его лента «Целуй меня насмерть»). «Что случилось с Бэби Джейн?» - напряжённый триллер о двух сёстрах, известных актрисах, с налётом готической мистики. Картина держится на великолепной игре Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис, топовых звёзд 30-х - начала 50-х годов. Здесь они уже дамы в возрасте и с явными психологическими проблемами. Линчевский «Малхолланд-Драйв» заимствовал идеи не только из «Персоны» Бергмана (вышедшей в 1966 году), но и из ленты Олдрича.
«Мыс Страха» Ли Томпсона, 1962 (
imdb)
Вторая мощнейшая роль злодея, сыгранная Робертом Митчумом (после «Ночи охотника», см. выше), что делает этого актёра одним из гениальнейших кинозлодеев в истории. Митчум снова создал культовый образ, а в его знаменитый свитер в горизонтальную полоску позже оделся Фредди Крюгер. Противостояние Митчума и Грегори Пека даст фору римейку Скорсезе с Де Ниро и Нолтом.
«Коридор шока» Сэмюэля Фуллера, 1963 (
imdb)
Чертовски смелый фильм независимого режиссёра Фуллера. Призван вызывать у зрителя шоковый эффект, да и название соответствующее. Журналист, расследуя громкое дело об убийстве, симулирует сумасшествие, чтобы попасть в таинственную психушку. Это удаётся, но туда намного проще войти, чем выйти. Отсюда растут ноги второго сезона «
Американской истории ужаса» и многих других произведений о психлечебнице.
«Мираж» Эдварда Дмитрюка, 1965 (
imdb)
Канадский украинец Дмитрюк известен качественными нуарами, например, одной из лент про детектива Марлоу - «
Убийство, моя дорогая». Перестроиться под новый жанр было несложно. Это шпионский неонуар, детище Холодной войны, который строится на дежа вю - приём не то, чтобы высокого вкуса, но здесь используется очень эффектно.
В десятку не пробились такие достойные фильмы, как «
Свидетель обвинения», «
Внезапно прошлым летом», «
Анатомия убийства» и «
Список Эдриена Мессенджера».
На фотографии вверху: Пол Ньюмен. Восковая скульптура, музей Мадам Тюссо в Нью-Йорке.