Топ-10 голливудских фильмов-неонуар

May 10, 2013 13:05



В десятке лучшего нуара, которую я составил на прошлой неделе, я обещал также рассказать про неонуар. Классический киножанр голливудского нуара прекращается примерно в 1955-м году. Далее начинается неонуар, жанр, который эксплуатирует изобразительную технику нуара, но демонстрирует новые темы и новых героев.

В неонуаре протагонист и антагонист сливаются в одно лицо. Здесь обычно нет однозначно «добрых» и однозначно «злых». Здесь редок хэппи-энд (почему-то принято считать, что и в классическом нуаре хэппи-энд - исключение, но это заблуждение). Наконец, неонуар может не включать в сюжет ни детективной составляющей, ни преступления, таким образом превращаясь в социальную драму.

Хронологически неонуар - это конец 50-х - 60-е годы. Как и нуар, неонуар почти всегда чёрно-белый. В киноведении часто путают термины, называя «неонуаром» фильмы, снятые в 70-е - начале 80-х и стилизованные под нуар. На самом деле, это имитация стиля, постмодернистская игра с классическим нуаром: идеальным образцом является «Чайнатаун». «Секреты Лос-Анджелеса» и «Чёрный георгин» (в нашем прокате превратившийся в неправильную «орхидею») - это тоже не неонуары, как их обычно именуют, а осовремененные нуары, правда, слишком тяжеловесные по классическим меркам.



Порядок хронологический, я не выделяю лучших в десятке.

«Ночь охотника» Чарльза Лафтона, 1955 (imdb)
Первый и, возможно, лучший из всех неонуаров. Повествование идёт от лица детей - ход, который я не могу себе представить в классическом нуаре (ну, разве что в «Окне» похожая ситуация). Главный герой в исполнении Роберта Митчума - один из самых колоритных и харизматичных мерзавцев в истории кино, причём нужно учитывать, что в тогдашнем Голливуде редкая кинозвезда согласилась бы сыграть жено- и детоубийцу, чтобы не лишиться поклонников. Смелый Митчум создал образ на все времена: лжесвященник, у которого на одном кулаке татуировка «LOVE» (любовь), а на другом - «HATE» (ненависть). Отзывы в прессе настолько разочаровали британского актёра Лафтона, что «Ночь охотника» осталась его единственной режиссёрской работой. Большое видится на расстоянии десятилетий.

«Убийство» Стэнли Кубрика, 1956 (imdb)
Первая полноценная кинокартина Кубрика. Звёзды Стерлинг Хейден и Мэри Виндзор привычны для фильма-нуар, но Кубрик сделал революционный сюжет. Это лента об ограблении тотализатора (50-е - 60-е - это целая эпоха фильмов про ограбления), и Кубрик свободно меняет хронологический порядок эпизодов. Это не «флэшбеки» (приём привычный), а именно перестановки: сначала показывают более позднее событие, потом более ранее, или последовательно показано, что происходило в разных местах в одно и то же время. Структура «Криминального чтива» и прочих фильмов с «перепутанными» эпизодами выросла из «Убийства».

«Сладкий запах успеха» Александра Мак-Кендрика, 1957 (imdb)
«Гостевой» голливудский этап в карьере британского режиссёра Мак-Кендрика обернулся его лучшим фильмом. Это портрет беспринципной, продажной американской журналистики, которая издевается над невиновными людьми по прихоти богатого магната (Бёрт Ланкастер). Главгерой, пиарщик (да, эта профессия тогда уже существовала) в исполнении Тони Кёртиса, с каждым шагом глубже погружается в болото подлости и лжи.

«Прикосновение зла» Орсона Уэллса, 1958 (imdb)
Из всех фильмов Уэллса «Прикосновение зла» проигрывает только «Гражданину Кейну». Уэллс суммирует все жанровые находки режиссёров и операторов в одной ленте. Ансамбль подобран блестящий: сам Уэллс, Джанет Ли, Чарльтон Хестон, Аким Тамиров, а также в небольших ролях Марлен Дитрих, Мерседес Мак-Кембридж и Жа Жа Габор (эта такая Пэрис Хилтон того времени). Самая знаменитая сцена - пересечение мексиканской границы в начале фильма, снятое «без единого разрыва» в течение трёх с половиной минут.

«Психоз» Альфреда Хичкока, 1960 (imdb)
Вероятно, самый известный неонуар и, возможно, лучший фильм Хичкока. Как я рассказывал в предыдущей заметке, Хичкок, по моему мнению, не снимал нуаров, а работал в собственном «хичкоковском» субжанре. Руку он набил: тени, крупные планы, мощная интрига и настоящая жуть - всё проявилось в «Психозе». Если вы вдруг не видели этот шедевр, то будете поражены, как вольно автор обращается с судьбой главного персонажа. :) О том, как делался «Психоз», недавно сняли художественный фильм, и его вполне можно глянуть.

«Катала» Роберта Россена, 1961 (imdb)
По-английски фильм называется воровским жаргонным словечком, которое может означать мошенника или ловкого дельца, поэтому русских переводов названия множество. Это история бильярдиста (Пол Ньюмен), который путешествует по штатам, обыгрывая лохов в барах и принимая участие в полулегальных турнирах. Интересно, что спустя 25 лет (!) Мартин Скорсезе снял продолжение, «Цвет денег», причём постаревшего главгероя по-прежнему изображает Ньюмен.

«Что случилось с Бэби Джейн?» Роберта Олдрича, 1962 (imdb)
Олдрич успешно работал во всех «мужских» голливудских жанрах, будь то вестерн, военный фильм или нуар (в мой топ нуаров попала его лента «Целуй меня насмерть»). «Что случилось с Бэби Джейн?» - напряжённый триллер о двух сёстрах, известных актрисах, с налётом готической мистики. Картина держится на великолепной игре Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис, топовых звёзд 30-х - начала 50-х годов. Здесь они уже дамы в возрасте и с явными психологическими проблемами. Линчевский «Малхолланд-Драйв» заимствовал идеи не только из «Персоны» Бергмана (вышедшей в 1966 году), но и из ленты Олдрича.

«Мыс Страха» Ли Томпсона, 1962 (imdb)
Вторая мощнейшая роль злодея, сыгранная Робертом Митчумом (после «Ночи охотника», см. выше), что делает этого актёра одним из гениальнейших кинозлодеев в истории. Митчум снова создал культовый образ, а в его знаменитый свитер в горизонтальную полоску позже оделся Фредди Крюгер. Противостояние Митчума и Грегори Пека даст фору римейку Скорсезе с Де Ниро и Нолтом.

«Коридор шока» Сэмюэля Фуллера, 1963 (imdb)
Чертовски смелый фильм независимого режиссёра Фуллера. Призван вызывать у зрителя шоковый эффект, да и название соответствующее. Журналист, расследуя громкое дело об убийстве, симулирует сумасшествие, чтобы попасть в таинственную психушку. Это удаётся, но туда намного проще войти, чем выйти. Отсюда растут ноги второго сезона «Американской истории ужаса» и многих других произведений о психлечебнице.

«Мираж» Эдварда Дмитрюка, 1965 (imdb)
Канадский украинец Дмитрюк известен качественными нуарами, например, одной из лент про детектива Марлоу - «Убийство, моя дорогая». Перестроиться под новый жанр было несложно. Это шпионский неонуар, детище Холодной войны, который строится на дежа вю - приём не то, чтобы высокого вкуса, но здесь используется очень эффектно.

В десятку не пробились такие достойные фильмы, как «Свидетель обвинения», «Внезапно прошлым летом», «Анатомия убийства» и «Список Эдриена Мессенджера».

На фотографии вверху: Пол Ньюмен. Восковая скульптура, музей Мадам Тюссо в Нью-Йорке.

что посмотреть, кино

Previous post Next post
Up