Топ-10 классических фильмов-нуар

May 05, 2013 19:56



За последние годы я посмотрел большое количество классического нуара, сильно за сотню лент. Классический нуар снимали в Голливуде (и только в Голливуде!) с 1940-го по конец 1950-х (по моей оценке, до 1955-го), то есть весь исторический период нуара составляет чуть более 15 лет. Нуар производился как крупными кинокомпаниями, так и независимыми студиями (так называемые «фильмы категории Б», зачастую с длительностью около 1 часа).

Я уже написал большую заметку, посвящённую нуару, его корням и главным режиссёрам: « Нуар как наследие экспрессионизма». В заметке я рассказываю, как еврейские эмигранты из Германской, Австро-Венгерской и Российской империи создали в Голливуде жанр нуара. Пожалуй, заметка обязательна к прочтению, прежде чем вы перейдёте к нынешнему топ-10. К тому же я её специально дописал, добавив новых, важных для жанра кинодеятелей. В той заметке я упоминаю большое количество фильмов с краткими описаниями - и сразу говорю, что я намеренно не включаю их в свой топ-10 нуара, чтобы не повторяться.

Так что нынешний список - это скорее «топ-10 других нуар-фильмов», не упомянутых ранее.



Топ-10 составлен в хронологическом порядке, все фильмы хороши и я не выделяю лучшие из десятки. Специально ничего не говорю о сюжетах, чтобы не наделать спойлеров. Нуар - это не только атмосфера, но и тонкая интрига.

«Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, 1941 (imdb)
Первый великий фильм жанра нуар и, возможно, вообще лучший нуар в киноистории. Первый фильм великого Джона Хьюстона в качестве режиссёра (до этого он 10 лет писал сценарии): режиссёрский дебют такой силы - штука нечастая. Первая положительная главная роль великого Хамфри Богарта (и вторая главная вообще, после «Высокой гряды»), самого знаменитого актёра в этом жанре. И великолепный Питер Лорре, тоже в некотором роде символ - символ немецкого киноэкспрессионизма.

«Этот пистолет сдаётся» Фрэнка Таттла, 1942 (imdb)
Топ-10 про фильмы-нуар будет неполным, если в нём нет ленты про наёмного убийцу. Первая главная роль Алана Лэдда (хотя в титрах он аж на 4-м месте), которая сделала его звездой. Лучший из фильмов с Вероникой Лейк, белокурой принцессой голливудского нуара.

«Глубокий сон» Говарда Хоукса, 1946 (imdb)
Самый известный дуэт супругов Хамфри Богарта и Лорен Бэйкол в самой известной экранизации Раймонда Чандлера (цикл романов о частном детективе Филиппе Марлоу). Квинтэссенция мотивов нуара: неудачливый и пьющий частный детектив, который постоянно получает по голове, ввязывается в дело, куда не следовало ввязываться, где труп громоздится на труп, а крутится всё вокруг роковых красоток.

«Из ушедших времён» Жака Турнёра, 1947 (imdb)
Француз Жак Турнёр - мастер черно-белого саспенса, который наполняется тенями и пугает тягучим ожиданием. В Голливуде он снимал малобюджетные ужастики, кстати, с тех пор ставшие культовыми, пока ему не доверили «Из ушедших времён» - фильм со звёздами крупного калибра: Роберт Митчум, Кирк Даглас и Джейн Грир. В картине один из самых запутанных сюжетов в истории нуара: правда не раз перевернётся с ног на голову.

«Тёмный переход» Делмера Дейвса, 1948 (imdb)
И снова дуэт Богарт/Бэйкол, на этот раз в нуаре о смене личности. Первая часть фильма снята «от первого лица», мы наблюдаем происходящее глазами главного героя. Годом ранее вышел другой известный нуар, «Дама в озере», который был полностью сделан от первого лица: мы видим лицо Филипа Марлоу, лишь когда он отражается в зеркале. Но в «Тёмном переходе» эта «фишка», вид из глаз протагониста, имеет сюжетное объяснение.

«Договорняк» Роберта Уайза, 1949 (imdb)
Одна из ранних лент обладателя четырёх оскаров Уайза с Робертом Райаном в главной роли. Спортивный нуар (был такой поджанр) про боксёра, чьи успешные годы давно ушли, выступившего против спортивной мафии. Фильм про силу воли и безысходное одиночество.

«Без ума от оружия» Джозефа Льюиса, 1950 (imdb)
Независимый фильм, также известный под другим названием - «Женщина смертельна». Апофеоз темы нуарной женщины, роковой красотки, которая манипулирует мужчиной и делает из него безжалостного убийцу. Один из первых фильмов про влюблённую пару преступников в автомобиле, которым вдохновлялись создатели «Безумного Пьеро», «Бонни и Клайда», «Пустошей» и «Прирождённых убийц».

«В укромном месте» Николаса Рея, 1950 (imdb)
Психологический детектив в жанре нуара, снятый на деньги Богарта (понятно, кто в главной роли). В основе фильма - подозрение к любимому человеку, что мы уже наблюдали в хичкоковских «Ребекке» и «Тени сомнения». Однако, в отличие от фильмов Хичкока, здесь внимание зрителя сосредоточено на взаимоотношениях и взаимопонимании людей.

«Узкая грань» Ричарда Флейшера, 1952 (imdb)
Ричард Флейшер, которого больше знают по лентам в жанре фантастики и фэнтези, начинал когда-то с низкобюджетных нуаров. «Узкая грань» хороша даже несмотря на сюжетные натяжки. Это редкий камерный нуар - почти всё действие происходит внутри поезда, несущегося из Чикаго в Лос-Анджелес.

«Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича, 1955 (imdb)
Поздний шпионский нуар (ещё один поджанр), снятый независимой студией. Обладает непредсказуемой сюжетной линией и чем дальше, тем больше напоминает мистический триллер. Один из любимых источников вдохновения у Квентина Тарантино.

* * *

Вне топа-10:
«Сокровища Сьерра-Мадре» Джона Хьюстона, 1948 (imdb)
Этот фильм я не включил в список, так как он не проходит в него по жанру. «Сокровища Сьерра-Мадре» - это смешение вестерна и нуара, и, раз я не упомянул его в своём топе-10 вестернов, нужно написать об этом фильме здесь. Тандем Джона Хьюстона-режиссёра и Богарта-актёра при участии Уолтера Хьюстона (отца режиссёра) снова делает гениальный фильм. Культовая в английском языке цитата про полицейские значки происходит отсюда: «Badges? We ain't got no badges. We don't need no stinking badges!» («Значки? Никаких у нас значков! На кой нам сраные значки!») Аллюзия на неё есть у Дилана в песне «Knockin' on Heaven's Door».

* * *

А где в моём списке Хичкок, спросите вы? А я считаю, что Хичкок не снимал нуаров: он снимал в собственном излюбленном жанре «хичкоковского триллера». И кроме него этот жанр никому не давался. Кроме того, должен отметить, что лучшие фильмы Хичкока - «Верёвка», «Шлюпка», «Головокружение», «Психоз» и «Птицы» - далеки от нуара сюжетно или технически.

А где «Касабланка»? Ну, во-первых, я о ней упоминал в предыдущей заметке о нуаре. И, во-вторых, я даже посвятил «Касабланке» индивидуальную заметку.

* * *

В мой топ-10 не пробились такие достойные фильмы-нуар, как «Аллея кошмаров», «Воровское шоссе», «Дом посторонних» и «На нетвёрдой почве».

Вот уже вторая заметка про жанр нуара, а я так и не рассказал про таких корифеев жанра, как Орсон Уэллс, Кэрол Рид или Жюль Дассен. Это значит, что мне предстоит составить ещё два топа-10 про нуар: 1) неголливудский нуар и 2) голливудский неонуар. Как говорится, оставайтесь на связи.

(На заглавной картинке - звезда Хамфри Богарта на голливудской Аллее Славы.)

что посмотреть, кино

Previous post Next post
Up