В рамках ознакомления с киножанром посмотрел почти сотню спагетти-вестернов. Самый ранний - «
Усталый бандит» 1952 года, самый поздний - «
Рождественская заварушка» 1994 года. Интерес к жанру обусловлен тем, что некоторые отечественные киноведы чуть ли не молятся на него: как там всё самобытно, находчиво и талантливо.
По итогу ознакомления могу констатировать, что за пределами знаменитой «
золотой спагетти-десятки», про которую я писал давным-давно, всё совсем не находчиво и не талантливо (даже Леоне и Корбуччи умудрялись снимать слабые жанровые ленты), а по «самобытности» пройдусь подробнее.
Главные отличия спагетти-вестерна от классического американского (которых я видел около трёх сотен) такие.
● Американский вестерн часто обозначает время и место действия, ряд фильмов снимались там, где заявлено; исторический период американского вестерна - с середины XIX по начало XX вв. Итальянский вестерн разворачивается в безымянном штате в неизвестный период; зачастую можно догадываться, что имеется в виду территория на границе с Мексикой и какая-либо война: Гражданская или Мексиканская.
● Американский вестерн разнообразен в воспроизведении ландшафтов США, природы и времён года. Есть ленты про пустыню, леса и засыпанные снегом горы. Итальянский вестерн всегда происходит в чахлой пустыне (натура берётся в Испании, студийные съёмки - в Италии), причём крошечные городки и форты - одни и те же (их построили в Испании штук пять).
● Американский вестерн разнообразен в выстраивании сюжета и конфликта, и он не сводится к пострелушкам (иногда за весь фильм стеляют лишь несколько раз в концовке). Итальянский вестерн спекулирует на большом количестве стрельбы и смертей на протяжении всего повествования. Сюжет почти всегда сводится к одному, двум или трём центральным персонажам (вослед «трилогии Безымянного героя» Леоне), которые пострадают (едва не погибнут), но в конце перестреляют всех противников.
● На сексуальных сценах спагетти-вестерн также спекулирует. В американском вестерне главные героини, как правило, придерживаются целомудрия.
● В американском вестерне чаще встречаются индейцы (как антагонисты, так и помощники героев), чем мексиканцы. В итальянском вестерне почти не попадаются индейцы, зато мексиканцы (как правило, в виде пушечного мяса) есть едва ли не в каждом. Неудивительно при испаноязычной массовке, набранной в Испании вокруг места съёмок.
● Поскольку итальянский вестерн снимался дёшево, то есть малым количеством дублей, в нём, как правило, очень плохо поставлен экшен: драки, стрельба, смерти персонажей, скачки на лошадях и т. п. В том числе и по той причине, что в среднем экшена намного больше, чем в американском вестерне: в Голливуде уделяли большее внимание меньшему числу сцен. Иногда экшен в спагетти-вестерне абсурдно смешной, настолько он неудачно сделан.
Короче, повторяю тезис из начала заметки. Как жанр спагетти-вестерн имеет невысокую ценность, за исключением прекрасной «золотой десятки». Как правило, это дурно снятое, халтурное кино.