Продолжение тем
День взятия Бастилии,
За секунду до наступления Царства Разума и Свободы Автор статьи -
waste_dedЭпиграф добавила я :-))
КАКОЕ НАМ ДЕЛО ДО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Часть 1
Часть 2 по ссылке Часть 3 по ссылкеПариж в огне. Король низложен с трона.
Швейцарцы перерезаны. Народ
Изверился в вождях, казнит и жжет.
И Лафайет объявлен вне закона.
Марат в бреду и страшен, как Горгона.
Невидим Робеспьер. Жиронда ждет.
В садах у Тюильри водоворот
Взметенных толп и львиный зев Дантона.
А офицер, незнаемый никем,
Глядит с презреньем -- холоден и нем --
На буйных толп бессмысленную толочь,
И, слушая их исступленный вой,
Досадует, что нету под рукой
Двух батарей "рассеять эту сволочь".
Максимилиан Волошин
- Поболтаем?
- Не могу, у меня тут... доски пилю, в общем.
- Какие доски! 14 июля грядет, день Бастилии. Великая французская революция! Ты что, ничего не скажешь про нее?
- Нет, про нее скажу. Доски подождут.
ВФР... Это настолько объемное событие, что его феномен будут изучать еще очень долго. Наверное, как и нашу Смуту. Жила себе распределенная элита по закону предков, долго жила, и всё было хорошо. Верховная власть была благородным кровям гарантом прав, свобод и имущества, а те, в свою очередь, были гарантом ее легитимности. Хорошо гарантирует данный царь - к нему сбегается народ со всей округи. Плохо гарантирует - в Литве тоже люди живут и квас пьют. Так и получалось, что Великие княжества Московское и Литовское имели общую по духу и традиции элиту. Князю Глинскому было вовсе не западло поехать на службу русскому царю от польского, не было, знаешь ли, матерински требовательного понятия "родина". А народу было вообще всё равно, кто там на верхотуре. От врагов и грабежа защищает, и ладно. А коли не лютует, так и вовсе жизнь удалась.
Ну вот какое дело солевару и торговцу мясом Кузьме Минину до царя? Какая ему разница, польский царь или русский? За сотню с лишним лет до того Коломбо и Магальяниш пришли к итальянскому и португальскому королю соответственно (Колумб успел к обоим) и просили отправить их в экспедиции. Оба получили отказ и уехали в Испанию, предлагая тамошним королям свои услуги. Заметь, испанцам, которые враждебны и Италии, и Португалии. Нормальное, обычное дело.
Ну это так, отступление. Вернемся в Смуту. Двадцать лет шла гражданская война между теми, кому нужна Русь и русский царь, и теми, кому нужен просто царь. Русское самоОсознание, раскол, и осознание поляков как врагов, хоть они и трижды троюродные братья по линии Гедимина. Теперь русские и поляки враги навсегда. Феномен? Феномен. Не было такого ранее и в таких масштабах. И таких феноменов Смута родила множество.
ВФР - это коллекция тех же феноменов, социальных и общественных. Что же такое ВФР в общем и целом? Это борьба людей, обладавших избыточными правами, за лишние для них свободы и последствие половинчатости их решений.
К Власти захотели причаститься люди, традиций управления не имевшие. Сначала-то во Франции всё было просто - король отвечал за свое решение головой в прямом смысле слова и был подстрахован от топора и кинжала только "божественностью власти". То есть был у него некоторый запас жизней для реализации ошибочных решений. Слишком много ошибок, и - "Король умер, да здравствует король". А все, кто был чуть ниже, имел прямую зависимость между своими ошибками и головой в тумбочке. Однако ж к концу 18 века дал король элитам избу, где им урочно собираться, сидеть, друг друга в жопу посылать. Решения их были необязательны, рекомендации были никому не нужны, но видимость того, что власть им дали, была.
То была изначально неверная постановка вопроса. В примитивном обществе обратная связь "народ - правитель" короткая и действенная. Чем сложнее общество, тем длиннее и сложнее связь, тем более эффективной она должна быть. Есть разные государственные институты: от дворян с высокой автономией, реализующих управление на местах, до церкви, где тайна исповеди соблюдается, но отписаться о настроениях народа начальству обязательно нужно. К концу 18 века во Франции эти институты постепенно деградируют и становятся самообслуживающей прослойкой. К этим слоям, как в торте «Мильфёй», на наших территориях известному под названием «Наполеон», добавляется крем в виде горожан разных профессий. Генеральные Штаты должны были, по задумке, стать именно представительным органом, реализующим ту самую обратную связь, а вместо этого они стали претендовать на роль в государственном управлении. Тут-то всё и началось. Претензия людей, не обладавших опытом государственного управления, закрепленным в традиции и воспитании, на государственное управление - тоже по-своему феномен.
Ну, что ты хотела спросить конкретно? Спрашивай.
- Давай начнем с самого простого, с дефиниций. Можешь коротко, в двух словах ответить, что такое ВФР?
- На этот вопрос ни коротко, ни длинно ответить нельзя. Сомневаюсь, что вообще можно хоть как-нибудь. Давай попробую порассуждать.
Начну вот так, пафосно: ВФР - это Первое Большое Исчерпание Смыслов в жизни Западной Цивилизации. Ну, а теперь посмотрим очень быстро на известную нам историю Франции.
Когда-то очень давно простые как кирпич и прямые как палка норманны, среди которых Робер Гюискар считался хитрецом и мастером всяческого коварства, вырезали местных корольков со всей подручной элиткой, заняли её места сами, выстроили себе простенькую феодальную систему и начали плодиться, размножаться и конкурировать за жрат. В результате конкуренции возникли все современные европейские государства и даже плюс-минус в тех же границах территориальных ядер. Управлялись они военно-гражданской администрацией в лице лендлорда, подкрепленной Церковью. Все просто. Простые люди, простые смыслы. Темные Века.
А потом простые и незатейливые норманны начали вникать в то, что болтают куда более просвещенные аборигены. И тоже захотели "чтоп красива". Закончилось всё "Опытами" Монтеня, токсичной вытяжкой из мертвых философий, приведших к упадку и гибели Рим и Афины. Если совсем грубо, Возрождение началось с того, что норманнская культура распробовала греческие и римские плоды, радостно бросилась их жрать с чисто норманнским энтузиазмом, потеснив ради этого церковные догмы. К концу 18 века всё доели, стало еще и тошнить от переедания.
Эпикур вкушает яства и на досуге тем похваляется, подводя под это, шутки ради, целое учение.
Монтень вкушает выделенное Эпикуром и выделяет отсутствие абсолютных истин и здравый эгоизм.
Вольтер и Руссо вкушают выделенное Монтенем и тоже производят всяческое антибожие с правами и свободами, и вообще, чо он там самый шестнадцатый, что ле, Людовек этот ваш?
А потом всего этого большой ложкой наворачивают Мирабо, Дантон, Робеспьер и Марат, и Франция 10 лет блюет кровью.
От Возрождения до ВФР была Эпоха Вырождения. Все мысли-идеи, заимствованные из древних греков, неоднократно обсосали, высосали еще раз, и проституировали массовым тиражом. На смену греческому и римскому мотиву пришли вариации на тему мотива. Сейчас такую картину мы наблюдаем в продукции Голливуда, когда снимают приквел ремейка сиквела сериала по комиксу, нарисованному в 1920 и переизданному коллекционным изданием в 1977, являющемуся расширенным переизданием редакции 1952 года. И дело тут не в Мольере и ему подобных, заменивших мотив греческий мотивом современным, Мольер-то как раз тот художник, который "рисовал сам в 1920". Вот дальше пошла уже невероятная пошлость.
Еще одним итогом Возрождения стала война с церковными догмами. Монтеневский скепсис превратился в правило хорошего тона у образованных" людей. Бонусным пакетом к этому прилагалось презрение к "скрепному быдлу". Ничего, кстати, не меняется в этой образованщине и в наши дни.
Итак, почти совсем конец 18 века. Церковные Смыслы утрачены, и вообще они для быдла. Морально устаревшего Гелиогабала сменяет вполне модерновый де Сад с неограниченной свободой, однако почему-то проявляющейся исключительно через жопу. И последние культурные Смыслы окончательно утрачиваются. Наступает Великая Пустота. Скука. Общество лишено цели, но цветовая дифференциация штанов еще в наличии. Сама по себе. Собственно, BLM как явление имеет схожие причины.
Социальные проблемы тут вторичны. За одним столом сидят адвокат, граф и торговец, у всех одинаковые доходы, одинаковые вкусы, одинаковый круг общения, даже бордель один и тот же. Если у общества есть цель и смысл, представители трех неравных сословий, равных во всем, кроме штанов, будут игнорировать это неравенство. Если смысла нет, будут стараться его устранить из лучших побуждений. И пока им не приходит в голову, что «из лучших побуждений» и «за Смысл» придётся убивать. Вот так и началась ВФР. Неравенство перестало устраивать все сословия. Почему? Да они бы и сами не смогли ответить на этот вопрос. Они потеряли не только общий Смысл, но и общий язык, как когда-то вавилоняне.