Месяцу без театра посвящается...

Jul 22, 2014 20:19

Сегодня ровно месяц с тех пор, как «Бахчисарайским фонтаном» и класс-концертом «Оркестр», сыгранными тогда ещё студентами РГСАИ на малой сцене Театра Маяковского, закончился для меня театральный сезон 2013/2014. Почему-то мне казалось, что я стану сильно скучать по едва ли не ежедневным походам в театр, что мне будет не хватать театральных и околотеатральных эмоций и переживаний. Ничуть. Вокруг, оказываетсяJ, есть другая, не театральная, но от этого не менее интересная жизнь. Есть кино. Есть книги. Есть другие города (куда можно поехать не ради спектакля). Впереди - другие страны.
Безусловно, этот сезон прошёл для меня под знаком отнюдь не театрального автора Исаака Бабеля и спектакля «Справедливость в скобках», который я не пропустила ни разу. Не ради самого факта, разумеется, что вот, мол, смотрите, ни разу не пропустила, и в Москве ходила, и в Ярославле, и в Питере (хотя слава богу, что Бабеля не повезли на фестиваль куда-нибудь в Петропавловск-Камчатский). Я ходила (и, надеюсь, ещё не раз пойду) ради того, чтобы своими глазами увидеть, как спектакль от показа к показу развивается, как меняется отношение актёров к героям, как по-разному воспринимают зрители происходящее на сцене. Словом, список «Причин сходить на спектакль „Справедливость в скобках”» (https://vk.com/club17396748?w=wall-17396748_408%2Fall и http://vk.com/club17396748?w=wall-17396748_441%2Fall) ещё далёк от своего завершения.
Но были, разумеется, в моём сезоне и спектакли помимо студенческого по «Одесским рассказам». Не поленилась, села и подсчитала, что с сентября 2013-го по июнь 2014 года я посмотрела 29 РАЗНЫХ постановок… Конечно, не все они оставили в моей театральной душе столь же глубокое впечатление, что и студенческий Бабель. Тем не менее. Спектакли были. Всякие. Многие очень интересные и заслуживающие того, чтобы на них сходить.
Могу отметить три своих театральных пристрастия нынешнего сезона. Во-первых, это РГСАИ-«Недослов» и спектакли «Справедливость в скобках», «Оркестр», «Бахчисарайский фонтан», «Виновата ли я», «Две стрелы» и «Без права на ангела», «Крылья даны всем», «Справедливый разбойник». Во-вторых, это Гоголь-центр и постановки Владимира Панкова «Машины», «Двор», «Гоголь. Вечера. Майская ночь, или Утопленница». И в-третьих, это спектакли приехавшего на гастроли из Екатеринбурга Коляды-театра «Борис Годунов», «Гамлет», «Ревизор», «Старые песни о главном-2». Все остальные спектакли можно собрать в четвёртую группу. Здесь, впрочем, тоже есть свои фавориты и... то, что категорически не понравилось.
Сначала о грустном. Неожиданно сильно разочаровали «Ромео и Джульетта» Волковского театра (Ярославль) (если пролистать пост http://perfiljeva.livejournal.com/5947.html почти до конца, то можно найти моё впечатление об этой постановке Шекспира) и «Одесса 913» Театра Ермоловой (Москва) (по всё тем же «Одесским рассказам» Бабеля; не хочу говорить об этой постановке, замечу лишь, что она не идёт своей убогостью и халтурным отношением к искусству ни в какое сравнение со «Справедливостью в скобках»).
Не буду повторять сама себя: о гастролях Коляды-театра и о своих впечатлениях о коллективе из Екатеринбурга я писала по горячим следам http://perfiljeva.livejournal.com/3389.html. Ровно как и о спектакле «Машина» Владимира Панкова http://perfiljeva.livejournal.com/2691.html. Очень понравился его же «Двор»: многоярусный в буквальном смысле (действие разворачивается на разных уровнях сцены), многогеройный и многопесенный ( http://perfiljeva.livejournal.com/5495.html). Вообще от Панкова всегда ожидаешь неожиданностей. Вот и всего через две недели у него премьера на Эдинбургском театральном фестивале (Шотландия, Великобритания) постановки «Война» по несовместимым, казалось бы, авторам: Олдингтону, Гомеру и Николаю Гумилёву. Спектакль обязательно получится, у Панкова просто не может быть иначе. Мне же остаётся ждать следующего Чеховского театрального фестиваля, где «Война» Панкова наверняка будет представлена. В связи с этим спектаклем замечу, насколько тесен мир: одну из главных ролей в «Войне» играет Евгения Симонова - не просто шикарная актриса (до сих пор нахожусь под впечатлением от её игры в спектакле Театра Маяковского «Жертва века», хотя смотрела его много лет назад), но и председатель госкомиссии у дипломников театрального факультета РГСАИ.
Ну коль уж я в своих размышлениях вернулась к недавним студентам, скажу так: несмотря на то что спектакли, сыгранные выпускным курсом театрального факультета РГСАИ, очень разные (и по материалу, который лёг в основу постановок, и по режиссуре, и по актёрской игре), планка, поднятая ребятами, их преподавателями и режиссёрами, оказалась настолько высокой, что и от других студенческих спектаклей (на которые щедр оказался этот сезон) я подсознательно ждала если и не художественного прорыва, то по крайней мере достойного уровня постановок. Увы.
Нагонял тоску «Сиротливый Запад», сыгранный студентами Ярославского государственного театрального института в рамках фестиваля «Будущее театральной России». Всё первое действие я отчаянно боролась со сном. Успевая, впрочем, заметить отсылки авторов спектакля через игру актёров к творчеству Достоевского: взаимоотношения двух братьев - главных героев пьесы - порой сильно напоминали споры Ивана и Дмитрия Карамазовых. Во втором действии то ли мне стало стыдно клевать носом, то ли артисты на сцене несколько оживились. Но смотреть стало определённо интересней: начали прорисовываться характеры героев, мотивы их поведения. И совершенно точно стоит сказать, что в отличие от своих старших коллег из Волковского театра, выпускники вуза отнеслись к тому, что и как они делали на сцене, с гораздо большей ответственностью.
Ситуация на другом фестивале дипломных спектаклей была не намного интересней. Хотя на Питер, как на культурную столицу, надежд, в том числе театральных, было больше (чем на Ярославль). Даже спустя какое-то время я не могу сказать, оправдал ли Питер мои надежды. С одной стороны, увиденный там первый акт гитисовского спектакля «1, 2, 3 сестры» (кстати, до сих пор не могу понять, почему именно такое название) был на редкость скучным и затянутым, сёстры мало чем отличались по характерам одна от другой. Вина ли в том актёров или режиссёра - бог его знает. Те, кто досмотрел спектакль до конца, говорят, что второй акт был куда живей первого. Возможно. Но пойти проверить это в Москве у меня желания не возникло. Этот спектакль стал лишь ещё одним подтверждением того факта, что известное имя постановщика (в данном случае - Сергей Голомазов) - далеко не гарантия качественного результата.
Спектакль «Петербургские водевили» СПбГАТИ (более известный как ЛГИТМиК) в силу почти объективных причин я начала смотреть, когда он уже 40 минут шёл. Может быть, всё самое хорошее и интересное и произошло на сцене в эти первые 40 минут, что я не видела. Сейчас мне именно так и хочется думать. Потому что оставшиеся два с половиной часа были потрачены в театре впустую. Такой наигранности, такой нарочитой театральности, такого желания актёров и особенно актрис покрасоваться перед публикой, не имея на то никаких объективных оснований, я не видела давно и, надеюсь, увижу не скоро.
Вывод из впечатлений, которые остались от студенческих спектаклей, можно сделать такой: если бы не «Справедливость в скобках», то моя вера в светлое будущее театральной России была бы если и не окончательно утраченной, то, по крайней мере, очень сильно подорванной.
С другой стороны, в том же Питере удалось посмотреть спектакль, на который не то что не возлагалось никаких надежд, но идя на который в Театр Ленсовета я была настроена более чем скептически: «Дон Кихот» Сервантеса при всём своём филологическом образовании и привычке читать всё, что надо читать, а не только то, что хочется, я так и не смогла осилить больше двух с половиной страниц. Булгаков тоже не относится к числу моих любимых авторов (спектакль именно по булгаковской пьесе). Плюс мне ровным счётом ничего не говорило имя режиссёра - Александр Баргман. Однако вопреки всем «но» спектакль произвёл на меня сильное впечатление. Во-первых, благодаря не просто великолепной, а потрясшей меня игре Сергея Мигицко в главной роли - Дон Кихота. Сила - в наивности. Слабость - в открытости непонимающему миру. Благородство вне времени и пространства. Преданность и предательство. Жизнь в себе и постоянная готовность помочь, даже если об этом не просят. Плюс неожиданно понравился глубиной своей игры Александр Новиков, верный Санчо Панса, более привычный своими сериально-легкомысленными ролями. Словом, спасибо создателям «Дон Кихота» за спектакль!
В театр в этом сезоне я действительно ходила часто. Порой приходилось быстренько собирать чемодан в одном городе, чтобы успеть на спектакль в другом. В то время как в Ярославле подводили итоги фестиваля «Будущее театральной России», я в Москве сидела на премьере «Женитьбы Фигаро» в Театре Пушкина. Несмотря на наличие горячо любимого мной Александра Арсентьева в роли Графа Альмавивы, с первых минут стало понятным, что спектакль явно не дотягивает ни до ленкомовского «Фигаро» с Александром Лазаревым-младшим, Дмитрием Певцовым, Александрой Захаровой и пр., ни уж, тем более, до классики жанра - «Женитьбы Фигаро» Театра сатиры с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Верой Васильевой и другими замечательными актёрами.
Возвращаясь на полшага назад к Ленкому. Видимо, золотой век этого театра позади. Да, безусловно, в виденном мной «Пер Гюнте» встречаются захаровско-ленкомовские «фишки», но они, скорее, отсылают к светлому прошлому театра, чем расставляют акценты в нынешней постановке.
Кстати, о золотом веке. Не могу обойти вниманием спектакль «Школа жён» в театре «Новая опера». Как-то так с детства ещё пошло, что опера и балет это не моё. Я не знаю, почему так получилось. В природном ли отсутствии музыкального слуха дело или в театральном воспитании, когда родители водили меня либо на детские спектакли, либо на взрослые драматические (до сих пор не могу понять, зачем меня, десятилетнюю девочку, родители повели в Театр Вахтангова на «Брестский мир»). Ну так вот, по поводу «Новой оперы» и «Школы жён». Пошла я туда исключительно из-за режиссёра, то есть из-за Юрия Любимова. Дай-то бог всем театральным режиссёрам (да и не только им, конечно) в 96 лет не просто работать, а работать так, чтобы было не скучно зрителям, далёким от оперы! Юрий Петрович был в своём репертуаре, камня на камне не оставив не только от Мольера, Булгакова и Козьмы Пруткова, но и, видимо, от традиционной оперы. Потому как сидевшие в зале преимущественно оперные зрители были явно шокированы такой авангардистской постановкой. Не знаю, мне понравилось.
Много, конечно, в этом сезоне было спектаклей, которые я видела не первый и не второй раз. Был и спектакль, который я посмотрела даже не десять раз, а… не важно, сколькоJ. Надеюсь только, что ещё не раз побываю на «Справедливости в скобках» ( http://perfiljeva.livejournal.com/6150.html).
И в заключение о том, что в нынешнем сезоне увидеть не удалось, но очень бы хотелось. Во-первых, надо досмотреть спектакль «Бесы» в постановке Юрия Любимова в Театре Вахтангова (ушла из-за почти объективной причины после первого акта). Во-вторых, в том же Театре Вахтангова, надеюсь попасть-таки на «Пристань»J. Уже не первый сезон мимо меня проходит Мастерская Петра Фоменко, эту ошибку тоже надо исправлять. Сто лет не была в «Современнике», обязательно пойду. На «Золушку» - вдруг она будет веселее, чем в Театре мимики и жестаJ (я долго думала, какой же спектакль мне напомнила «Золушка» в ТМЖ... по настроению одолевшего меня безудержного хохота, весёлой бессвязанности происходившего на сцене, забавных костюмов... Через три с лишним месяца после спектакля я, о счастье!, наконец-то сообразила! «Золушка» в ТМЖ напомнила «Принцессу Турандот» в Вахтанговском). Ещё не решила, хочу ли я идти на мюзикл «Призрак оперы» (московская премьера в октябре): я видела совершенно шикарную постановку «Призрака» в Лондоне и боюсь, что неизбежное сравнение окажется не в пользу Москвы. Ещё ожидается несколько премьер и возвращений спектаклей, по разным причинам «уходивших в отпуск». Развивать эту тему не буду, чтобы не сглазить.
...Устала ли я от такого количества театральных впечатлений? Нет. Я не устаю от того, что мне нравится. а театр мне нравится. Жду ли я, чтобы поскорей наступил новый театральный сезон? Наверно всё-таки нет. Хочу других, не театральных, впечатлений и эмоций. Полечу в Венецию. Буду гулять по узким улочкам от площади Сан-Марко до моста Риалто, проеду на вапоретто до островов Сан-Микеле и Мурано, схожу-таки во Дворец дожей... Надеюсь, в Италии я какое-то время не буду думать о театре. Хотя... Венеция ведь - родина Карло Гольдони. К чему бы это?:))

театр

Previous post Next post
Up