2КЭ - XV. Пограничная станция Забайкальск. 7276-й км пути

Nov 25, 2013 20:31

За первую половину 5-го светового дня пути мы пересекли степную Даурию и начали приближаться к конечному пункту пути по России - пограничной станции Забайкальск (в 1904-1929 - разъезд №86, в 1929-1958 - станция Отпор). Это - одно из немногих исключений в Забайкалье с его депопуляцией, где за постсоветское время население, напротив, выросло. И не просто так: Забайкальск - это ключевой пункт сухопутной российско-китайской торговли, её нервно-перегрузочный узел. Здесь идёт в обе стороны т.н. "генгруз". Развивается он быстро, но весьма специфически: серьёзно вкладываются в инфраструктуру две отрасли - железная дорога и энергетика, а вот сам посёлок, как таковой, во многом пребывает в состоянии приснопамятных Девяностых годов. И получается такая картина, поразившая меня при осмотре этих мест: инфраструктурные куски посёлка резко отличаются по состоянию от его жилой и торговой части.
* * *
В этой серии я расскажу про железнодорожный Забайкальск, оставляя сам посёлок на сладкий десерт :)
Посмотрим подъезды к станции, саму станцию с вокзалом и её специфический пограничный быт.


За оградой - вокзал Забайкальск. Граница отсюда всего в полукилометре


2. Приближение к Забайкальску опознаётся по тому, что примерно за 12 километров до станции рядом начинается третий путь усиления, проложенный совсем недавно. Скоро сюда придёт и электрификация, которая пока заканчивается на Борзе.


3. Километров за шесть грузовые пути уходят в сторону, ветвясь на два пучка. Это уже много говорит о потоке движения.


4. Затем начинаются грузовые парки и сортировочные горки.


5. Рельеф и тут неровный, так что мы оказываемся то выше, то ниже грузового хода.


6. А вот уже и сам посёлок за линией. Точней, та его везучая часть, вплотную прилегающая к грузовым путям, которую 20 лет назад снимал Говорухин в своей "Великой Криминальной Революции". Серединная часть будет подвергаться реконструкции и усилению, с увеличением путей - так как товарообмен стабильно растёт.


7. В парках стоят в основном угольные и лесовозные поезда - леса в Китай идёт очень много (на кругляке уже двадцать лет подряд выживает чуть ли не всё Забайкалье, после постсоветского упадка промышленности). А оттуда в основном идут крытые вагоны с товаром.


8. Километровый знак 6659/6660 - именно столько отсюда километров до Москвы, по классическому ходу Транссиба. Осталось уже совсем немного.


9. За километр до станции три пучка путей сужаются.


10. ...И вот, в 13.22 местного времени (тут +6 к мск) мы торжественно въезжаем на путь №2, прилегающий к вокзалу.


Штатная стоянка в Забайкальске огромна - 403 минуты, почти семь часов, поэтому проводники заранее оповещают всех пассажиров-"пекинцев" (т.е. тех, кто едет в Китай поездом) о выборе:
а) гулять три с половиной часа по посёлку, придя к пяти часам вечера на погранконтроль в поезд,
б) ждать переобувки поезда в зале ожидания вокзала - для них ожидание вне вагона продлится примерно пару часов.
Я выбрал, естественно, первое.

11. Пути тут двойные, как видите: 1 и 3 рельс - 1520 мм, 2 и 4 - 1435 мм, китайская колея.


Поскольку за четверо с половиной суток пути дальние пассажиры-"пекинцы" в основном довольно тесно сдруживаются с проводниками, которые уже выделяют таковых из общей транзитной массы, предоставляя разного рода дополнительные удобства (микроволновку, холодный ящик для продуктов и прочие ништяки), то я попросил запереть моё купе на ключ, и упаковал зеркалку в вещи, отделив SD-карточку в отдельное место. А то мало ли что. Попросил проводниц следить за вещами на переобувке тележек, а взял с собой лишь только небольшую оперативную камеру, зная специфический характер этого посёлка.

12. Иностранцы разделились на две неравные части: меньшая осталась ждать внутри вокзала, а большая - побрела за русской пограничной экзотикой. За мной было пристроились японцы (те самые, которых я окормлял в Иланской) - видимо, рассчитывая по привычке, что будут держаться за мной, но я постепенно оторвался от них - демаскировать себя таким образом тут совершенно не следовало.


Характер станции проявился сразу: куча видеокамер, множество мелких групп "государевых людей" (таможня, погранцы, менты, вохра, железнодорожники и т.п.), ходящих туда-сюда. Реагируют на съёмку нервно - а почему так, прояснилось для меня уже минут через пять. На меня, конечно, существенно повлияло и то, что всего два часа назад я имел неприятный инцидент в Борзе, поэтому особо куда-то соваться желания не было и в сомнительные точки я старался не ходить. А то мало ли? Вдруг этот борзинский мент на меня передал ориентировку забайкальским коллегам, "чтоб наблюдали за подозрительным"? Исключать этого было нельзя. А уже отснятых снимков, да и собственных нервов, тоже жалко.

13. Можно было, конечно, сразу же выйти из огороженной "таможенной зоны" в свободный посёлок. Но я всё же обошёл вокзал кругом. Справа виден российский вагон-ресторан - его не переобувают, а отцепляют. До Маньчжурии поезд идёт без ВР, а там уже прицепляют китайский.


14. Сперва сунулся туда, за ворота.


15. Оказалась большая пустынная зона со сквером, а дальше бесконечные контейнерные поезда. Вдоль них ходили группы в 2 или 3 человека, в форме, явно служебные. Из обычного народа - ни души. Ладно, ну его нафиг, пойдём на вторую сторону островной платформы вокзала.


16. Вот так выглядит взгляд с виадука на северную сторону станции. В той стороне - грузовые парки, Чита, Даурия и Борзя. Первые два пассажирских пути - двойные, 1520/1435.


17. Другая сторона вокзала. Тут стоят обычные поезда, которые не пойдут на переобувание тележек и далее в Китай.


18. В конце здания - небольшой зал ожидания, этакий цивильный оазис для иностранцев, которые не хотят высовывать свой нос в поселковое неустройство. На южном фасе платформы, обращённом лицом к пункту перестановки тележек, стояла целая группа погранцов и ментов, так что я там там не решился снимать, даже "от пуза".


Короче, ладно, выбираемся с режимной зоны. На свободу! Хватить искушать :)

19. Вид с выходного виадука на юг, в сторону границы. Справа - большой парадный островной вокзал. Наш поезд готовится идти на переобувку. Пути 1 и 2 - двойные. Вся территория огорожена на пару километров внушительным металлическим забором.


Буквально в полукилометре, практически рядом, уже маячит китайская Арка - "Ворота в Маньчжурию". Значит что - граница тут буквально в двух шагах, совсем близко? Так вот почему они тут такие нервные! Ясно. Почему-то до этого я себе нечётко представлял, что станция буквально вплотную "прилеплена" к границе. Думал, примерно как в Бресте - хотя бы километра полтора.

20. Давайте посмотрим повнимательнее в сторону Китая. Наша погранарка тут не видна, она правее. Зато китайская - Арка (с большой буквы, так как она раза в три больше) видна отлично. До неё по прямой - 500 м. В центре хорошо виден цех перестановки тележек. Технология тут такая: по русской колее поезд штатным тепловозом втягивается в цех от вокзала, напрямую. Затем он переобувается, с обратной стороны вытягивается маневровщиком на узкой колее, и идёт по ней обратно на вокзал с левой стороны цеха, в готовности к погранконтролю и отбытию на Китай. Сопки на горизонте - это уже Маньчжурия.


21. Схема №1. Чтобы вы лучше понимали, как тут всё близко к границе. Итак, цифры:
1 - вокзал
2 - цех перестановки тележек
3 - осветительные вышки контроля подвижного состава
4 - российская арка
5 - китайская арка
Красной точкой я обозначил место, куда я смог дойти в сторону границы. Желтая линия - граница. Но КСП с российской стороны ближе, до него примерно 300-350 м от вокзала, если считать по прямой.


22. Выходим в Забайкальск с вокзальной территории.


23. Тут картина прилизанности и порядка сразу же исчезает. И публика весьма специфическая, не вполне похожая на обычных забайкальцев.


24. Примета поселковых заборов. Помнится, ещё Говорухин в "В.К.Р." про аккумуляторы тоже сюжет снимал - тема вечная :)


25. Решаю сразу не углубляться в посёлок, а попробовать обойти вокзал и снять его парадный торец. Вот по этой дороге.


26. Иду вдоль пассажирского перрона, но по той стороне мощного ограждения.


27. Вывеска. Явно новая.


28. Привокзальный дом.


29. Рядом стоит автобус на Китай, с китайским номером. Праворульки, которых в Забайкальске 95% парка, в Китае запрещены, так что на них ехать нельзя. Поэтому, русско-китайская граница - ещё, фактически, и граница право- и лево- рульных авто.


30. Подхожу к ограждению, и с некоторой сноровкой снимаю на поворотный экран вокзал, просунув объектив. Хороший ракурс.


31. Второй привокзальный дом.


32. Здесь размещается художественный салон...


33. ...и "Берёзка". Ещё с советского времени вывеска, да ещё и с ероглифами. Раритет по нашим меркам невероятный! :)


34. Вид на вокзал. Снять нормально никак, много народу, все пасут окружающее пространство, а за кадром правей и выше ещё и ментовская японка стоит.


35. Дорога в сторону заставы. Недолго думая, иду туда. Но метров через триста, уже почти напротив цеха перестановки, выходят навстречу два погранца. Ничего не говоря, улыбаются мне и отрицательно машут головой, типа "Братан, ты куда забрёл? Ошибси, наверное?!" (может, за иностранца приняли? ведь пекинский поезд - известный в Забе аттракцион, и строго 2 раза в неделю - туда и обратно). Останавливаюсь, минуту смотрю на них. Машут мне, типа, обратно надо. Хотя, в принципе, шлагбаума никакого нет и там дальше ещё одинокий жилой дом. Хотел до него дойти. Ладно, развернулся, ушёл.


36. Зато на обратном пути уже утянули наш поезд на переобувку и охранники разбрелись. Вот и хорошо! Снимаю лицевую сторону вокзала.


37. Схема №2. Ещё раз, для наглядности, схема этого места покрупней и в объёме. Внизу - цех для перестановки тележек, вверху - вокзал.


38. На углу дороги на заставу рядом со мной притормозила патрульная машина гаи и мент, сидящий на пассажирской стороне, опустил стекло и внимательно посмотрел на меня. Ничего не говоря, дали по газам, и упылили к вокзалу.


Ну а я пошёл вверх. Хватит искушать пограничных товарисчей, пойдём смотреть сам посёлок.
А то рядом с границей все какие-то прям напряжённые...

Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии

Продолжение следует.

2-я Китайская экспедиция, Забайкалье, железные дороги, архитектура, Забайкальск

Previous post Next post
Up