1918-1920. Владивосток эпохи Интервенции

Feb 06, 2011 11:35

Давно хотел познакомить вас с колоритной серией снимков Владивостока времён Второй Смуты, или интервенции (1918-1920). Около семи десятков снимков в высоком разрешении попали ко мне осенью 2008 года на одном из форумов, где я искал транссибовские материалы. А чуть позже этот архив опубликовал и сайт "Ретро-фото" на nnm.ru (ссылка на него - в конце поста). Здесь я покажу только некоторые снимки, меньше половины, большинство из которых - фрагменты полных фото. Фрагменты - потому, что это для жж-шного формата просмотра удобнее: можно рассмотреть более мелкие детали и рассказать про них.
А снимки там разные: войска Антанты на улицах Владивостока - например, союзнический парад у американского консульства; есть и бытовые снимки, и морские, и просто уличные виды, в основном на Светланской. Есть и железнодорожные фото, хотя их в серии оказалось меньше, чем я ожидал. И очень примечательные личности - такие, как атаман Семёнов или чехословацкий деятель Гайда. В общем, темы разноплановые. Некоторые из деталей я не сумел обьяснить или откомментировать - поэтому в комменты приглашаются знатоки и сведущие в узких темах, скажем, знатоки флотов держав Антанты. Если в комментах вкрались неточности - поправляйте, но обязательно аргументированно. Думаю, общими усилиями мы многое расшифруем :)


Союзнический парад на Светланской в честь победы в Первой Мировой. 15.11.1918


2. Для начала - общий вид бухты Золотой Рог, на берегах которой исторически возник город. Военные корабли Антанты стоят там же, где через 60 лет стояли корабли Тихоокеанского флота СССР, скажем авианесущий крейсер "Минск" или БДК "Александр Николаев". Там же, у берега, потом соорудили высотку Штаба КТОФ. В левой части - причал с небольшим 2-трубным судном, а правей его - плавкран: там, если мне не изменяет память, в позднесоветские времена стояло госпитальное судно "Иртыш". А ближе к нам - коммерческий порт. Правее кадра, внизу (не влез) - Владивостокский вокзал. Вдали - район Луговой, а вот был ли в то время уже "Дальзавод", затрудняюсь сказать.


3. Фотограф поворачивает камеру правее. Узкое горло изогнутого Золотого Рога, что напротив вокзала. Сам ж/д вокзал (и поныне существующий) отлично виден в правой части кадра. Вдоль него проходит окончание Транссиба, а на месте нынешнего морвокзала стоит какое-то капитальное здание, по виду пакгауз или депо. Впрочем, судя по кадру, сейчас там немного подсыпали суши: море проходит уже дальше от ж/д линии. На акватории маневрируют суда, часть из них - военные. На заднем плане - полуостров, почти незаселённый; в советское время там вырастет большой рыбацкий район Мыс Чуркин.


4. Разгрузка американского судна снабжения. Оно пришвартовано не к причалу, а к плашкоуту, служащему "прокладкой". По кромке причала проходит ж/д линия, на которой стоит спаренный железнодорожный кран. Т.е. в 1918 г., что интересно, такая техника на КВЖД уже была.


5. Стоящий у причала военный корабль Антанты - японский "Хидзэн". Очень примечательный корабль - это бывший руссский эскадренный броненосец "Ретвизан", участвовавший в русско-японской войне, и после войны поднятый японцами в гавани Порт-Артура и восстановленный ими в строй, но под японским флагом. [дополение glorfindeil]


6. Целый выводок автомобилей на улице Светланской, у крыльца крупнейшего русского магазина "Чурин и Ко". Как видите, во Владике к 1918 году было уже немало авто.


7. Участок Светланской улицы. На брандмауэре одного из зданий запечатлена монументальная реклама - "Нестле. Швейцарское М [возможно, молоко]".


8. Возможно, тоже Светланская, судя по трамвайной линии, но не совсем уверен - к 1918 г. была уже и вторая линия, на Первую Речку. [дополнение khathi - это Китайская, или Океанский проспект]


9. Ул. Светланская, в кадр попал и трамвай линии на Луговую. Трамвай во Владике строили по концессии бельгийцы, первые вагоны вышли на линию в 1912 г. Отлично видна структура мостовой из брусчатки.


10. Разносчик-китаец (кули) на улице. А вот что там у него в корзинах - затрудняюсь сказать. Возможно, вяленая рыба, но может, и сушёная морковка :)


11. Шикарная бытовая сценка: купальни на Амурском заливе. Ближе к нам - женское отделение со своей акваторией; видно, как за заборчиком загорают голые барышни. А в дальней части кадра - "ныряльня" и общая часть. Судя по фото, там уже смешанное население - и мужики и бабы.


12. Похоронная процессия на Светланской.


13. Проход колонны антантовских войск (канадцы) по Светланской, 15 декабря 1918 г. Вдали - то же здание с "Нестле" на брандмауэре. Интересно, что колонна шагает по мостовой, при этом по тротуару преспокойно идут граждане по своим делам, не сильно-то пялясь и глазея на иноземных воинов, а по проезжей части - извозчики и экипажи. Видимо, это для них было к тому времени дело привычное. Но на улице весьма многолюдно.


14. Американские вояки на Светланской (19.8.1918).


15. По брусчатке шагают сыны Японской Империи, этих ни с кем не спутать (19.8.1918).


16. Американские вояки с русскими офицерами - командирами войск Российской Восточной Окраины. В центре - человек, который будет фигурировать и на кадрах 17, 18, 19. Это генерал-майор Уильям Сидни Грейвс, командующий 8-й пехотной дивизией, которая была основой американских Экспедиционных сил в Сибири. [Дополнение glorfindeil]
Однако самая примечательная личность на этом кадре - усатый офицер с Георгием 4-й степени, сидит слева.


17. Давайте рассмотим его подробнее: на этом кадре он улыбается и смотрит в сторону. Это - не кто иной, как легендарный белый атаман Григорий Семёнов, помесь бурята и староверки, наводивший ужас на забайкальских, читинских, харбинских, приморских ревкомовцев, большевиков, партизан. Судя по тому, что он находится во Владивостоке на этом параде - это скорей всего, 1920 год. Здесь он кажется этаким матёрым, немолодым воякой - но на самом деле ему тут около 29-30 лет. Правда, военная биография у него к этому моменту исключительно богатая - топографическая команда в Монголии с участием в перевороте в Урге, участие в Первой Мировой - Польша, Кавказ, персидский Курдистан, манчжурский, харбинский, читинский рейды и т.п.
Потом, после поражения и изгнания интервентов и белых с Дальнего Востока, японцы дадут Семёнову виллу в Дайрене [бывш. Дальнем] и пенсию от правительства. Видимо, японцам он много помог в их делах. Однако в августе 1945-го, во время операции против Квантунской армии, атаман попадёт в руки советских войск, будет арестован и предан суду. Одна из версий гласит, что атаман пришёл на арест сам, прибыв на ж/д платформу со всеми наградами и Георгием, в парадной форме. Впрочем, возможно, что это просто красивая легенда.


Атамана Семёнова знал лично мой прадед по материнской линии Е.М.Кисель. Он к началу Второй Смуты (1917 г.) был командиром Верхнеудинского отделения железнодорожной стражи Сибирской ж.д. в чине штабс-капитана (в переводе на нынешний язык - начальник управления транспортной милиции отрезка ж/д в 600 км протяжением, от Танхоя до Хилка). Наступила Февральская революция - и понятно, нехороших реакционных жандармов "временные лапочки" из Петербурга отовсюду погнали, тем самым создав предпосылки для будущего разгула удалого атаманства и всеобщего хаоса от Челябинска до Владивостока. В общем, бурят-монгольского молодца Семёнова прислали как раз туда, в Верхнеудинск [ныне Улан-Удэ], на формирование этнической части. Причем, что совершенно удивительно, Семенов прибыл с двойным мандатом - как от Временного правительства, так и от Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (!!!). Вот такой был хаос и неопределенность. Прадед Емельян сдал тогда дела непонятно каким личностям, уйдя в никуда, а Семенов резко пошёл в гору (через 2 года он станет "генерал-лейтенантом"). Прославился он в Забайкалье исключительной дерзостью, изобретательностью, неразборчивостью в достижении целей и жестокостью - от Оловянной и Сретенска до Петровского Завода и Кижинги я встречал могилы замученных семёновцами красных (а некоторые и показывал - напр., в посте про станицу Холбон). В принципе, отпадение от Колчака Забайкалья - во многом результат деятельности Семёнова. Он был слишком негибок и ожесточил население. С другой стороны, безусловно, в личной смелости и дерзости ему не отказать.

И вот такой ещё интересный момент, из фамильной хроники. Самого прадеда Емельяна я не застал - он умер за 10 лет до моего рождения, в феврале 1955 г. А вот его старших дочерей, бабушкиных сестёр, успел порасспросить в конце 1990-х. Так вот, одна из них вспомнила, что в сентябре 1945-го он прочитал в "Забайкальском Рабочем" сообщение о том, что атамана Семенова изловили, арестовали и будут судить. Он пришёл в большое возбуждение, встал с газетой в руках и назидательно дочкам сказал: "Видите, да? Есть на свете справедливость, есть! Дожил до суда! Теперь получит за всё!". Я потом ещё спросил, а как он отнёсся к известию о казни Семёнова в 1946-м (об этом сообщали в газетах)? Но они это не помнили, не отложилось.

18. А это тот же американец У.С. Грейвс (в центре), но с другими офицерами. Офицер слева (с папиросой в руке) тоже очень колоритен - это чехословацкий деятель Радола Гайда, выходец из Австро-Венгрии, поступивший на службу к Колчаку, а затем поднявший против него мятеж. Он также очень молод - на фото ему 28 лет.


19. На этом фото, вроде бы, только американцы, во главе с Грейвсом (см. фото 16). Сзади - типовая символика зданий, принадлежащих ж/д ведомству.


20. Фрагмент большого фото, где запечатлены вояки всех держав, прибывших во Владивосток с "миротворческой миссией".


21. Американская полевая кухня и сытный обед на свежем воздухе. Причем, обедают прямо на снегу :-)


22. По Алеутской идут англичане, впереди - военный оркестр. На здании слева - британский флаг.


23. Парад войск Антанты 15.11.1918. Идут англичане.


24. А это - снова сыны Японской Империи (и флаг не спутаешь).


25. Маршруют белогвардейские части, под российским триколором.


26. Этот кадр относится, скорей всего, не к 1919-20, а к 1918-му: очень многолюдная демонстрация с лозунгами РСФСР и рудименты старой орфографии. Кадр 1922 года, времени окончания действия "буфера" ДВР. Улица - привокзальная, по-моему, Алеутская. Поразил плакат с якорем (В единении - сила), который обнимают две руки, с двух сторон. Это что такое есть, никто не в курсе? :)


27. У ж/д вокзала стоит бронепоезд под парами, ведомый стареньким паровозом (скорей всего, серий А или Н). Фото 19.11.1919 г. [Бронепоезд - "Калмыковец" атамана Калмыкова, дополение eurgen12]


28. А это - паровоз 2-3-0 серии Г, или, как его величали тогдашние железнодорожники, "железный маньчжур". Паровоз харизматичный - харьковской постройки 1902-1903 гг., строили такой только для двух дорог - Владикавказской и Китайско-Восточной. У него был недостаток - он был слишком тяжёл нагрузкой на ось, и поэтому мог ходить только по магистральным линиям с мощной балластной основой и тяжёлыми рельсами. Зато развивал для того времени огромную скорость: модификация для КВЖД - до 115 км/ч! И поэтому водил в основном скоростные поезда, в частности курьерский "номер первый" (Иркутск - Харбин - Владивосток). Тут он тоже стоит под каким-то смешанным поездом. Интересна также стрелка (на кадре слева). Вдали виден Владивостокский вокзал.


29. Американцы на фоне русских вагонов (маркировка об обслуживании - депо Первая Речка). Слева - полковник Лэнтри из корпуса ж/д инженеров США.


30. Хвостовая платформа бронепоезда (см. фото 27). Маркировка депо Первая Речка. Вправо от главной линии Транссиба отклоняется ветка к военно-морским причалам (см. фото 2).


31. По Светланской шагают какие-то наполеоны [UPD: итальянцы]. Извиняюсь, точно не признал нацию, но может быть, это французы :)


А. Архив с полными версиями фото - на этом ресурсе.
Б. Исходник фото (сайт Duke University Library)

PS. Комментарии к снимкам - мои; если будете цитировать какие-то фото из отчёта вместе с этими комментариями, указывайте это.

архив, Транссиб, железные дороги, флот, уход в историю, Владивосток

Previous post Next post
Up