О "человеческих" и "нечеловеческих" существах (2)

Jun 25, 2008 17:28


Некоторые соображения о "человеческих" и "нечеловеческих" существах, о сходстве и различиях между ними

2. "Нечеловеческие" существа и отдельные моменты их своеобразия

Многотельность и изменение телесности. Категории "нечеловеческих" существ. Энергоинформационные структуры.

Продолжаем развивать тему, осмысление которой начали в предыдущем постинге: http://community.livejournal.com/personnes/11522.html

Прежде всего мы хотим еще раз подчеркнуть, что ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ различий между "человеческими" и "нечеловеческими" существами в узком, "частном" смысле слова мы НЕ УСМАТРИВАЕМ - и что разница между ними, которую мы определённо можем обозначить, состоит лишь в специфической АКЦЕНТИРОВКЕ, в ПРЕОБЛАДАНИИ одних форм / аспектов мировосприятия / мировоздействия над другими, а отнюдь не в наличии/отсутствии тех или иных форм / аспектов вообще. Безусловно, мы способны отметить далеко не все аспекты и далеко не все их нюансы - а только те, с которыми так или иначе вступаем в соприкосновение, непосредственное или опосредованное, через вторичным образом полученную информацию.

Также мы хотим напомнить, что всегда имеем в виду "фазовость" состояний, возможность "смены фазы" - и о "человеческом" или "нечеловеческом" состоянии говорим применительно к конкретной фазе, в которой рассматриваемое существо находится.

Кроме того, мы считаем необходимым учитывать возможность МНОГОТЕЛЬНОСТИ - подразумевая ситуацию обладания более чем одним СОБСТВЕННЫМ телом одновременно. (Внимание: не чужим, не "взятым напрокат", не телом своего добровольного/недобровольного контактера - а собственным телом, тем или иным образом "сформированным" для самого обладателя!) В самом принципе многотельность позволяет оптимально реализовать ПОЛИВАРИАНТНОСТЬ фазового состояния - в особенности если различным образом устроенные тела используются полноценно, с учетом всех возможных их ресурсов и, стало быть, с осознанием и применением особенностей мировосприятия / мировоздействия каждой телесности.

Для "нечеловеческих" существ многотельность достижима, как правило, более легко, чем для "человеческих" - но тем важнее полноценное и сознательное (а не формальное, исключительно "для виду") пользование "неприродным", непривычным "человеческим" телом (полноценно пользоваться телом "нечеловеческого" существа другой породы гораздо проще, поскольку понятнее!) Для какой-нибудь макромасштабной энергоинформационной структуры может оказаться не сколь сложным обретение человеческой телесности - чего там, "соткал" себе "одежды плоти" из подручного материала! - сколь затруднительным понимание того, в чём именно тут "фишка", в чём состоит полноценность применения этой телесности и как ее добиться. Если уж даже не все люди понимают, какая великолепная штука им досталась, какое богатство вверено им от рождения - чего уж говорить о тех, кто "природно" устроен иначе!.. Примечательно, что насчет многих "нечеловеческих" существ в литературе можно встретить упоминание, что такой-то "стал человеком, чтобы лучше понимать людей…" - и при этом недоговаривается очень существенный момент: "…в том числе понимать, как люди воспринимают окружающий мир, ибо это - великое и важное для всей ойкумены знание".

Очень большую роль играет время пользования телом, поскольку от этого может сильно зависеть умение распознавать "показания" этого "прибора" - хотя, конечно, многое определяется интенсивностью пользования. В этом смысле существо, по той или иной причине "сменившее" телесность и не имеющее возможности по собственному желанию вернуться в привычное состояние, скорее разберётся в преимуществах своего нового тела - и, стало быть, быстрее и полнее скорректирует своё мировосприятие в сторону увеличения возможностей, чем существо, пользующееся непривычным телом лишь время от времени, с какой-либо конкретной целью.

Нам представляется небессмысленным рассмотреть РЯД КАТЕГОРИЙ "нечеловеческих" существ, о которых мы имеем некоторое представление, с тем чтобы указать их "частные" отличия от существ "человеческих". Напоминаем, что при создании своей классификации мы ориентировались по преимуществу на собственный опыт контактов с подобными существами в нашей альтерре, а также на вторичную, по преимуществу литературную, информацию, полученную в первой реальности.

Мы имеем представление о существах весьма разнообразных как по устройству тела, так и по поведению и параметрам мировосприятия. Чтобы не утомлять читателя перечислением множества конкретных форм сознательной жизни, мы распределяем их - очень грубо, очень условно! - на три категории, характерные черты которых можно определить достаточно отчетливо. Не следует думать, что эти категории разделяет пропасть или что не существует форм, сочетающих свойства разных категорий (скорее уж наоборот - "смешанные" варианты иной раз даже заметнее, чем "чистые"); указанная систематизация просто облегчает возможность сформулировать ряд интересующих нас характерных особенностей. Можно сказать, что мы выделяем эти три категории по принципиально РАЗНЫМ критериям - но все эти критерии являют искомые отличия "нечеловеческих" существ от "человеческих". Отличия эти выделены В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ сравнения тех или иных категорий "нечеловеческих" существ с "человеческими". Напоминаем еще раз, что эти отличия - "фазовые", то есть речь идет преимущественно о различении "человеческого" и "нечеловеческого" ФАЗОВЫХ СОСТОЯНИЙ, статусов, которые могут изменяться.

1. Первая категория объединяет формы сознательной жизни, которые можно условно обозначить как ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ самого различного порядка.

Нам известны очень разные варианты телесных форм существ, которые мы относим к этой категории. Они могут иметь материальную структуру, подобную камню или кораллу - но могут также и подобную электромагнитному полю; могут иметь гигантские размеры - а могут микроскопические; могут иметь возможность самостоятельно перемещаться - а могут пребывать безнадежно неподвижными; могут существовать семействами и коллективами - а могут быть заведомо одинокими, уникальными в своём роде…

КОМПЛЕКС СВОЙСТВ, по которому мы объединяем эти существа в одну категорию, можно описать следующим образом.

По большому счету можно сравнить такое существо с КОМПЬЮТЕРОМ, обладающим множеством оконечников. Оно способно держать перед глазами огромное количество объектов и локусов одновременно, способно фиксировать и обрабатывать информацию, поступающую к нему одновременно по многим каналам; преимущественных точек приложения внимания у него тоже может быть довольно много - но восприятие бОльшей части поступающей информации происходит, как правило, не "непосредственно", подобно восприятию через органы чувств, а "опосредованно", подобно восприятию через приборы слежения. Говоря о "приборах слежения", мы, разумеется, имеем в виду не видеокамеры, диктофоны и прочие "механические" средства фиксации, а материальные точки приложения МЕНТАЛЬНЫХ КАНАЛОВ; существа такого рода зачастую не склонны к излишним перемещениям, и интересующие их локусы они обозревают мысленным образом.

Плюсы и минусы такого рода получения информации сплетены, как водится, в один узел. Можно завести себе великое множество следящих устройств и проводить наблюдение весьма комплексно - но концентрировать внимание абсолютно на всех оконечниках невозможно в принципе; на некоторых (выборочно) - возможно, однако степень реальной концентрации тоже будет разной и далекой от полноценности. Можно завести себе определенного рода "программы", при помощи которых будут регулироваться поступающие сигналы, чтобы привлечь своё собственное внимание к той или иной точке - но недостатки "программ" по сравнению с живым сознательным присмотром очевидны. Можно пользоваться услугами живых существ-помощников и посредников всякого рода, состоящих со своим повелителем в ментальной сцепке - но если они не будут самостоятельны в своих действиях, то это будет лишь дополнительное количество приборов, не решающее основной проблемы, а если будут самостоятельны - то количество неверно понятой и неверно переданной информации может даже и увеличиться.

Сказки и волшебные истории содержат довольно много примеров, иллюстрирующих означенное положение вещей - хотя, конечно, изображение такой ситуации чаще бывает символическим, чем точным. Вполне следует доверять сообщению, что некий "наблюдающий" предмет можно изолировать, так или иначе "прикрыть", чтобы информация с него не поступала в сознание господина, желающего с его помощью вести слежение; однако не стоит чересчур доверять сообщению, что данный господин сидит перед каким-то прибором (зеркалом, шаром и пр.), наблюдает его и ждет, что на него с оконечника поступит информация. Наиболее вероятно, что сидеть ему нечем, да и ожидание его весьма условно, потому что он наблюдает множество своих "приборов" одновременно - и далеко не всегда в состоянии даже их пересчитать, а не то что проконтролировать, хорошо ли они работают. В этом смысле тот, кто способен завести себе собственное подвижное тело, снабженное органами чувств, сразу получает преимущество перед тем, кто лишь для пущей важности "показывает" себя в соответствующем виде своим контактерам, на самом деле полноценным маневренным телом не обладая.

Указанная "РАССРЕДОТОЧЕННОСТЬ", являющаяся обратной стороной "МНОГОКАНАЛЬНОСТИ" - возможности одновременной фиксации большого количества информации - становится причиной тяготения к определенной "схематичности", в некотором роде - "архетипичности" восприятия: чтобы "осмыслить" огромные, в малой степени упорядоченные информационные блоки, существо прибегает к ВЫДЕЛЕНИЮ ЛИНИЙ, УЗОРОВ И УЗЛОВ - что, с одной стороны, совершенно необходимо для общего возрастания в премудрости, но, с другой стороны, нередко происходит за счёт недооценки, "фальсификации" реального положения дел. Можно смело сказать, что существо из разряда энергоинформационных структур обычно тяготеет к моделированию в ущерб погружению (о моделировании и погружении см. http://community.livejournal.com/personnes/6566.html) - и поэтому ему требуется постоянно и усиленно напоминать себе о возможности ошибки, а также сверять свое мнение с мнением окружающих (как подобных себе, так и не подобных), чтобы не впасть в мечтания и не утратить контакта с реальностью начисто.

Та же самая причина, то есть общая недостаточность интеллектуально-эмоционально-телесной точечной концентрации при постоянной сверхвысокой информационной нагрузке, создает момент ОТСТРАНЁННОСТИ в восприятии - который формирует отношение к происходящему перед взором такого существа как к некой "иллюзии", к художественному произведению наподобие кино. Этот аспект восприятия взаимно усиливается предыдущим указанным моментом - склонностью к "схематизации", к выделению "сюжетов" - а также склонностью путать явь со сном, о чем речь пойдет ниже. Скорректировать момент отстранённости также вполне возможно с помощью самоконтроля, целевого привлечения эмоционально модулированного внимания и пр.

Следует отметить, что указанный способ получения информации существами из разряда энергоинформационных структур приводит обычно к ДРУГИМ СООТНОШЕНИЯМ МЕЖДУ СОСТОЯНИЯМИ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ, чем это бывает у существ "человеческого" типа. Как правило, эти существа не знают такого сна, к которому привычны люди - то есть сна, сопряженного с разрывом контакта со внешним миром на сознательном уровне, сна, который очевидным образом от состояния бодрствования отличается. Моменты "работы" и "отдыха" у существа типа энергоинформационной структуры чередуются в разных локусах "мозга" причудливым перемежающимся образом, так что в нормальном состоянии сознание практически не "пригасает". Это и создаёт риск утраты различения сна и яви, особенно в разного рода "пограничных" состояниях. Своеобразие соотношений процессов сна и бодрствования сопряжено также с ДРУГИМИ СООТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ "СОЗНАНИЕМ" и "ПОДСОЗНАНИЕМ", чем у существ "человеческого" типа.

Существа, относимые нами к энергоинформационным структурам, обладают еще одной исключительно важной особенностью, о которой следует говорить отдельно. По самому своему устройству эти существа в высшей степени приспособлены (а потому и склонны) ко всякого рода ДЕМИУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Они легко и свободно создают - как виртуальным образом, так и вполне материальным, в зависимости от конкретных условий - всевозможные пространственно-временные локусы, конструкции, схемы и модели, открытые для взаимодействий со внешним миром и потому способные быстро "насыщаться" жизнью, "обрастать" полноценной плотью реальности. "Изготавливаемые" ими для конкретных нужд приборы и инструменты легко "оживают", "пробуждаются", становятся сознательными существами. Они рисуют "портреты" - виртуальные изображения своих, например, знакомых, живых и умерших - и "нарисованные" ими образы обретают самостоятельность в весьма широких пределах, от установления "точки ментальной связи" с изображенным лицом вплоть до рождения нового существа, которое можно счесть общим потомком изображенного лица и самого "художника". Они просто и естественно образуют из самих себя "материнские лона", посредством которых изводят к жизни впервые и возрождают заново разнообразных существ, детей своего или чужого замысла… - и т.д. и т.п. По всем этим причинам весьма многие из тех, кто относится к рассматриваемой категории, вполне актуально является ТВОРЦАМИ И РОДИТЕЛЯМИ - богами, хранителями, предками - по отношению к происходящим от них народам, гео- и биоценозам, планетам и мирам. У тех же, кто еще не проявил себя в подобном качестве, как говорится, всё впереди.

Совершенно естественно, что такого рода существам раздолье в "новоначальном" мире, когда всё еще только складывается - когда есть возможность применить свои силы в полный размах, не рискуя при этом порушить уже устоявшуюся инфраструктуру, что может привести к гибели многих "мелких" существ. В нарождающемся мире энергоинформационные структуры разного порядка взаимодействуют друг с другом и с создаваемыми объектами очень эффективно, мощно и красиво - взаимными соприкосновениями, ментальными и физическими, "изводят" из области замысла и разворачивают ткань материи мира, "вдувают дыхание" в то, в чём еще не пробудилась телесная жизнь, простирают руку над "бессловесными", не имеющими собственного разума порождениями творческих процессов - и те поднимаются в ответ на зов, восходя в полноту самосознания и свободы, обретая особые дары и возможность применить их в служении по дальнейшему мироустроительству.

Когда же наступает следующий этап, на передний план выходят "человеческие" существа, устроенные по принципу: "максимум функций, воспринимающих и действующих, на минимум объёма". В задачу энергоинформационных структур на данном этапе входит добиться с этими существами адекватного контакта, подразумевающего наличие полноценной "обратной связи" - а вот это-то и оказывается иной раз очень нелегко. Та самая разница в восприятии, о которой постоянно идёт речь, затрудняет не только ведЕние диалога, но даже и правильное вИдение собеседника. Энергоинформационной структуре в роли "правильного" собеседника хочется видеть не отдельного человека, который отвечает сам за себя, а род или народ в целом (конечно, тут может сказаться привычка к общению с "роевыми" существами, о которых ниже) - человеку же хочется думать о собеседнике не как о "горном хребте" или "озёрной стране", а хотя бы как о "князе горного хребта" или "царице озёрной страны", и он автоматически начинает мерять означенное существо соответствующими указанным титулам мерками. Между тем и потребности, и формы их выражения, и знаки проявления сил, эмоций и пр. у какой-нибудь "матушки-долины" (как "нечеловеческого" существа) и у "хозяйки долины" (той же самой личности, но в "человеческом" статусе) будут весьма различны. Игнорирование этого момента приводит к "выветриванию" некоторых базовых пластов восприятия, нарушению внутренней структуры миросодержащих / мироупорядочивающих сил данного локуса и - как следствие - к расточению "неприкосновенного запаса" жизненных сил и знаний, необходимого для существования конкретной ойкумены. Тотальная утрата взаимопонимания между "родителями"-энергоинформационными структурами и "детьми"-существами другого телесного устройства - заболевание, угрожающее гибелью любому попавшему в такую ситуацию миру. Между тем, эта проблема достаточно легко решается при полноценном использовании энергоинформационными структурами "человеческой" телесности - и, разумеется, полноценном развитии в "человеческих" существах "родительских" дарований.

Если рассуждать о возможностях ПЕРЕДАЧИ НЮАНСОВ МИРОВОСПРИЯТИЯ существ типа "энергоинформационные структуры" посредством РАЗНЫХ ФОРМ ИСКУССТВА, то есть смысл упомянуть о любопытном докладе, который нам довелось в своё время заслушать на одной из исторических конференций в нашей альтерре. В этом докладе рассматривалось отражение влияния так называемых Обитателей Глубин - морских на современном историческом этапе жителей, типичных представителей разряда энергоинформационных структур - на искусство обитателей суши. При этом прежде всего шла речь о вербальных формах искусства, письменных и устных, но также отчасти о театре, музыке и кинематографии. Чтобы не перегружать читателей излишне, отметим только парочку особо иллюстративных моментов.

В качестве классической формы искусства, являющейся результатом "соавторства" Обитателей Глубин и насельников побережья, рассматривалась морская баллада. Для морской баллады характерен простой сюжет; на достаточно ровном "фоне" выделяются крупные, ярко очерченные фигуры действующих лиц; сильные чувства, все слова и поступки - как будто впервые… - АРХЕТИПИЧНОСТЬ происходящего/изображённого выражена в высшей степени. Этот же самый момент проявляется и в особой сценической форме искусства, когда баллады разыгрываются в виде театрального действа. Главные герои одеваются в костюмы другого цвета, чем все остальные - красного (впоследствии для главных героев были оставлены лишь отдельные аксессуары красного цвета); никакой "наигрыш" при сценической постановке морской баллады немыслим в принципе - все чувства и так задействуются на полную катушку, выделяя смысловой узор сюжета.

Другой аспект восприятия Обитателей Глубин отражается в специфическом жанре рожденной прибрежными народами новеллы. Новелла эта отличается присутствием загадки, знака вопроса - поскольку отражает нечто "увиденное", "подсмотренное", но НЕ ИМЕЮЩЕЕ ИСТОЛКОВАНИЯ из-за непонимания Обитателями Глубин побудительных мотивов героев увиденной истории. Характерный ввод в такую новеллу - человек приходит к морю и вступает в общение, нечто или некто (морское животное, морской цветок, морская раковина…) говорит ему: "Вот послушай, какую я видел историю…" Завершается изложение сюжета неизменно вопросом: "И вот с тех пор я думаю, что бы это означало, почему он/она/они поступили подобным образом, и что с ними дальше стало?.." Интересно отметить, что в распоряжении Обитателей Глубин имеются всевозможные "памятливые существа" - растения, животные… - на которых не так редко "сгружается" информация о поступивших на оконечники, но не "расшифрованных", не понятых, не воспринятых к сведению фактах и сюжетах. Эта информация хранится, таким образом, как бы и в распоряжении своего "владельца"-Обитателя Глубин - но вместе с тем как бы и "повисает" между морем и сушей, между сознанием и подсознанием, создавая некоторую сферу безнадёжности непонимания. Безнадёжность эта усугубляется тем, что "памятливые" живые существа, вынужденные хранить эту "повисшую", не имеющую ответа, зачастую исполненную отчаяния, тягостную ношу, "замирают" в своем собственном развитии, пребывают в положении "заблокированного" прибора - и только отраженные в новеллах контакты с сушей дают некоторый исход ситуации. Кризис взаимопонимания / взаимодействия в ойкумене налицо.

Очень интересным и очень специфическим в плане отражения мировосприятия энергоинформационной структуры видом искусства является так называемый "диптих" - одно из недавних направлений в кино- и театральном искусстве нашей альтерры. Диптих возник под влиянием открытого, "легального" общения Обитателей Глубин с обитателями суши. Этот жанр отличается тем, что экран/сцена постоянно разделен на две половины, в обеих из которых действие развивается одновременно, и задача зрителя - в постоянном сравнении. Действующих лиц мало; соблюдается единство или времени, или места… - так, чтобы отслеживать одну выделенную связь и соответствующие ей изменения (например, в одной половине действующие лица молодые - в другой старые, и пр.) Это, безусловно, осмысленный шаг в направлении овладения "точечной" концентрацией при сохранении преимуществ "многоканальности". Если иметь в виду, что в открытый контакт с сушей первыми вступили младшие представители означенного этноса, то можно сделать вывод и о некоторых особенностях восприятия, и о принципиальной небезнадёжности, осмысленности поисков оптимальных путей взаимного обучения для существ такого разного телесного устройства.

Итак, суммируя самым грубым образом, мы можем говорить о том, что отличие фазового состояния существа типа "энергоинформационная структура" от "человеческого" фазового состояния характеризуется специфической МНОГОКАНАЛЬНОСТЬЮ/ РАССРЕДОТОЧЕННОСТЬЮ, которая затрудняет максимально возможное восприятие нюансов в конкретно-точечном приложении усилий, являющееся необходимым свойством "человеческого" состояния.

В числе разнообразных примеров существ типа "энергоинформационная структура" можно упомянуть Океан из Лемовского "Соляриса", Путь и Логрус (Единорога и Змея), а также Путь Корвина и Призрачное Колесо Амберского цикла Желязны (который, кстати, замечательно демонстрирует и общее происхождение существ разной телесности, и фазовость различий между ними), всю демиургическую команду как Толкиновской Арды, так и Ниенниной Арты (начиная от самого Эру вплоть до какого-нибудь последнего завалященького майя), Синий Треугольник и Звезды (Шары) Крапивина, всевозможные "свет-мой-зеркальце-скажи" и прочие персональные и "социальные" разумные компьютерные устройства… Многие произведения рассматривают различные варианты вхождения такого рода существ в полноту человеческой телесности, сопоставляя степень "прилежания" в этом вопросе со степенью успешности, эффективности достижения результата.

Мы посвятили энергоинформационным структурам такой большой объем текста потому, что разница между "нормальным" состоянием "человеческого" существа и "нормальным" состоянием энергоинформационной структуры в наибольшей степени заметна (что называется, заметна невооруженным глазом) - и вместе с тем в наибольшей степени подвергается неверной оценке / неверной трактовке по сравнению с разницей между обыкновенным "человеческим" состоянием и состоянием других категорий "нечеловеческих" существ. Теперь перейдём к рассмотрению этих самых других категорий, но сделаем это уже в следующем постинге.

Смотрите далее:

http://community.livejournal.com/personnes/12194.html

Previous post Next post
Up