Предыдущий пост на эту тему:
http://community.livejournal.com/personnes/5680.html Далее снова цитируем из книги:
-----------------------------------------------------------------------------------
1.1.2. "Другой" значит "друг"
Существует не так мало терминов, касающихся обозначения тех или иных локусов и/или пластов второй реальности в соответствии с разными ракурсами рассмотрения феномена общения с ней. Наиболее употребительные из этих терминов - "другое место", "другой мир/другие миры", "параллельные миры", "альтернативы" - и, наконец, собственно "вторая/вторичная реальность". Несколько более узкий спектр значений имеют такие понятия как "Фэери", "Фэнтэзи". "Волшебная Страна". Кроме того, в настоящее время известно довольно много "имён собственных" из этой сферы - Средиземье (Средьземелье), Нарния, Амбер, Земноморье и др.
Нам представляется важным следующий момент. Устойчиво повторяющееся слово, которое, с нашей точки зрения, является ключевым - это "другой", с примыкающим к нему понятием "второй", в том аспекте, в котором они равнозначны латинскому "альтер": "альтер эго" = "другое/второе я" = "друг", то есть - "подобный мне, вроде меня, хоть и не я".
При этом термин "иной", который зачастую употребляется как синоним слова "другой", в интересующем нас плане имеет смысл едва ли не противоположный. Определение "иной" подразумевает радикальное отличие одного предмета от другого: "инок" - "тот, кто не от мира сего", "мир иной" равнозначно понятию "тот свет", и т.д.
Мы хотим подчеркнуть, что в отношении описываемого нами явления в первую очередь значима тема "подобия/парности" ("друг"), и только во вторую - тема противопоставления этой сферы жизни всем прочим.
Понятия "второй" и "вторичный" в интересующем нас аспекте тоже отнюдь не тождественны. Слово "вторичный" подразумевает значение "производный от первичного", и термин "вторичная реальность" указывает прежде всего на сотворенность ее человеком - творцом с маленькой буквы, а не Творцом с большой. Так, по Толкину - "вторичное творчество" есть специфическое искусство тварного существа, эльфа или человека, создавать "вторичный мир", в отличие от созданного Богом первичного.
Нас же занимает совсем другая сторона дела. Мы используем термин "вторая реальность", подразумевая тем самым принципиальное соответствие и подобие, сходство между первой и второй реальностью - в том смысле, что, как уже говорилось, основными характеристиками второй реальности, которыми она уподобляется первой и отличается от вымыслов и бреда, являются континуальность (непрерывность во всех аспектах) и наличие глубокой внутренней целостности и согласованности, обусловленное надежностью причинно-следственных связей - а также трансцендентная свобода бытия, реализующаяся в возможной неожиданности даже и принципиально предсказуемого результата.
Итак, подведем итоги: вторая реальность - это нечто изначально "парное" первой, и противопоставление их можно уподобить расстановке партнеров в танце, единству и противоположности полов, любовному сочетанию двух глазастых запятых в общеупотребительном нынче знаке гармонии "инь" и "ян"; ни о какой принципиальной несовместимости или вражде не может быть и речи - ибо и та, и другая созданы величайшей любовью Того, Кого мы называем "Жизнью Преизбыточествующей" - что означает высшую полноту, изливающуюся через край, чтобы щедростью и радостью произвести на свет всё сущее.
1.1.3. Из альтерристов в альтеррологи
Для обозначения конкретной формы второй реальности, соответствующей отдельному, вполне определенному миру, мы предлагаем ввести термин "альтерра", складывающийся из частей "альтер" (другой/второй) + "терра" (земля/мир). Это наименование может быть использовано также и несколько более обобщенно, когда подразумевается не частный случай, а такого рода мир вообще, как таковой. Альтерра - это то самое, что мы имеем в виду, говоря о второй реальности в ее совершенной форме, уникальности конкретного, личного воплощения.
Практика общения со второй реальностью в этой самой ее конкретной форме, то есть контакт с определенным, обладающим внутренней целостностью миром, будет в таком случае носить название "альтерризм", что приятно напоминает одновременно о туризме и альтруизме, - тот же, кто практикует такое общение, будет называться "альтеррист".
Обозначив основные термины, мы не остановимся на этом, а перечислим следующие за ними, не менее важные:
- исконный обитатель той или иной альтерры будет именоваться "альтеррит";
- тот, кто входит в альтерру из первой реальности (т.е.альтеррист), действуя при этом в качестве ее обитателя (альтеррита), может носить наименование "альтернат"- что имеет двойное значение: "дважды рожденный" (в этом и в том мире) и "имеющий две природы" ("нат" может толковаться и как "рожденный", и как "природа").
Термин "альтернатива", таким образом, должен означать: "то, что повторилось во второй реальности" - подразумевая вариант иного развития событий (например, исторических), чем то, которое имело место в первой реальности.
И, наконец, еще один важный для нас термин: "альтеррология" - это дисциплина, изучающая вышеозначенные материи - прежде всего, конечно, разнообразные аспекты общения человека с его альтеррой, но также включающая и всевозможные штудии вокруг этой темы - то есть то самое, чем мы сейчас и занимаемся, а стало быть, имеем полное право гордо именоваться "альтеррологами".
---------------------------------------------------------------------------------
А теперь добавим несколько слов относительно употребляющихся в фэндоме терминов - и того, по какой причине они нас не устраивают.
Термины, о которых идёт речь - это прежде всего: глюколовство, мироглядство, визионерство, медиумизм.
Термин "глюколовство", принятый на этапе знаменитой "дискуссии о глюколовах", уже тогда вызывал множество нареканий в самом фэндоме. Самая ближайшая ассоциация, которую он вызывает - это бредни обкурившихся наркоманов. Никакие разъяснения с вещественными доказательствами на руках, что так называемые "глюколовы" "не употребляют вообще", и слово "глюк" подразумевает просто "визуальный образ", в этой ситуации ничуть не помогают.
Термин "мироглядство", предложенный Хатулем, в этом смысле сильно выигывает - однако и в нем присутствует момент пассивного восприятия зрительных образов (при том, что даже сам Хатуль в своей классификации отмечает, что далеко не всё исчерпывается пассивным наблюдательством).
Термин "визионерство", общепринятый сейчас, представляется нам неудачным по целому ряду причин.
Во-первых (и это очень важно!), данный термин имеет самостоятельное значение в рамках мировой культуры. Под словом "визионерство" подразумевается специфический РЕЛИГИОЗНЫЙ опыт - видения, имеющие МИСТИЧЕСКОЕ, символическое (а отнюдь не конкретно-практическое!) содержание, смысл которых - исключительно в проявлении, выявлении некоторых ОНТОЛОГИЧЕСКИХ конструкций бытия. Разумеется, можно сказать, что в практике общения со второй реальностью момент мистического откровения присутствует; однако же он именно присутствует, притом присутствует в той же мере, что и в общении с первой реальностью! - и только им одним контакт со второй реальностью отнюдь не ограничивается.
Во-вторых, термин "визионерство" (как и "мироглядство") подразумевает аспект пассивного восприятия информации - который очень сильно довлеет, формируя в субъекте процесса "зрительское" отношение к миру второй реальности, который разворачивается перед ним. Это представляется нам глубоко неправильным по целым двум причинам. С одной стороны, при этом не учитывается, замалчивается такой важный момент, как творческая, созидательная, "демиургическая" функция контактирующего со второй реальностью, которая присутствует всегда, даже когда тебя просто с размаху поражает некоторой открывшейся тебе картиной; с другой стороны, пассивность контактирующего связывает ему руки в отношении оказания практической помощи обитателям мира второй реальности, альтерритам - типа, ты тут зритель, вот и любуйся, а сам не суйся!..
Терминология, связанная с корнем "медиум", вообще связывает сущность процесса с предоставлением себя, своих ментальных мощностей в БЕСКОНТРОЛЬНОЕ пользование внешним энергоинформационным структурам - что по технике безопасности совершенно недопустимо, и большинство практикующих общение со второй реальностью об этом прекрасно знает. Знает, а всё равно говорит: "медиум", "медиумить" и пр. - сильно недооценивая влияния вербализации, словесного определения на суть процесса.
Безусловно, необходим особый термин для обозначения функции принятия на себя личности другого существа, предоставление ему своих каналов (не бесконтрольное, разумеется!) для возможности осуществления полноценного контакта. Мы предлагаем пользоваться для этой цели термином "ПОСРЕДНИК" - формально просто "переводной" для того же корня, однако по сути дела имеющий совершенно иную семантическую нагрузку.
Учитывая всё вышесказанное, наша собственная терминология представляется нам наиболее удачной (что естественно). Суффикс "ист" в слове "альтеррист" предполагает АКТИВНОЕ участие субъекта в процессе контакта со второй реальностью, что мы считаем исключительно важным моментом. Следует, правда, иметь в виду, что при нашем подходе область значения термина "альтеррист" не тождественна области значения фэндомского термина "визионер" - поскольку в так называемом "визионерстве" очень большую роль играет не контакт с полноценной альтеррой, а соприкосновение с элементами второй реальности (о значении данного термина см.:
http://community.livejournal.com/personnes/5680.html). Для разрешения этого затруднения мы предлагаем пользоваться в указанном смысле термином "СВИДЕТЕЛЬ" - который при формально лексической близости слову "визионер" ("видящий") несет совершенно иную смысловую нагрузку.
Продолжение темы в следующем постинге:
http://community.livejournal.com/personnes/6566.html