Начальный этап изложения основных положений нашей теории

May 30, 2008 00:48


О смысле и значении общения со второй реальностью, а также о возможных способах поделиться друг с другом своим достоянием в этой области, мы уже писали выше:

http://community.livejournal.com/personnes/4530.html

Просим извинения, если те или иные положения, которые мы будем приводить в дальнейшем, совпадут с чем-то из вышеизложенного дословно, т.е. будут процитированы те же самые куски текста - это может оказаться необходимой мерой предотвращения смысловых лакун.

Мы по-прежнему предполагаем цитировать отдельными блоками отрывки из своей книги, по необходимости снабжая их дополнениями и разъяснениями разного свойства. Просим извинения, если не всё будет состыковано достаточно гладко.

Обращаем внимание читателей, что до последнего времени мы были изолированы от информации о толкинистских сообществах, о так называемом "фэндоме", вообще о "ролевиках" (любителях ролевых игр), их жизни и их проблемах. Мы не имели ко всем этим, без сомнения, важным общественным явлениям никакого касательства - в немалой степени по той причине, что относимся к несколько иной возрастной категории, чем большинство участников указанного движения. Во времена нашей бурной юности (рубеж 70х-80х) ничего этого еще не существовало, и мы проводили свою работу в спокойном уединении. Этот факт мы находим в высшей степени промыслительным. Вследствие этой обособленности мы были избавлены от воздействия целого ряда стереотипов, специфических для указанных сообществ, что дало нам возможность смотреть на проблему куда более широко.

Обладая собственными заходами, мы употребляем и собственную терминологию, разработанную нами по ходу исследований в данной области. Термины, которыми мы пользуемся, могут как быть совершенно непривычными для читателя, так и при внешнем сходстве с терминами других авторов иметь несколько иное, отличное от них значение. Не беря на себя работу по жесткому смысловому разграничению, мы обращаемся к читателю с просьбой обращать внимание на нюансы разнообразных определений и формулировок, по ходу дела встречающихся в нашем тексте.

Для начала - определение самого явления как такового:

Говоря о ФЕНОМЕНЕ ОБЩЕНИЯ СО ВТОРОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, мы имеем в виду особую сферу человеческой жизни и творчества. Вступая в соприкосновение с этой сферой, человек получает возможность мысленным образом обрести доступ к некоему миру, внутренне связному и целостному, но не тождественному тому, в котором  мы все обитаем телесно; может наблюдать этот мир и действовать в нем, вступая в контакты как "разовым" образом, так и регулярно, систематически.

Далее мы считаем необходимым привести целиком первоначальные разделы первой главы нашего трактата, потому что они содержат основные характеристики, определения и специфическую терминологию, которой мы пользуемся в своей работе. Этих разделов всего несколько, и они, честное слово, не слишком объёмные, поэтому просим читателей набраться терпения.

---------------------------------------------------------------------------------------

Глава 1.

Определим предмет разговора:

Основные характеристики и терминология

1.1.1. Критерии реальности второй реальности.

Контакт с реальностью -

функция от самоотдачи

Итак, явление, о котором идет речь, представляет из себя нечто в ряде аспектов трудноуловимое, нечётко очерченное в пограничных областях - и вместе с тем по существу дела совершенно особенное.

Как мы уже сформулировали, феномен общения со второй реальностью - это такая сфера жизни и творчества, вступая в соприкосновение с которой человек может мысленным образом обрести доступ к некоему миру, внутренне связному и целостному, но не тождественному тому, в котором мы все обитаем телесно; может наблюдать этот мир и действовать в нем.

Мы вполне сознательно не акцентируем разницы между сотворением и выявлением того или иного мира, того или иного пласта второй реальности - не потому, что этой разницы не существует вообще, а потому, что куда более принципиальной является разница между соприкосновением с подлинной РЕАЛЬНОСТЬЮ второй реальности и всевозможными плодами вымысла, мечтаний и просто бреда. Эта разница имеет как "объективную", так и "субъективную" стороны; кавычки в данном случае обозначают относительность разграничения этих понятий - поскольку и о той, и о другой стороне дела можно судить как "снаружи", наблюдая контактирующего со второй реальностью, так и "изнутри", являясь таковым.

Начнем с того, чтобы выделить основные объективные критерии явлений, относящихся к области второй реальности. Эти критерии - прежде всего континуальность (непрерывность во всех аспектах) и наличие глубокой внутренней целостности и согласованности, обусловленное надежностью причинно-следственных связей. В полной мере эти критерии могут относиться лишь к совершенным формам второй реальности - тем или иным конкретным мирам или пространственно-временным локусам; именно о них по преимуществу пойдет речь в данной работе.

Вместе с тем существует великое множество явлений, относящихся, несомненно, к той же сфере, но не подпадающих под нашу формулировку - прежде всего потому, что сопутствующей им информации недостаточно для того, чтобы сделать вывод относительно  их континуальности и причинно-следственной стабильности. Это могут быть разного рода "картинки" - обрывочные впечатления, связанные с восприятием тех или иных локусов или персонажей, взятых вне контекста или с минимальным контекстом, некоторые "наброски", внезапно обретающие яркость и объемность, и т.д. и т.п. Такие явления мы будем называть "элементами второй реальности" - и также неоднократно касаться их в связи с основной нашей темой.

Объективные критерии, о которых мы говорим, позволяют оценить степень соответствия им того или иного явления "со стороны", не состоя с ним  в непосредственном контакте, а лишь получая информацию об этом - через литературу или просто устные и письменные рассказы. Вместе с тем даже для вынесения подобного рода оценки "со стороны" зачастую совершенно необходимо правильно представлять себе субъективную сторону вопроса - а именно, отношение к делу самого носителя данного контакта, степень его серьезности, благодарности, ответственности.

Дело в том, что глубина восприятия реальности как таковой, будь то первой или второй, непосредственно зависит от степени серьезности отношения к ней воспринимающего ее. Очевидно, что,  если человека "не касаются" даже проблемы его ближайших соседей, а тем более жизнь обитателей других материков, то говорить об адекватности его восприятия  этих сфер бытия представляется затруднительным. Чтобы полноценно воспринимать реальность, первую или вторую, необходима определенная степень открытости, постоянной готовности принять к сведению нечто новое извне - и. соответственно, постоянной готовности ответным образом вложить силы в ту практическую помощь, которая от тебя потребуется для изменения ситуации к лучшему. Чем полнее самоотдача, чем выше степень приложенных усилий, обусловленных не собственным волюнтаризмом, а насущными потребностями тех, с кем ты состоишь в общении - тем больше твоя возможность в полной мере соприкоснуться с реальностью, оценить ее континуальность и глубину причинно-следственных связей, богатство и многообразие ее жизненных форм и их духовного содержания, и т.д. и т.п. Первой реальности это касается абсолютно в той же мере, что и второй. Более того: человек, неспособный услышать своего  ближнего и оказать ему своевременную помощь в первой реальности, вряд ли сможет адекватно оценить подлинную полноту реальности второй, вряд ли сумеет поддерживать и хранить бытие вверенного ему сокровища.

Готовность подать помощь и принять помощь, благодарность и ответственность - вот основные "субъективные" параметры, позволяющие оценить степень серьезности отношения человека, степень вложения его усилий - и, в конечном итоге, степень подлинности его контакта со второй реальностью, что дает возможность отличить результаты действительного контакта от произвольных  вымыслов и себялюбивых мечтаний. Только эти качества, обусловленные исключительно личным выбором, позволяют человеку воспринять и оценить РЕАЛЬНОСТЬ второй реальности - удивиться, поразиться, задохнуться от восхищения, видя, насколько то, что тебе открылось, больше тебя, выше тебя, шире тебя, глубже тебя - едва ли не реальнее тебя самого.

Значение субъективной стороны дела выходит на первый план прежде всего в сфере контакта с элементами второй реальности, где трудно оценить степень континуальности и стабильности явления, - ну и, конечно, то же самое непосредственно касается момента первого соприкосновения, первой встречи с тем или иным миром, тем или иным человеком. От твоей решимости, готовности сделать первый шаг навстречу, в некотором смысле - шаг в бездну, прочь от комфорта привычности во тьму неизвестности, зависит степень реальности переживаемого тобой нового контакта - и, возможно, не только твоя дальнейшая судьба, но и судьба твоих визави.

В этом смысле вопрос о том, "кто тут настоящий, т.е. - не плод моего вымысла, чтобы я мог о нем позаботиться?", который не так редко возникает в сфере соприкосновения с элементами второй реальности - это в чистом виде повторение вопроса о том, "а кто есть мой ближний, чтобы мне возлюбить его, как самого себя?"  - который в свое время был задан Христу (Ев. от Луки 10, 25-37). Ответ на это будет по существу дела тождествен евангельскому ответу: кто нуждается в твоей помощи, кому ты можешь ее оказать - тот и есть "настоящий", и твои с ним отношения взаимопомощи свидетельствуют об этом как нельзя более реально.

Существует и еще один очень важный момент. В свое время, судя по всему - на заседаниях философского общества "Инклинги", душою которого были Дж.Р.Р.Толкин и К.С.Льюис, было сформулировано, что одним из отличительных признаков реальности является НЕОЖИДАННОСТЬ. Это подмечено очень глубоко и очень верно. Неожиданность является функцией от основополагающей трансцендентной свободы, заложенной Богом в базовые структуры мироздания в акте его сотворения - той самой свободы, которую физики отмечают уже у элементарных частиц, поведение коих невозможно предсказать однозначно, той самой свободы, наивысшая реализация которой осуществляется в свободе выбора разумного существа. Можно смело утверждать, что наличие трансцендентной свободы является столь же неотъемлемым условием существования реальности, будь то первой или второй, как наличие причинно-следственных связей; можно даже предполагать, что свобода более необходима и первична. В любом случае именно взаимодополняющая парность этих основных условий бытия мира и дает возможность возникновения и существования бесконечного многообразия форм и вариантов, в которых жизнь раскрывается навстречу Создателю, чтобы принести Ему ответное "Да!" - временами ценою немалых усилий переступая  через собственное самовлюбленное "Нет".

Для осознания человеком контакта со второй реальностью в отличие от игры собственного произвола вышеизложенная гносеологическая позиция может оказаться очень важной. Это может касаться самых разных вариантов - констатирует ли автор факт неожиданности поведения своего героя, усматривает ли неожиданные для себя повороты обстоятельств, испытывает ли участник ролевого действа неожиданные эмоции/мотивации со стороны "отыгрываемого" им персонажа, и т.д. и т.п. Осознание РЕАЛЬНОСТИ второй реальности, которое открывается в такого рода встречах с трансцендентной свободой подлинного творения - великий дар; необходимо бережно хранить память об этих встречах, чтобы не присвоить себе прерогатив Первопричины - и не вообразить в ослеплении самолюбования, что имеешь право бросить без помощи или даже вовсе уничтожить кого-либо из тех, кто явился на свет не без твоего участия.

----------------------------------------------------------------------------------

Продолжение темы в следующем постинге:

http://community.livejournal.com/personnes/6292.html
Previous post Next post
Up