Некоторые соображения о соотношениях свободы и необходимости / моделирования и погружения

Jun 02, 2008 02:41


Нижеизложенные соображения являются откликом на комментарий, последовавший в качестве возражения на наш постинг:

http://community.livejournal.com/personnes/5680.html

В комментарии была приведена следующая цитата из данного постинга:

"Неожиданность является функцией от основополагающей трансцендентной свободы, заложенной Богом в базовые структуры мироздания в акте его сотворения - той самой свободы, которую физики отмечают уже у элементарных частиц, поведение коих невозможно предсказать однозначно, той самой свободы, наивысшая реализация которой осуществляется в свободе выбора разумного существа."

Далее автор коммента приводит своё возражение:

"Имею основания/дерзость (кому как больше нравится) предполагать, что данное свойство является атрибутом миров в целом, но не обязательно - всех планов бытия тех или иных миров. То, что может быть представлено, как возможность/неожиданность на одном из планов бытия, может являться результатом пересечения и взаимодействия разных необходимостей/неизбежностей на других планах бытия. Когда же мы говорим о "второй реальности", мы не всегда предполагаем мир, иногда мы предполагаем те места во вселенной, которые мирами не являются (не имеют такого плана бытия, как плотная материальная реальность) - или предполагаем место обитания/погружения того, кто транслирует эту самую "вторую реальность" сюда. Каковая может относиться к тем планам бытия, на которых нет "неожиданностей". Или восприятие самого существа может не предполагать неожиданностей, вмещая в себя восприятие законов причинно-следственных связей, и так бывает." -  выделено нами (Кира Тата).

Мы охотно поддерживаем предложенную дискуссию.

Мы очень рады констатировать, что вопрос поставлен исключительно точно, прямо-таки тем самым ребром, которое у него является наиболее острым. Воспользовавшись возможностью ответить на этот вопрос, мы считаем необходимым несколько развить мысль в указанном направлении.

Мы находим, что в данной ситуации в высшей степени применима наша схема "МОДЕЛИРОВАНИЕ - ПОГРУЖЕНИЕ"

(см. http://community.livejournal.com/personnes/6566.html).

Напомним ее основные положения:

Моделирование как таковое подразумевает создание некоторой схемы - и, как следствие, функциональную механистичность либо "одноразовость" модели, у которой заведомо не предполагается никакой собственной жизни и воли помимо жизни и воли ее создателя; погружение же подразумевает появление в поле зрения наблюдателя некоторого объекта, имеющего свою собственную жизнь, и продолжение этой жизни в дальнейшем по большому счету независимо от наблюдателя - даже если он приложил руку к созданию объекта.

Говоря о моделировании, мы подчеркиваем аспект произвольности при установлении тех или иных условий (типа: "хочу, чтобы…" или "предположим, что…"), говоря же о погружении - аспект строгой констатации фактов, поступающих "извне" - из внешнего мира, из ноосферы, из глубин собственного подсознания, находящегося в контакте со второй реальности или не находящегося - короче, из той самой "реальности, данной нам в ощущениях" (типа: "вижу, что…").

Попросту говоря, при чистом моделировании играет какую бы то ни было роль ТОЛЬКО САМ СУБЪЕКТ, "демиург", организатор процесса - и НИКАКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЕМУ ДЛЯ ЭТОГО НЕ НУЖНА; и первая, и вторая являются при моделировании только "пищей для ума", общающегося с самим собой в полной пустоте. Строго говоря, при процессе моделирования НИКАКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЕЩЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ - имеют место быть только ПОТЕНЦИИ, голые возможности, имеющие В БУДУЩЕМ воплотиться в реальности ПРИ УСЛОВИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА моделирующего субъекта с реальностью (первой или второй - неважно).

Естественно, что по причине всего вышеизложенного ни о какой дихотомии свободы / необходимости, закона / произвола в ситуации голого моделирования просто не может быть и речи - ибо при ОДИНОЧЕСТВЕ демиурга, самозамкнутости его "Я" "закон", "необходимость" тождественны ЕГО ничем не ограниченному ПРОИЗВОЛУ - поскольку НИКОГО ДРУГОГО, чья свобода могла бы войти в противоречие с волей демиурга и тем положить ей предел, ТУТ НЕТ.

Погружение, напротив, являет полную открытость, пассивность субъекта - и играет роль, действует САМА РЕАЛЬНОСТЬ, производящая в ментальном пространстве субъекта изменения, впечатывающая в него свои совершившиеся, УЖЕ ИМЕЮЩИЕ МЕСТО БЫТЬ факты. Естественно, чтобы в дальнейшем ДЕЙСТВОВАТЬ в этой реальности полноценно, субъект необходимо должен применить моделирование, полученные факты осознать - но при погружении он ЗАВЕДОМО НЕ ОДИН, заведомо не в пустоте, заведомо не в самозамкнутости своего "Я" и его произвола. РЕАЛЬНОСТЬ ВСЕГДА ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ КОГО-ТО ЕЩЕ! - чья свобода и проявляет себя в волеизъявлении = действии, производящем те самые ФАКТЫ, с наличием которых вынужден в дальнейшем считаться субъект, совершающий погружение.

Обратите, пожалуйста, внимание на предыдущий пассаж, коллеги!

Это исключительно важно понимать!

При ОДИНОЧЕСТВЕ демиурга, самозамкнутости его "Я" "закон", "необходимость" тождественны ЕГО ничем не ограниченному ПРОИЗВОЛУ - поскольку НИКОГО ДРУГОГО, чья свобода могла бы войти в противоречие с волей демиурга и тем положить ей предел, ТУТ НЕТ.

Это и есть, напоминаем, ситуация голого моделирования - при которой РЕАЛЬНОСТИ ЕЩЕ НЕТ, А ЕСТЬ ЛИШЬ ПОТЕНЦИЯ - замысел одинокого демиурга, не обеспеченный еще ничем, кроме себя самого, не вплетенный еще ни в какие причинно-следственные узлы, ибо на одном лишь самом себе их не завяжешь - для узла необходимы СКРЕЩЕНИЯ, ОБРАЗУЮЩИЕСЯ ЛИШЬ В КОНТАКТЕ РАЗНЫХ ВОЛЬ = РЕАЛИЗОВАННЫХ СВОБОД РАЗНЫХ СУЩЕСТВ.

Вот это и есть "те места во вселенной, которые мирами не являются (не имеют такого плана бытия, как плотная материальная реальность) - или предполагаем место обитания/погружения того, кто транслирует эту самую "вторую реальность" сюда. Каковая может относиться к тем планам бытия, на которых нет "неожиданностей". Или восприятие самого существа может не предполагать неожиданностей, вмещая в себя восприятие законов причинно-следственных связей", о которых идет речь в процитированном нами комменте - да, безусловно, это еще не миры; они МОГУТ стать мирами при выходе демиурга из своеобразного "кокона", в который его ввергает концентрация на ЗАМЫСЛЕ и изоляция от выражения свобод других существ = от РЕАЛЬНОСТИ; а МОГУТ И НЕ СТАТЬ!

И вот здесь наконец мы подходим к исключительно интересной и важной теме - к теме соотношения между собой таких материй, как замысел - воплощение, виртуальный план - материальный план, изоляция творческого субъекта - партнерство, достижение единства за счет самоограничения в произволе.

Всё это прямо касается вопроса, который то и дело встает в наших дискуссиях - вопроса о соотношении автора с его героями, альтерриста с альтерритами, любого демиурга с любым способом порожденными им существами. Поскольку эта тема является в нашем исследовании ключевой, то мы предлагаем вниманию читателей очередной отрывок из своей книги:

---------------------------------------------------------------------------------------------

Вопреки распространенному заблуждению, вхождение в материю не закрепощает, а освобождает, не уменьшает возможности, а увеличивает их. Пока нечто существует только на виртуальном уровне, в "замысле", оно в строгом смысле слова еще не состоялось - и может быть отменено, переиграно и пр.; вхождение же в материю, ВОПЛОЩЕНИЕ делает свершившееся НЕОТМЕНИМЫМ - воплощённое можно уничтожить физически, но уже НЕВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ НЕБЫВШИМ. То, что уже состоялось, может развиваться - в необходимой мере стабилизироваться, в необходимой мере изменяться; то, что еще не воплощено, в строгом смысле слова развиваться не может, поскольку не имеет никаких фиксированных "плато", с которых можно делать следующий марш-бросок восхождения.

Материя воплощения может быть очень, очень, ОЧЕНЬ различной - но она принципиально отличается от хаоса. Даже если понимать под хаосом безусловно позитивное, "первоначальное", "порождающее" состояние бытия - некий непрестанно бурлящий котел, извергающий фейерверк идей и возможностей - то всё равно без воплощения в какой бы то ни было материи, гарантирующей минимальную стабильность порожденной структуры, виртуально-хаотическая жизнедеятельность остается по существу дела бесплодной, рождение / сотворение - не состоявшимся.

Вербализация, словесное воплощение, которое так много означает для бытия второй реальности, является одной из важнейших форм материи, отделяющей рождение от хаоса. В начале всего Бог создает мир Словом - давая тем самым всей Вселенной стабильность существования = возможность возрастания; второй шаг  вполне естественно следует за первым: Бог-Слово становится Человеком - не всей природой мироздания, а конкретным плотским существом, открывая тем самым возможность достижения максимальной полноты взаимодействия Творца и сотворенных Им на личном уровне, в полной реализации свободы и уникальности. Всё это имеет самое непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме - ибо именно заложенный в нас изначально образ Божий и является необходимым и достаточным условием альтерризма, а от степени нашего уподобления Богу зависит как бытие нашей альтерры, так и наши отношения с ней.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Итак - суммируем вкратце:

Переход с виртуального плана бытия на материальный (= воплощение) делает РЕАЛЬНОСТЬ - реальной, а не "вымышленной" (= смоделированной ее творцом) ЗА СЧЕТ ПОЯВЛЕНИЯ (возникновения / вступления в контакт) существ, обладающих собственной свободой воли - и реализующих ее в СОТВОРЧЕСТВЕ с демиургом.

Акты этого СОТВОРЧЕСТВА и являются МИРООБРАЗУЮЩИМИ узлами бытия для конкретного локуса мироздания.

Степень ответственности демиурга, реальной способности его хранить и взращивать сотворенный / порожденный им  мир - функция от степени его СПОСОБНОСТИ К САМООГРАНИЧЕНИЮ, к тому, чтобы положить предел собственному произволу для предоставления реализации свободы зависящим от него, порожденным им, пребывающим рядом с ним существам.

Попросту говоря - демиургом-то может быть любой, но если демиург приходит в раздражение от всего того, чего, как говорится, "не было в Замысле" (с) - (а быть-то ведь и не могло, ибо в замысле ничего живого, подлинного еще нет, оно появляется в момент воплощения!) - то есть все основания обличить такого демиурга в незнании основных законов мироздания, несоответствии его занимаемой должности - и приостановить действие его полномочий вплоть до возвращения в здравость ума и хотя бы частичного исцеления от самомнения.

И снова цитируем то, что было уже приведено выше:

-------------------------------------------------------------------------------------------

Неожиданность является функцией от основополагающей трансцендентной свободы, заложенной Богом в базовые структуры мироздания в акте его сотворения - той самой свободы, которую физики отмечают уже у элементарных частиц, поведение коих невозможно предсказать однозначно, той самой свободы, наивысшая реализация которой осуществляется в свободе выбора разумного существа. Можно смело утверждать, что наличие трансцендентной свободы является столь же неотъемлемым условием существования реальности, будь то первой или второй, как наличие причинно-следственных связей; можно даже предполагать, что свобода более необходима и первична. В любом случае именно взаимодополняющая парность этих основных условий бытия мира и дает возможность возникновения и существования бесконечного многообразия форм и вариантов, в которых жизнь раскрывается навстречу Создателю, чтобы принести Ему ответное "Да!" - временами ценою немалых усилий переступая  через собственное самовлюбленное "Нет".

Для осознания человеком контакта со второй реальностью в отличие от игры собственного произвола вышеизложенная гносеологическая позиция может оказаться очень важной. Это может касаться самых разных вариантов - констатирует ли автор факт неожиданности поведения своего героя, усматривает ли неожиданные для себя повороты обстоятельств, испытывает ли участник ролевого действа неожиданные эмоции/мотивации со стороны "отыгрываемого" им персонажа, и т.д. и т.п. Осознание РЕАЛЬНОСТИ второй реальности, которое открывается в такого рода встречах с трансцендентной свободой подлинного творения - великий дар; необходимо бережно хранить память об этих встречах, чтобы не присвоить себе прерогатив Первопричины - и не вообразить в ослеплении самолюбования, что имеешь право бросить без помощи или даже вовсе уничтожить кого-либо из тех, кто явился на свет не без твоего участия.

----------------------------------------------------------------------------------

Previous post Next post
Up