Продолжение. Предыдущая часть здесь:
ссылка А вот следующие фотографии - дальние планы с лунным модулем и ровером. Это - макеты, уменьшенные копии, в масштабе примерно 1:8. Наверное, макет лунного модуля получился не очень правдоподобным, поэтому кадры с модулем как бы случайно попали под сильную засветку, отчего «чернота» космоса превратилась в «молоко» (рис.VIII-21).
Рис.VIII-21. Миссия Аполлон-15. Дальние планы с макетами опять попали под засветку.
И поскольку эти три кадра с игрушечным ровером и лунным модулем представляют собой часть панорамы, ближе к финалу, то и начало панорамы (рис.VIII-22) снимается в той же самой декорации и тоже с игрушками.
Рис.VIII-22. Кадры начала панорамы
Так что астронавт в начале панорамы - не более, чем кукла, застывшая в неустойчивом положении. И чтобы она не упала, её правой рукой упёрли в подставку (рис.VIII-23).
Рис.VIII-23. Кукла в начале панорамы. Под рукой подставка, чтобы кукла не упала.
Я думаю, что кукол специально снимали в таких неустойчивых положениях, как будто это остановленная фаза какого-то движения. Ведь если поставить куклу строго вертикально с руками по швам, то даже школьник заметит подвох и поймёт, что его пытаются обмануть с помощью бутафории.
Сделать уменьшенную копию ровера американцам удалось довольно неплохо, поскольку ровер - обычное механическое устройство, неодушевленный объект. К тому же никто не знает, как этот ровер выглядит на самом деле вблизи. И они снимали эту игрушку не только издалека, но даже и с относительно близкого расстояния. Ровер казался правдоподобным, как правдоподобными нам кажутся коллекционные модели автомобилей, выполненные в масштабе (рис.VIII-24, рис.VIII-25).
Рис.VIII-24. Коллекционная модель "Волги М-21" в масштабе 1:8.
Рис.VIII-25.Масштабные модели автотранспорта.
Но как только на игрушечный ровер сажали куклу-астронавта, весь эффект правдоподобности полностью исчезал (рис.VII-26). Сразу возникало ощущение, что на ровере сидит лёгкая неподвижная кукла без признаков жизни.
Рис.VIII-26.Кукла на игрушечном ровере из миссии "Аполлон-17".
Если вы думаете, что такой кадр с куклой в миссии "Аполлон-17" один-единственный, то вы ошибаетесь. Таких кадров - несколько десятков! Использование макетов и кукол - это самый распространенный приём НАСА для получения дальних планов и "лунных" ландшафтов. Вот друг за другом идут сразу три кадра игрушечного ровера и усаженной на нём куклой (рис.VIII-27).
Рис.VIII-27.Три последовательных кадра из миссии "Аполлон-17" с игрушечным ровером и неподвижной куклой.
После этих трёх кадров идут ещё три кадра того же самого ровера, только немного с другого расстояния. Конечно, это всё снимается в одной и той же декорации. Но вот что странно: за время, пока снимались эти три кадра, а потом перешли на другое место и начали опять снимать ровер с астронавтом, кукла не шелохнулась ни на миллиметр. Это просто какой-то жуткий непрофессионализм кукловодов. Ведь чтобы отснять "Хассельбладом" даже 3 кадра, требуется относительно много времени. Пленочный зеркальный фотоаппарат "Хассельблад" снимает не так быстро, как современные цифровые фотоаппараты (в определённом режиме цифровой фотоаппарат может снимать по несколько кадров в секунду). А как снимает "Хассельблад"? После нажатия спусковой кнопки в фотоаппарате поднимается зеркало, потом вдоль плёнки пробегает световая щель между двумя движущимися шторками затвора, после этого включается мотор на перемотку пленки на следующий кадр и опускается зеркало для визирования. Это длится около двух секунд. Чтобы отснять три кадра с панорамированием камеры, потом отойти в неудобном скафандре на другую точку, прицелиться и начать снимать новую серию кадров, требуется определённое время. Но в НАСА даже не попытались придать кадрам хоть какую-то жизненную достоверность - просто тупо отсняли три раза куклу без движения, отошли на другое место и опять стали снимать всё тот же статичный объект.
И как вы, наверное, догадываетесь, весь этот эпизод с ровером на фоне лунного ландшафта, от начала до конца, снят в одной и той же декорации. И на всех ста кадрах этой кассеты фигурируют только куклы и макеты. Все остальные панорамы - это тоже бутафория в масштабе 1:8. Лунный модуль в кадре - не более чем картонный макет (рис.VIII-28).
Рис.VIII-28. "Аполлон-17". Лунный модуль вдали - всего лишь картонный макет.
А дальше в кассете пошли десятки однообразных кадров проезда ровера по павильону. Подождите. Я сказал, что кадров "десятки"? Нет. Их там сотни - кадров, где мы видим только так называемый лунный пейзаж и бутафорскую телекамеру на переднем плане (рис.VIII-29).
Рис.VIII-29. "Аполлон-17". Масса однообразных кадров проезда якобы ровера среди бутафорских гор.
И все эти снимки - сплошная бутафория - поддельные предметы взамен настоящих вещей. И в следующей кассете ещё около сотни кадров подобных декораций для кукольных спектаклей. И если появляется на фотографии астронавт, как бы вдали - то знайте, это - кукла (рис.VIII-30).
Рис.VIII-30. "Аполлон-17". Для получения дальних планов используются куклы, и на переднем плане раскладываются маленькие камешки.
Эти астронавты-куклы не могут ходить, поэтому на фотографиях они всегда обездвижены, стоят или сидят, застыв в одном и том же положении. Они не реагируют на то, что их фотографируют, стоят, как вкопанные. Лишь иногда кукловоды, как бы "для приличия" чуть приподнимают кукле одну руку в каком-нибудь кадре, но не более того. Куклы не могут приблизиться к фотографу - вы никогда не найдёте ни в одной миссии последовательность фотокадров, когда астронавт издалека выходит на средний план - куклы сами не могут ходить, а кукловоду не так просто подойти к кукле и подвигать её, даже если расстояние до куклы всего 6 метров. Ведь не может кукловод наступить на "лунный пейзаж" и подойти к игрушечному астронавту, чтобы поправить ему руку. Кукловода приходится всякий раз опускать сверху на кране, и он может нечаянно потревожить миниатюрные камешки. Вот и снимают фотографы на так называемой Луне только панорамы с одного и того же места с неподвижными куклами-астронавтами.
Часть IX.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ В ДВИЖЕНИИ.
Замена человека куклами встречается в игровом кино в ХХ веке довольно часто. Впервые неподвижные куклы «ожили» в 1910 году, когда Владислав Старевич на студии А.Ханжонкова в Москве сделал первый кукольный мультфильм про жуков.
Внутри куклы установлен металлический каркас на шарнирах (рис.IX-1), благодаря чему возникает подвижность отдельных частей тела.
Рис.IX-1. Шарнирный каркас внутри куклы
Используя покадровую съемку, можно заставить кукол не только перемещаться в пространстве, но и вращать головой, шевелить руками, выполнять наклоны и приседания (рис.IX-2).
Рис.IX-2. Кукловод меняет положение рук и ног куклы для следующего кадрика.
ВИДЕО
РАБОТА КУКЛОВОДА ВО ВРЕМЯ СЪЁМКИ МУЛЬТФИЛЬМА Чтобы получить плавность движений, кукловод вносит небольшие изменения в положения рук и ног, рассчитанные заранее, буквально в каждый кадрик. Эта кропотливая работа отнимает много времени. Съёмка полнометражного кукольного мультфильма может растянуться на два-три года.
Кукольные мультфильмы, предоставленные NASA в качестве доказательств пребывания людей на Луне, как правило, сделаны небрежно, в спешке, я бы сказал так - на «троечку». Расчёт был сделан на то, что астронавт в скафандре - фигура малоподвижная, поэтому куклы в миссиях «Аполлон» выполняют минимум движений, чаще всего одной правой рукой, в то время как левая всё время висит в воздухе под прямым углом без движения (рис.IX-3).
Рис.IX-3. Кукла с кисточкой приближается к фотоаппарату. Руки второй куклы согнуты в локтевых суставах под прямым углом.
Кроме того, кукла не может выполнить не то чтобы прыжки на Луне,- даже простое шарканье ног с разлётом песка, столь любимое актёрами-астронавтами, у куклы не не получится, - из-за того, что кадры в мультфильме снимаются статичные, а статичный песок никому не интересен. Такой неподвижный песок сразу бы выявил, что перед нами - мультфильм. Из-за этого двигающихся кукол никогда не показывают во весь рост, их снимают так, чтоб не было видно ступающих по песку ног - куклы всё время толкутся около кинокамеры по пояс, максимум, по колено.
Обратите внимание на видео, что для имитации того, что с ровера как бы сошли пассажиры, камеру зашатали... как будто куклы действительно ехали на этом макете.
ВИДЕО
АПОЛЛОН-16. КУКЛА ПЫТАЕТСЯ СТИРАТЬ ПЫЛЬ С ОБЪЕКТИВА БУТАФОРСКОГО ФОТАППАРАТА Даже неискушенному зрителю видно, что кисточка, находящаяся в руках первой куклы, даже и не касается объектива, а проходит где-то рядом с фотоаппаратом. Это похоже на то, как плохие актеры изображают игру на рояле - машут над клавиатурой руками, не касаясь клавиш... А вторая кукла почти всё время стоит с растопыренными руками, зависшими в воздухе. Видимо, кукловоды были малоопытные. Вот посмотрите этот фрагмент с повтором.
ВИДЕО
РАЗВЕ ТАК СТИРАЮТ ПЫЛЬ С ОБЪЕКТИВА? Вы, наверное, спросите, зачем нужно было использовать куклы в таком простом кадре? Не проще ли поставить живых актёров перед камерой? Было бы гораздо убедительнее.
Но кадр на самом деле непростой. Это - как бы длинный долгий проезд на ровере, где вначале видна только одна дорога и лунный ландшафт, а в конце проезда "водители" слезают с ровера, чтобы выйти и встать перед камерой. Одно дело - показать только дорогу, и совсем иное впечатление, если в начале или в конце долгой панорамы по Луне появится человек. Вот, представьте, вы едете в автомобиле и видеокамерой (или сотовым телефоном) снимаете дорогу по Нью-Йорку через лобовое стекло. И говорите при этом, что вы там были. Возможно, это будет не очень убедительно, поскольку такой проезд могут сделать и без вас. Но вот если в конце кадра вы спанорамируете с дороги в салон автомобиля, а там - вы за рулем, то такой финал убедит всех, что вы говорите правду.
Проезд по Луне может сделать луноход и без человека, нащёлкав массу фотографий своего пути. Например, наш советский луноход фиксировал на фото почти каждый шаг своего перемещения. Из этих фотографий можно сделать фотофильм перемещения лунохода по Луне и получится проезд. НАСА посчитало, что для убедительности проезда необходимо показать астронавтов в конце длинной панорамы.
Начинается этот план, длящийся 5 минут, с того, что кукла появляется из-за левой границы кадра и широкой кистью как бы стирает пыль с верхней блестящей поверхности телекамеры. При этом видно, что верхняя зеркальная поверхность телекамеры блестит от чистоты, никакой пыли не заметно, и смысла что-то там протирать вообще нет (рис.IX-4).
Рис.VIII-4. Кукла вначале работает с кисточкой, а потом поворачивает зеркально блестящий муляж телекамеры.
Кукла возвращается назад, уходит за границу кадра, после чего вся картинка начинает вздрагивать, как будто кто-то сильно раскачивает за кадром ровер с укрепленной на ней камерой. Вот таким образом в НАСА попытались изобразить, что астронавт якобы залезает на ровер. Хотя, как показывают тренировки на Земле, самостоятельно залезть на ровер астронавт никак не мог даже в облегчённом бутафорском скафандре. Обычно влезть на ровер астронавту помогали два или три человека (рис.IX-5). Да и слезть с ровера астронавт сам тоже не мог.
Рис.IX-5. Забраться на ровер и слезть с него астронавту помогают два или три человека.
ВИДЕО
АСТРОНАВТЫ НЕ МОГЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО НИ ЗАЛЕЗТЬ НА РОВЕР, НИ СЛЕЗТЬ С НЕГО Последите за собой, как вы, например, встаёте со стула. Ваша точка опоры - пятки, находятся на полу, на некотором удалении от центра тяжести тела, который приходится на середину живота, где-то на высоте пупка. Чтобы встать со стула, вы должны наклониться сильно вперёд, так, чтобы центр тяжести оказался ровно над точкой опоры, и только после этого вы сможете привстать и подняться.
А теперь представьте себя на месте астронавта. У вас за спиной ранец жизнеобеспечения, который весит 54 кг (по земным измерениям). Из-за этого ранца ваш центр тяжести оказывается смещен назад к позвоночнику. Вы сидите на электромобиле откинувшись на спинку сиденья, вытянув ноги вперёд. Попробуйте - сядьте на стул и вытяните ноги вперёд! А теперь вам нужно встать. Точка опоры - пятки - находятся далеко впереди (рис.IX-6).
Рис.IX-6. Чтобы самостоятельно встать с ровера, астронавт должен центр тяжести подвести к месту над точкой опоры.
Сможете ли вы, будучи астронавтом в скафандре, наклониться вперёд так сильно, чтобы ранец оказался на одной вертикальной линии с пятками? Нет, не сможете. Попробуем другой вариант. Обратите внимание, как в обычной жизни вы встаёте со стула. Как правило, чтобы не наклоняться сильно вперёд, вы ноги перед подъёмом задвигаете под середину стула, чтобы ваши ступни оказались как раз под центром тяжести. И тогда, разгибая ноги в коленях, вы легко поднимаетесь вверх. А теперь подумайте, сможете ли вы, сидя на ровере (посмотрите на картинку), согнуть ноги в коленях, чтобы пятки оказались под ранцем? Думаю, ответ ваш будет однозначным: сделать такое физически невозможно. Как же тогда слезть с ровера, если рядом нет двух помощников, как на Земле? Могу биться об заклад, что вы никогда не догадаетесь, какую технику влезания на ровер придумало НАСА! Это изобретение настолько "гениально", что НАСА побоялось показать этот способ на видео. В общем, суть заключается в следующем. Астронавт подходит к роверу, встаёт сбоку от него, потом подпрыгивает высоко вверх, в верхней точке полёта перемещается в сторону ровера и, опускаясь вниз, задницей приземляется как раз на сиденье... Точнее говоря, не "приземляется", а "прилуняется" на сиденье. И вот как бы из-за такого толчка, камера, установленная на ровере, резко качнулась, изображение сильно дёрнулось. В кино это называется "отражённое действие" - когда вместо самого действия нам показывают, как оно отражается на других предметах. Стоял астронавт рядом с ровером... пара секунд, толчок камеры... и он уже сидит в ровере.
После того, как вы посмотрите ещё раз, как астронавтам на Земле помогают залезть на ровер, в вас (как и в меня в своё время) закрадутся смутные сомнения: а может ли астронавт в тяжёлом скафандре и с ранцем за спиной, стоя вертикально, так высоко подпрыгнуть, чтобы в полёте поднять ноги под прямым углом и приземлиться ровно на сиденье? Может ли астронавт самостоятельно залезть на ровер и слезть с него каким-то другим способом? В общем, вы поняли: такой важный момент - как астронавт взбирается на ровер на Луне - оказался не зафиксирован ни на одном видео.
За эти пять минут непрерывного киносюжета мы не увидели этот трюк, нам вначале показывают куклу на переднем плане, а когда она скрывается за границей кадра, камеру просто трясут, как будто кукла вспрыгнула на ровер. Но почему-то после этого кукла вновь появляется из-за границы кадра, всё также по пояс, не дальше, опять крутит телекамеру, уходит из кадра, и уже через полминуты после того, как нам начали показывать этот длинный нудный план, ровер, наконец, трогается с места и начинает движение по «лунному» ландшафту.
Вначале проезда видно, что тени от камешков падают вправо, но уже через несколько секунд - влево (рис.IX-7), - это ровер едет по кругу.
Рис.IX-7. Тень от камешков в начале проезда падает вправо, а потом, при дальнейшем продвижении - влево.
Направление траектории меняется несколько раз и целиком выглядит примерно так (рис.IX-8):
Рис.IX-8. Траектория движения ровера.
Ровер долго петляет вокруг одного того же места и в конце 5-й минуты наконец останавливается. И вот только тогда обыгрывается сцена с двумя куклами (см. рис.VIII-3). По мнению защитников НАСА, к этому моменту ровер проехал по лунной поверхности около 10 км, а на наш взгляд, все перемещения игрушечного ровера вмещались на съёмочной площадке, по размеру меньшей, чем футбольное поле. На этой площадке были расставлены макеты лунных гор, вырыты небольшие кратеры и разбросаны мелкие камешки. Есть такая профессия - макетчик, он делает уменьшенные копии разных объектов. Чаще всего эти макеты в 8-10 раз меньше реальных объектов (рис.IX-9, IX-10).
Рис.IX-9. Кинооператор Л.Коновалов около макетов.
Рис.IX-10. Кинорежиссёр Андрей Тарковский проверяет макет дома, фильм "Жертвоприношение" (1986 г.).
Смотреть на проезды ровера физически тяжело: не потому, что они скучные и там в течение пяти минут ничего не происходит, не потому, что сразу чувствуется фальшь, а потому, что изображение всё время дергается короткими рывками. Куклы двигаются стоп-кадрами и совершают неестественные движения.
Мультипликаторы, которые снимали этот кукольный спектакль, прекрасно понимали, что они не смогут добиться от куклы правдоподобия человеческого движения. Это только сравнительно недавно появилась технология, позволяющая очень точно скопировать движения человека и передать их неодушевлённому объекту - “motion capture» - технология захвата движения. На актёре крепятся светодиодные маркеры или светоотражающие элементы, и данные с этих датчиков через съёмочную камеру отправляются в компьютер. Алгоритм движения датчиков привязывается к определенным участкам трехмерных моделей, отчего движение моделей приобретает невероятную реалистичность (рис.IX-11).
Рис.IX-11. Технология захвата движения, motion capture.
Если не принимать во внимание эксперименты с танцующим скелетом в фильме 1990 года со Шварценеггером «Вспомнить всё», то можно считать, что готовая к коммерческому использованию система захвата движения «motion capture» появилась только к середине 90-х годов ХХ века. Именно к этому времени появились быстро работающие компьютеры, способные обрабатывать графику.
Чуть позже, в 2002 году, в фильме «Властелин колец» была применена технология захвата не только движения, но и мимики лица актёра, и передачи её компьютерному 3D-персонажу, «perfomance capture». Компьютерные персонажи стали выглядеть по-настоящему живыми (рис.IX-12).
Рис.IX-12. Использование технологии захвата движения и мимики актёра, «perfomance capture”, в фильме “Властелин колец”.
Но в 1969-72 гг., не было ещё никаких компьютерных технологий. Бортовой управляющий компьютер для программы «Аполлон» (рис.IX-13), который мог производить вычисления, был разработан в Массачусетском технологическом институте в начале 1960-х годов, и ресурсы этого компьютера были меньше, чем у обычного современного калькулятора.
Рис.IX-13. Бортовой управляющий компьютер Аполлона-11.
И кадры с куклами для миссий «Аполлон» снимались в павильоне «по старинке», как обычный кукольный спектакль - на кинопленку, с небольшим изменением положения рук куклы-астронавта от кадра к кадрику. Получилось в результате не очень убедительное кино, всё выглядит как обычный кукольный мультфильм.
Здесь следует добавить, что в докомпьютерную эру всё-таки была технология, позволяющая копировать движения человека с большой точностью и переносить их на киноэкран, на неодушевлённые персонажи. И эта технология давала прекрасные результаты. В том, что результаты были действительно прекрасные, вы можете убедиться, посмотрев любой мультфильм Диснея - движения рисованных персонажей очень реалистичны. Технология называется ротоскопирование и впервые была применена в 1914 году Максом Флейшером. Суть заключалась в том, что вначале на кинопленку снимали живого человека, а потом с помощью небольшого покадрового проектора отснятое изображение проецировалось на одну сторону стекла, установленного вертикально, как мольберт. С другой стороны стекла находился художник, который на приложенный к стеклу целлулоид детально обрисовывал нужные элементы. И так - кадрик за кадриком. А потом картинки на прозрачном целлулоиде переснимались - и получался мультфильм, в котором нарисованный персонаж двигался абсолютно так же, как и живой человек.
Эту технику активно использовал в 40-е годы и У.Дисней, разбирая по кадрам кинематику движения не только людей, но и животных. С помощью ротоскопа были сделаны мультфильмы “Золушка”, “Белоснежка и семь гномов”, “Алиса в стране чудес”. Чтобы движения в танцах не выглядели угловатыми, приглашали профессиональных танцовщиц и художники кадр за кадром копировали положения рук, повороты головы и разлет платья танцовщицы (рис.IX-14).
Рис.IX-14. Фазы танца в мультфильме копировались с движений профессиональной танцовщицы.
Когда вы видите, как естественно и органично в мультфильмах Диснея двигаются не только люди, но и животные, то знайте, в большинстве случаев движения и ракурсы получены методом ротоскопирования (рис.IX-15).
Рис.IX-15. Примеры ротоскопирования из мультфильмов Диснея.
Видеоролик о ротоскопировании:
https://www.youtube.com/watch?v=wAcGZdW6YXE Из мультфильма "Алиса в стране чудес", промежуточные моменты:
https://e-w-e.ru/kak-uolt-disnej-sozdal-shedevr/ Однако даже эта технология, возникшая в 1914-15 гг. и хорошо зарекомендовавшая себя на киностудиях, где делались мультфильмы, не была применена к куклам, изображавшим астронавтов НАСА. Ведь можно было вначале отснять действия реального актера в скафандре, а затем на куклах один к одному повторить все изменения корпуса и рук, от кадра к кадру. Конечно, это очень кропотливая работа. Например, на студии Диснея на съёмку 20-секундного фрагмента уходила порой целая неделя. А перед работниками НАСА стояла другая задача - каждые полгода для новой миссии выдавать на гора целые сериалы. Поэтому ничего такого кропотливого сделано не было: то ли спешка была (выдать результат к какому-то числу), то ли избыточная самоуверенность (что народ не заметит подмены), то ли у кукол не двигались пальцы - в общем, движения кукольных астронавтов получились неестественно корявыми.
Видя по первым результатам, что получается не совсем убедительно, мультипликаторы придумали и осуществили “уловку”, чтобы спасти ситуацию от провала: астронавты якобы экономили 16-мм киноплёнку (кадры сняты плёночной кинокамерой), и поэтому снимали не на 24 кадра в секунду, а на скорости 6 к/с. А потом в лаборатории каждый статичный кадрик был размножен (повторен по 4 раза), чтобы в секунде стало 24 кадра, поскольку 24 к/с - это стандартная частота показа фильма в кинотеатре. Получились короткие стоп-кадры, меняющиеся 6 раз в секунду. В таком виде НАСА и выдало на показ этот кукольный спектакль.
Для демонстрации по телевидению ролик был переделан ещё раз. Поскольку в Америке частота переменного тока 60 Гц, то показ кинопленки на телевидении идет со скоростью 30 кадров в секунду. Видеоматериал проезда ровера, выложенный сейчас на Ю-Тубе, как раз и переделан под стандарты США на показ со скоростью 30 к/с. И если вы рассмотрите в монтажной программе этот проезд по кадрам, то увидите, что 6 отснятых в секунду кадров кукольного спектакля были превращены в 30 необходимых для показа кадров путём дублирования каждого кадрика по 5 раз. Пять раз повторяется первый кадрик, затем второй кадрик повторяется тоже 5 раз, третий кадрик пять раз и т.д.. Из-за таких стоп-кадров возникает “рваность” и дёрганость движений. На наш взгляд, уловка со стоп-кадрами никак не помогла: то, что в кадре вместо людей находятся куклы, всё равно читается однозначно.
ВИДЕО на YouTube:
Аполлон-16. Две куклы изображают чистку камеры от пыли. Леонид Коновалов, продолжение следует.
Предыдущая часть здесь:
ссылка Следующая часть будет опубликована завтра. Там будет ещё больше разоблачающих американских лунных аферистов фактов.
Дополнение:
Видео стыковки американских модулей на орбите Луны, это макетная анимация, фактически кукольный мультфильм, смотрите:
https://photo-vlad.livejournal.com/86276.html Американцы никогда не были на Луне и я это докажу. Настоятельно рекомендую насафилитикам и прочим интеллектуально недостаточным пиндосолюбам не комментировать этот пост, не ознакомившись предварительно с данным материалом, иначе опять будете выглядеть очень глупо:
Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы! https://photo-vlad.livejournal.com/4700.html Этот блог целиком посвящён научному анализу американской фальсификации полётов на Луну:
Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы! Каталог всех статей журнала:
https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог
в друзья и подписывайтесь
на обновления.