Итак, это - ещё одна поездка по результатам случайно замеченного по пути из
Заамина [
DW]. На этот раз мы направились в небольшой городок Сырдарья, находящийся близ одноимённой реки. Из Ташкента он достижим на электричке либо на многочисленных междугородних такси. Мы избрали первый вариант, так как он нам всё же привычней (ну и - имеет расписание движения, на которое можно рассчитывать).
Старая водонапорка - всё, что осталось от прежнего вокзала. В Узбекистане с некоторых пор пошла мода заменять старые вокзалы на новые, как правило - с синими стёклами и сомнительной архитектурой, но при этом сохранять старые водонапорные башни. Так, к примеру, здесь сохранилось в целости несколько шуховских привокзальных водонапорок характерной гиперболоидной формы (одна из них стоит в
Самарканде [
DW] за вокзалом, со стороны депо).
Ковёр на заборе.
Восточная часть Сырдарьи (та, что к востоку от железной дороги) встретила нас раздолбанными тротуарами и обилием тюльпанов. Впрочем, формально это - даже не город Сырдарья, а посёлок Пахтазар.
А вот и, собственно, то, куда мы направлялись. Эта территория числится как аэропорт Сырдарья, UZ-0047 (коды ICAO и IATA не присвоены), и она вся заставлена старыми Ан-2.
Ан-2 всегда был и по сей день остаётся уникальным явлением в авиации, и это относится в первую очередь к его способности приземляться в самых малоподходящих для этого местах (на неподготовленное поле, замёрзшее русло реки и т.д.). В этом смысле он конкурирует только с вертолётом, полёт на котором стоит дороже раза в три. Помимо способности садиться и взлетать почти где угодно, этот самолёт может и обслуживаться почти где угодно с помощью минимального набора инструментов и пары умелых рук. Потому есть места, где «кукурузники» успешно летают до сих пор несмотря на то, что большинство из них выпущено больше сорока лет назад (исключение - Ан-2 польской сборки, производившиеся аж до 2002 года). Ну и ещё - долгое время за Ан-2 числился рекорд «самый большой в мире одномоторный биплан».
Первый Ан-2 поднялся в небо в 1947 году. Да-да, этот самолёт разработан в первые послевоенные годы. Ну а если я вам сейчас скажу, в каком году разработан его двигатель, то вашему удивлению не будет предела. Точно такие же двигатели стояли, к примеру, на Ли-2 - лицензионной копии американского Douglas DC-3, поставленной на конвейер в 1939 году. Словом, это - динозавр из далёкого прошлого, выпущенный в огромном количестве (около 18 000 штук) и сохранившийся благодаря своей колоссальной живучести и ремонтопригодности.
В начале 1960-х годов к нему накрепко приклеилось прозвище «кукурузник», кажется - благодаря тому, что одна из его модификаций активно применялась в сельхозавиации. Именно под этой «кликухой» знало его всё население бывшего СССР, а у меня эта ассоциация присутствует ещё с раннего детства: нечто маленькое, тарахтящее, медленно проползающее по небу каждый день в сторону Дербента.
Если верить
Википедии, то на 2012 год в Узбекистане находилось 143 самолёта Ан-2. В Сырдарье мы насчитали их что-то около четырёх десятков (по данным из всё той же
Википедии,
авиакомпания Humo Air владеет 43 бортами Ан-2). Многие из них разукомплектованы (без крыльев, хвостового оперения, двигателей и т.д.)
По некоторым слухам, у руководства авиакомпании есть планы на восстановление всей этой авиатехники до лётного состояния, и - думаю, что им здесь найдётся применение. Бо́льшая часть территории Узбекистана - это ровная площадка, которая чуть ли не вся пригодна для посадки Ан-2.
В своё время существовало множество проектов ремоторизации этого самолёта (замены поршневого двигателя на газотурбинный). Думаю, если уж Humo Air всерьёз взялась за восстановление своих Ан-2, им стоило бы обратить внимание на эти проекты.
Территория аэропорта обнесена сетчатым забором, через который в принципе без проблем можно увидеть всю эту технику.
Возвращаемся в Сырдарью. Где-то по ту сторону железной дороги.
Так выглядит центр Сырдарьи.
На вокзале Сырдарьи мы стали свидетелями абсолютно синхронного прибытия двух электричек: из Ташкента в Гулистан и из Хаваста в Ташкент. Ошибиться и сесть не на ту электричку - пара пустяков, тем более, что на платформах никак не обозначены направления. Наш дальнейший путь лежал в Гулистан, и мы не ошиблись электричкой (дежурный по станции всегда подскажет, где ждать правильную электричку), так что следующий пост будет про Гулистан. Ну и ещё я обещал вам Голодную степь - она тоже будет.
Техническая информация:
Имя объекта: Сырдарья
Описание: Город Сырдарья - путевые заметки
Cтатья на Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сырдарья_(город) Географические координаты: 40.8424683, 68.667185
Высота над уровнем моря: 249 m
На Goole-карте:
40.8424683,68.667185На Яндекс-карте:
68.667185,40.8424683 Почтовый адрес: Республика Узбекистан, Сырдарьинская обл., г. Сырдарья
This entry was originally posted at
https://pilottttt.dreamwidth.org/421070.html.
Содержание- Сырдарья. Тюльпаны и "кукурузники"
- Гулистан. Прогулка вдоль канала и не только