"Довод" - последний фильм Кристофера Нолана, снятый в жанре фантастического шпионского боевика.
Под катом скорее тезисы, немного субъективных мыслей и заметки по содержанию, дизайну и даже одежде персонажей, которые могут пригодиться мне в будущем для детального анализы. Конечно, если я захочу в будущем этот детальный анализ "Довода" сделать:-)
Спойлеры-спойлеры-спойлеры.
Повторюсь, что ниже поток субъективных мыслей без какого-то глобального разбора смысла ленты. Не буду стоять в белом пальто, пока другие в рецензиях обвиняют Нолана во всяком разном. Но по большей части жалуются, что все очень сложно и нифига не понятно, поэтому пишут в своих рецензиях про что угодно от политики до теорий заговоров про палиндром "Sator". У меня на первом просмотре мозги тоже вскипели. На втором стало чуть понятнее, хотя только чуть...
Все же темы про инверсию времени, обратную энтропию, теории квантовой механики сведут с ума любого гуманитария. Здесь тоже никаких машин времени нет. Есть некий злодей из России, владеющей технологией будущего, которая способна запустить время в обратную сторону. И даже тут я не уверена в формулировке:-))) Но это и не так важно, потому что сей процесс всего лишь способ визуализировать для зрителя некоторые мысли, которые (возможно) хочет донести до нас автор.
Нолан не умеет быть простым в своих произведениях. Поэтому у него или сон во сне другого сна. Или час дня в неделе. Или несколько историй отдельных персонажей, которые то идут в привычном направлении, то начинают двигаться в обратном. Причем кроме понятного экранного движения от начала фильма к финалу режиссер наделил эти персонажи неким движением личностного развития, о котором зритель догадывается уже с трудом.
В фильме есть Протагонист, завербованный в тайную организацию "Довод", которая пытается предотвратить уничтожение всего сущего потомками из будущего. Протагонист, в начале ленты таковым являясь не до конца, пройдя через ряд испытаний, только к финалу действительно становится полноценным Протагонистом. А внимательный зритель следит за тем, как те или иные знакомства и поступки героя меняют его самого, давая его моральному компасу новый ориентир.
Второй персонаж Нил, чья история рассказывается зрителю с конца в начало. Причем понимаешь ты это только в самом финале, когда, вежливо ссылаясь на одну из культовых фраз из "Касабланки", два напарника прощаются друг с другом, чтобы в будущем встретиться снова.
Ну а Нолану отдельное спасибо, что создал очередного "Кайла Риза" для нового поколения зрителей. Тем более, что образ романтического жертвенного героя так идет Паттинсону.
Третий основной персонаж - жена русского олигарха Кэт. Тут стоит отметить, что Дебики совершенно потрясающе и скорее всего по желанию режиссера перенесла в современное кино этот образ ледяной красоты, что для Хичкока на экране изображали Типпи Хедрен, Грейс Келли или Ким Новак.
Женщина с непростой судьбой жертвы абьюза. Но лично я в ее истории вижу некую метафору глобального конфликта между прошлым и будущим, о чем собственно сам "Довод". Персонажи задаются вопросом, что человечество сделало в прошлом, что будущее захотело это прошлое уничтожить, возможно, уничтожив себя тоже. История Кэт на экране как раз метафорично показывает, сколько унижений и боли можно вытерпеть и сколько шрамов получить, чтобы родилась такая злость, что остается лишь "выжженная душа с пересохшими реками". И только одно желание - убить обидчика, наплевав на парадоксы и возможную гибель всего сущего.
Напоследок минуточка бурных эмоций от фанатки шпионского кино, где главенствует конечно же серия о Бонде. Я не согласна с теми, кто пытается сравнивать персонажа из "Довода" с Джеймсом Бондом. Даже близко нет! Это совершенно разные личности, хотя иронично шутит герой Нолана не хуже, чем Бонд Флеминга. Тем не менее, не желая снимать идентичный Бондиане фильм, Нолан берет из этой франшизы старомодную структуру повествования. "Довод" также начинается с отдельной операции Героя, продолжается шпионским расследованием и в финале заканчивается совместной операцией уничтожения злодея, в которой Протагонисту помогает массовка-кавалерия. И выхватывая тут и там знакомые фрагменты, создается ощущение, что ты смотришь проапгрейдинную версию "На секретной службе ее Величества" или "Шпион, который меня любил".
В "Доводе" офигенная музыка, шикарные натурные съемки, сумасшедшие спецэффекты, красивые актеры. Мне очень понравилось, что Нолан вспоминает любимые с детства фильмы "Бондианы" и помещает своих героев в этот мир аристократических закрытых клубов, дорогих "three-piece suit", скоростных яхт и вот этого всего.
Нолан настолько поклонник Бондианы, что снимает даже 2-секундную проходку героя на встречу с персонажем Майкла Кейна в бондовском клубе Реформаторов на улице Pall Mall. Хотя сам ресторан и их беседа сняты совсем в другом месте Лондона - National Liberal Club, Westminster. А тут можно метафорично засчитать этот фрагмент прохода по залу как нолановское "вторжение" на чужую территорию, у которой пока контрольный пакет на образ шпиона-индивидуалиста.
О мраморной мозаике на полу клуба в фильмах Бондианы я писала совсем недавно.
Драматическое настроение перемены тоже визуально похожее. След от пули на стекле и еще не до конца пришедшее осознание того, что женщина уже мертва.
(и да я в курсе, что гифка со стеклом не из этой сцены)
Ну а в финале просто оставлю одну из сцен, которая больше всего меня восхитила своей непонятностью. Нолановский "Кот Шрёдингера". Здание, которое взорвано в будущем, взорвано в прошлом и абсолютно целое в настоящем моменте времени! Ши-кар-дос!
Если интересно мое мнение о "Доводе", то я в восторге. Больше всего от того, что Нолан не идет на поводу у студий и старается снимать массово-авторское кино. Может оно слишком арт, может недостаточно драма, но это визуальное искусство особого порядка. Как в живописи, не обязательно понимать что-то или иметь логическое объяснение изображения, иногда достаточно наслаждаться эмоциями от созерцания.
p.s.: Кстати в нашей озвучке фильм лишили шутки в сцене с Майклом Кейном, достойную встать в один ряд с руганью на счет платья Жана Пату в ричевских "Агентах А.Н.К.Л.". Перед тем как персонаж Кейна указывает Протагонисту на его "не-миллионерский" костюм и дальше следует пикировка на счет снобизма (хотя в этом выпаде иронично зашифровано про "контрольный пакет" на шпионскую франшизу) в оригинале Кейн говорит про костюм Протагониста от "Brooks Brothers". Снобизма тут немного, просто "Brooks Brothers" американская марка одежды. И один из фактов истории фирмы - черный фрак, который надел президент США Линкольн для своего похода в театр 15 апреля 1865 года. Кстати, у фирмы с тех пор табу на черные костюмы. Тут нет никакого второго дна в шутке, а просто указание на не британскую национальность Протагониста. И то, что если ты прикидываешься аристократом с золотой кочергой в жопе, то и костюмчик себе лучше прикупить на Savile Row. Кстати, сам аристократ Кейна одет самым напыщенным образом, и даже платок-паше в его нагрудном кармане сложен одним из самых сложных способов "Crown Fold". И вообще он тут больше как Смайли Джона ле Карре:-)
Ничего не значащая пикировка, но в следующих сценах Протагонист уже одет в дорогой "three-piece suit" и даже чашечку научился держать с особым изяществом. Шпион такой шпион. Другая незначительная деталь, указывающая на британское происхождение Нила и его явно дорогущее академическое образование -
галстук с полосками во "Фрипорте" в Осло. А паше в его кармане уложен в такой небрежной юношеской манере "Puff Fold".
Об остальных шпионских деталях одежды я напишу тогда, когда фильм выйдет на носителях подробнее.