Не каждый решится в 30 лет написать мемуары. Да что там, у большинства из нас и за всю жизнь не наберется интересных событий даже на сборник анекдотов, что уж говорить о полноценной книге.
Но Дэйву Эггерсу действительно есть что рассказать. Еще в юности он потерял родителей (и мать и отец умерли от рака) и стал единственным опекуном своего младшего брата, Кристофера. Об этом, - о сиротстве и опекунстве, - и пойдет речь в «Душераздирающем творении...».
Впрочем, автобиографией книгу Эггерса можно назвать лишь условно. В предисловии автор признает, что некоторые сцены были сдвинуты во времени «из композиционных соображений», да и вообще память - штука весьма субъективная и избирательная (читай: мог и присочинить кое-где).
Эггерс прекрасно понимает, что смерть родителей - сложнейший материал для книги, и самое важное здесь - выбрать верную интонацию и не давить на жалость. Историю о потере близких очень легко превратить в сентиментальную мелодрамку, и надо отдать автору должное, - он вовсе не собирается топить читателя в слезах, весь пафос и нравоучения он аккуратно прижигает тонким юмором. Его «Творение...» - это не мемуары и не исповедь-как-я-пережил-смерть-близких, это - роман-воспитание, история в двух братьях, которые пытаются устроиться в новом городе и понять, как/куда жить дальше. Дэйву - двадцать два, Тофу - девять, официально Дейв опекун Тофа, фактически же - все наоборот. Чем ближе мы узнаем героев, тем очевиднее комический контраст между ними: Дэйв - большой ребенок, и если кому-то и нужен опекун, то именно ему; он мечтает издавать литературный журнал, попасть в реалити-шоу на МТV и вообще стать звездой. При этом мысли его постоянно заняты заботой о младшем брате, и как любой человек, на которого вдруг свалилась непомерная ответственность, он постоянно драматизирует и паникует («и все мое существование почти целиком подчинено одной-единственной цели - служить щитом между Тофом и забвением, которое непременно его ожидает, если я не помогу ему добиться чего-то такого, что, весьма вероятно, станет величайшим достижением в человеческой истории» или «если он узнает, что я ночевал в другом месте, [он] запротестует и пойдет продавать крэк или петь в слащавой флоридской группе»).
И по контрасту с ним маленький девятилетний Кристофер, рассудительный и прагматичный, ему пришлось повзрослеть раньше времени, и теперь он следит за тем, чтобы его «старший» брат нигде не напортачил, вплоть до мелочей, вроде приготовления ужина или напоминания закрыть входную дверь перед сном.
«Творение...» - книга светлая, несмотря на заявленные в самом начале темы, - рак, смерть родителей, скитания, - Эггерсу удалось написать жизнеутверждающий и местами очень смешной и трогательный роман об отношениях между братьями-сиротами, и даже больше: о своем поколении - об американской молодежи конца 90-х, начала нулевых. Дэйв, в сущности, архитипический образ двадцати-с-чем-то-летнего кидалта, лет через 100 по этой книге можно будет восстановить уклад жизни и психологию американской молодежи на рубеже веков (до наступления гегемонии социальных сетей): инфантильность, максимализм и слепая, навеянная каналом MTV, вера в Американскую мечту, и в то, что вершина успеха - это попасть в телевизор.
Цитата: «Но сегодня вечером я никуда не пойду. Я уходил в среду вечером, поэтому и сегодня, и до конца недели сижу дома и караулю, чтобы мир не развалился на части».
----
Скачать "Душераздирающее творение..." можно на Флибусте -
жмите сюда.
На бумаге эту книгу переиздавать, увы, не спешат.
----
Читайте так же:
Дэвид Лодж, "Академический обмен" Лорри Мур, "Птицы Америки"
Джон Грин "В поисках Аляски" Шерман Алекси, "Абсолютно правдивый дневник полу-индейца"----
Обложки других романов Эггерса: слева направо "Голограмма для короля", "Круг" и "Зейтун". Переводы "Голограммы..." и "Зейтуна" можно найти
здесь