Моё описание экспедиции, часть 3 - Хасурта

Sep 07, 2011 15:25

<<< К части 2 - Большой Куналей <<<

Следующей нашей точкой интереса в экспедиции стало село Хасурта. В отличие от Куналея, в тех краях никто из нас не был, и более того - мы даже не знали, куда собственно ехать. Перед выездом мы обнаружили, что Хасурт в Бурятии несколько, и почему-то решили, что "наша" Хасурта находится на запад от Улан-Удэ, прямо под Байкалом - о чём я писал в преддверии экспедиции.

Уже в дороге выяснили, что "наша" Хасурта находится в Хоринском районе, что вообще в другой стороне от Улан-Удэ, и куда как ближе. Из плана Б поездка в Хасурту вошла в обязательную программу.

Правда, всё ещё могло сорваться - со связью всё было плохо, никак не могли дозвониться. В Куналее связи не было вообще; только выехав в Тарбагатай, удалось позвонить - но тут уже начались проблемы со связью на стороне Хасурты. С миллионной попытки наша Анита умудрилась дозвониться и договориться о приезде.



Анита звонит в Хасурту на фоне тарбагатайского музея

В общем и целом всё таки срослось, и 17-го числа, на третий день содержательной части экспедиции, мы выехали в Хасурту. Проехали через Улан-Удэ и двинулись на восток. Не доезжая Уннэгэтэя дорога раздвоилась на короткую и длинную. Недолго думая, мы выбрали короткую, которая тут же ушла в леса и горы. Зато красиво.





Вьехали в Хасурту и поняли, что село довольно большое, а мы не знаем, куда ехать. Решили заехать в магазин и спросить, где музей - нас там сразу опознали как новосибирцев и сказали ехать прямо и там увидим. :)

Возле магазина проезжали интересное место - половина улицы перегорожена забором, и оставлен только проезд через мостик. Зачем так сделано - мы не поняли.




Небольшое отступление: название села произносится как "ХасУрта", а прилагательное - "ХасуртАйский". Уж не знаю, по каким законам, но местные так говорят.

Приехали в музей, на входе встретили корову в засаде.




В музее нас уже ждали участники местного народного ансамбля "Родник", в традиционных костюмах - правда, без своего командира. Руководитель, Виктор Филиппович Иванов, подошёл чуть попозже. Мы за время его отсутствия не терялись и, чтобы не отрываться от коллектива, решили тоже одеть костюмы, которые по наитию взяли с собой.





Костюмы у "Родника" старинные, за исключением рубах - новошвей из парчи, и ленты они зачастую шьют на запоны не традиционные, а используют тесьму с позолотой. Выглядит не совсем аутентично, зато богато, и все завидуют их костюмам. :) А вообще костюмы тут очень похожи на куналейские.

Янтарные бусы - концертный вариант; в основном у них у каждой по одной-две связки бус, остальное берут в музее. Вообще подобное роскошество сейчас редко где можно найти, хотя лет 20 назад в Куналее весь хор был в таких бусах. Нам таких бус прикупить в экспедиции не удалось.

Когда подошёл Виктор Филиппович, начался уже совсем конструктивный разговор с рассказом и показом всяких древностей; правда, поначалу это смахивало на экскурсию или лекцию. Виктор Филиппович показал завязывание кички - практически как в Куналее, но всё равно интересно; ещё раз всё засняли. В завязывании кички немного помогала Нина Филипповна, сестра Виктора Филипповича.




Потом В.Ф. показал, как по-хасуртайски завязывают пояс - складывают и либо подтыкают, либо прикалывают булавкой:




После инцидента с поясом (который я всё надеюсь, что выложат товарищи видео-операторы) уже пропала всякая неловкость и начали уже плавно переходить к застолью. Сперва хотели только нас посадить за стол, но потом все поместились - правда, для этого пришлось убирать домовину и освобождать скамейку, чтобы все поместились.




Домовину они делали сами для какого-то фильма (как я слышал краем уха), поэтому её длина и ширина могут немного отличаться от реальных.

Очень хорошо посидели за столом (во всех смыслах); записали у них несколько духовных стихов; для нас это первые духовные стихи семейских. Надеюсь, не последние.

Затем Виктор Филиппович решил показать нам церковь, куда мы и пошли - в костюмах по улице. Получилось интересно. Материалы из церкви нас просили не публиковать, что мы и делаем. Ну, разве что фото Виктора Филипповича в церковном облачении покажу:






Церковь восстанавливали сами; утварь старинную по всему району собирали, часть издалека привезена. Виктор Филиппович хорошо отзывался об улан-удэнском священнике, который помогает им как может, служит главные службы, и всё такое. А в основном он там заведует сам.

После похода в церковь встреча продолжилась. Нам показали зимнюю одежду и самовар с отводом дыма в печь.





Потом уже совсем лайла наступила, и дальнейшие фото не пускает к публикации цензура. Вечером попрощались и выехали обратно в Куналей; ехали по длинной дороге, куда более ровной.

Послесловие

Конечно, в такие места надо ездить не на один день, чтобы приобщиться к местной атмосфере. Мы так, по верхам проскочили, и то материала вагон насобрали, а если чуть поглужбе копнуть?

Кое-кто из нас уже снова обратно собирается, но как-то это сложновато для не-профессионалов.

За Хасурту, в отличие от многих сёл, можно не волноваться в плане сохранения традиций - там сразу несколько энтузиастов своего дела далеко не в преклонном возрасте, сохраняется преемственность поколений; там старинная песня и обрядность ещё поживут немало лет.

>>> К части 4 - Бичура >>>

К странице экспедиции

люди, забайкалье, Хасурта, староверы, экспедиции, поездки

Previous post Next post
Up