<<< К части 1 - дорога <<< Немного предистории
Согласно историческим сводкам, в Б.Куналее издавна находилась школа уставщиков (староверческих священников или что-то около того); поэтому в селе больше, чем где бы то ни было, развита традиция многоголосого пения; до последнего времени сохранялась традиция мужского пения.
Большекуналейский народный семейский хор "звездил" при советской власти достаточно сильно; в 30-е годы выступали в Москве перед Сталиным и Ворошиловым; в 1959 ездил в Москву на декаду Бурятии; в 1966-67-х годах с ним работал В.М.Щуров, при участии которого была записана знаменитая пластинка мужского квартета. В конце 70-х или в начале 80-х в Б.Куналее учился семейской манере
коллектив Д.Покровского.
Собственно так как мы все - выходцы из ФА НГУ, то и мы в общем-то выросли на материале, собранном ФА НГУ в
экспедициях с 1982 года; практически все уже побывали в Куналее хотя бы разочек.
Встречи с участницами семейского хора
Приехав в село и уладив всяческие бытовые вопросы, первым делом встретились с участницами большекуналейского хора. Встреча была неформальной, без костюмов. Посидели, поговорили, послушали. Много интересного узнали. Бабушки там - неисправимые оптимистки, как в общем-то и везде, где мы были.
Ныне хором руководит Надежда Кушнарёва, с малолетства поющая в хоре и запоминающаяся своим высоким голосом - выводом. :) Причём недавно она вышла замуж в другое село, Десятниково; хоть и близко, а всё же ехать надо. Всё ещё приезжает на репетиции хора, но того взаимодействия с хором уже не получается. Старейшины переживают - замены Надежде по сути нет.
В первый день на встрече присутствовало несколько "молодых" участниц хора - как по возрасту, так и по выслуге лет. На второй день, в музее А.И.Рыжакова собрались исключительно старожилы хора. Причём с молодёжью мы чисто случайно разминулись - они перепутали время.
Встречи с участницами хора принесли нам и чисто материальную пользу :) - приобрели старинные костюмы, пояса, платки-атласы. И это - несмотря на то, что село в этом плане, казалось бы, уже намертво вытоптано ордами собирателей старины.
Записали на видео процесс завязывания семейского женского головного убора - кички. Хотя мы умеем вязать кички (по крайней мере - некоторые :)), подсмотрели пару моментов, облегчающих её завязывание и носку.
От Ольги Александровны, дочери А.И.Рыжакова, узнали, что, оказывается, А.И.Рыжаков был в 1949-м году репрессирован - всё руководство колхоза посадили на разные сроки за растрату фондов. Он провёл 5 лет на Колыме и вернулся; в отличие от многих репрессированных, зла на Советскую власть не держал и вообще в мастерской у него висел портрет Сталина.
Кроме этого, записали кое в каких песнях недостающие куплеты, уточнили кое-какие слова в песнях, и вообще услышали ещё очень много фактов о жизни семейских.
Общие мысли о Куналее
Во-первых, немного не политкорректная мысль, но всё же - Б.Куналей сдаёт позиции главной семейской песенной житницы. Ещё лет 10-20 назад был Куналейский хор - и все остальные. Теперь традиция сильно поднялась в остальных сёлах, а в Куналее она идёт на спад.
Старики уходят, на замену им молодёжь почти не приходит. В селе есть вполне талантливая молодёжь, но она уезжает в город и не факт, что вернётся.
В итоге многие песни, которые поём мы, записав их от старейшин села в 80-90-е годы, уже никто вспомнить не может. Хотя Надежда старается, пытается учить старинные песни с хором; понятно, что ещё не всё потеряно, всё можно изменить, стоит только как следует захотеть. В селе остро не хватает ярко выраженного энтуазиаста типа Виктора Филипповича из Хасурты или Александра Сидоровича из Бичуры - если заняться проблемой, то традицию восстановить в общем-то можно достаточно быстро, ведь живы ещё ближайшие родственники и друзья старейших исполнителей, признанных мастеров.
Во-вторых, село потихоньку вымирает. В советское время в селе доходило до 1300 домов; сейчас осталось около 700. Работы мало, молодёжь уезжает в города; часть работает в Улан-Удэ вахтовым методом, и как бы здесь, но на самом деле - там. На лето многие приезжают в село, поэтому мы не заметили отсутствия молодёжи, и тем не менее.
При этом в селе не чувствуется какой-то разрухи - даже нежилые дома стараются поддерживать, и по крайней мере рядом с центром всё выглядит очень даже пристойно. Есть немного брошенных колодцев, и только. Возможно, на выселках за прудом картина другая - не доехали туда.
Несмотря на то, что районы возле Байкала в общем-то подвергаются набегам туристов, Куналей этим похвастаться особо не может - основной туристический вал остаётся в Тарбагатае. Хотя изредка, несколько раз в месяц, бывает, наезжают и в Куналей - в основном их водят в музей Рыжакова.
Там даже центральное телевидение побывало - Вести показывали
сюжет о семейских.
Послесловие
Даже если бы мы в Б.Куналее ничего не записали и не приобрели, всё равно съездить туда стоило. Только побывав в этих местах, можно понять, о чём поётся в семейских песнях.
Уже в Тарбагатае как-то всё не так - уже какая-то суета, куча машин, приезжие и туристы - а в Куналее всё степенно. И люди там соответственные.
Думаю, если туда ехать с мыслью чему-то научиться, ездить можно ещё долго-долго.
>>> К части 3 - Хасурта >>> К странице экспедиции