ЗАКАВКАЗЬЕ на майские.

May 28, 2014 00:26

Старт в сторону Кавказа - 1 часть.

Средства массовой информации(СМИ) в теперешнем виде - это зло.Электронные СМИ - двойное зло.По своему было право руководство бывшего СССР,всячески замалчивая всевозможные природные и людские катаклизмы периодически случавшиеся на территории Советского Союза.Телевизор смотрели не для новостей,а для того,чтобы «встретиться» с очередной Марианной с бразильского сериала на голубом экране.
Теперь с точностью наоборот,телевизор превратился с сильнейшее оружие,уже никого не удивляет термин - информационная война.
Все вышесказанное имеет прямое отношение к моей десятой по счету турпоездке на Кавказ.Год назад об этом даже в дурном сне не могло приснится,сейчас по факту,мне,как гражданину Украины на деле не совсем безопасно перемещаться по территории своей страны на банальном мотоцикле - все это с источников СМИ.Традиционный маршрут Глухов- Новочеркасск = 800км,многие советовали ехать не кратким путем по трассе Е40 через Харьков-Славянск-Должанский,а лучше поехать в объезд Донецкой области с мятежным Славянском,через Курскую таможню,на Воронеж,мол так безопасней.Украинские СМИ рассказывали о террористах и Донецкой республике,где народ грабят и «бандиты» ходят с автоматами.Русские новости,которые смотрю по спутнику(каналы новостей России отключили в Украине) рассказывали о каких-то «бЕндерах»(пишется через А),которые отрезают головы и сжигают людей живьем?! Но мы то в Украине их не видим,этих мифических «бАндер».
Мототоварищ с Волгограда Сергей,с которым договорились катать горную Грузию на байках,каждый день по скайпу спрашивает :
- Как ты там,еще живой?
Успокаиваю,что у нас в Сумской области все Ок - работаем,продуктов валом,бензин есть,но правда дорогой,дороги после весны исчезли вместе со снегом,остались одни ямы,как раз ездить отлично на моем БМВ-800ГС,но так в прошлом году тоже дорог не было,несмотря о большом «покращенни» со слов тогдашнего премьера Азарова.
Такая вот нервная обстановка перед трипом,а как иначе,если в стране очередная РЕВОЛЮЦИЯ,вторая за последние 10 лет.Посмотрел сайт МОТОКИЕВ,там тоже самое,все в один голос говорят,лучше по трассе Е40 на Ростов не ехать - не безопасно.
Утром 30 апреля,несмотря на определенные протесты жены(она последние несколько дней начала смотреть новости по ТВ,чего раньше за ней не замечал) все же поехал в сторону Харьков,на юг,а не на восток в сторону Курска.
В прошлом году писал в Памирском дневнике,как раз ехал в конце апреля по той же трассе Е40 Сумы -Харьков- Ростов о просто ужасном состоянии дороги.Сейчас автострада стала еще хуже,год дорога практически не ремонтируется - теперь стало понятно почему,деньги прежние власти попросту УКРАЛИ,фактически привели Украину к состоянию де-фолта,потому революция.Новой власти пока не до дорог,фактически государство Украина разваливается - маемо те,що маемо,как говаривал один из бывших украинских президентов.



Кому сказать!? Пять лет на центральной трассе Сумы - Харьков идет ремонт-строительство нового путепровода.



Дороги ныне в Украине в основном такие и еще хуже,бензин тоже не "сахар",чтобы получить российскую цену надо поделить на ТРИ( и умножить на 10 = цена в рублях),но тем не менее народ катается на байках несмотря на "отсутствие дорог и дорогой бензин".



Благо еду на эндуромотоцикле,с ходом подвесок в 25см,все эти дорожные ямы обхожу как слаломист - мотоцикл позволяет.Бензин уже по одному евро за литр = 50 рублей,в России цены прежние = 33руб/литр - разница на лицо.
Харьков по объездной,дальше Изюм в котором на заправке спрашиваю,как мол обстановка на трассе? Ответили,что вроде все нормально.Поехал дальше на Славянск,километроа за 5 до поворота на Святые Горы украинский КПП прямо на дороге в чистом поле - несколько БМД,солдаты с автоматами.Никто ничего не спрашивал и не останавливали.Приехал по трассе Е40 в Славянск,на бывшем центральном КПП милиции на самой трассе флаг Донецкой республики,милиции нет,только люди в военной форме и в гражданке,но все с автоматами.Такую картину видел только в кино,парень в джинсовом костюме с «калашниковым» на плече кивает мне останавливаться.
Куда,зачем.Надо проверить твои сумки,потому что едешь со стороны «Правого сектора».
- Нет там никакого «Правого сектора»,только украинские десантники.Еду в путешествие в Грузию,давно мечтал побывать в этой,говорят очень гостеприимной стране.
- О бля,везет тебе,а тут стою с этим автоматом.У меня дома стоит 600-сот кубовая «Ямаха-Диверсия».Ладно давай для вида посмотрим кофер,а то начальство смотрит и езжай в свою Грузию.
Открыл-закрыл кофер.
- Счастливого пути.



Оказывается не такие страшные сепаратисты,как пишут СМИ.Через пару километров еще один КПП с флагом Донецкой республики.Тут сразу машут едь дальше.Но останавливаюсь,говорю о путешествии в Грузию и прошу разрешения сфоткать один флаг,без стоящих рядом с оружием ребят.
Один из ополченцев пошел распрямил знамя,сделал фото,снова в путь.Еще километров через 30 снова КПП,теперь опять украинские десантники.Остановили,что да как.
Отвечаю,что еду путешествовать в Грузию,сам из города Сумы.
- Давай счастливо,вот молодец,а мы тут бляха с автоматами торчим…

После развилки на Дебальцево небо впереди заволокло тучами.Стало ясно,будет дождь,вернее он уже идет,а я просто "въеду" двигаясь вперед в грозовую тучу.Заехал на остановку автобуса,не спеша одел дождевик,бахилы.Поехал не останавливаясь по дождю.Чуть дальше,за г.Антрацит попаду под такой жуткий ливень,что в пору было искать укрытие,но проехал без потерь,буквально через 15-20 минут езды "прошел тучу" насквозь, выехал на солнечную сухую дорогу.

image Click to view





Пустынная трасса Е40 на КПП Должанский.Два фото с одной точки,на первом - впереди чистое ясное небо,в сторону России!
Сзади - только проехал через эту всю синюю тучу.Ливень был знатный,но дождевик с бахилами выдержали натиск стихии.



Больше до самой границы никаких новых КПП.В Красном Куте остановила милиция,просто поболтать о мотоцикле и куда еду.Снова пожелание счастливого пути.

image Click to view



Один из частых вопросов задаваемых в пути:
- Что делаете в пути,когда идет дождь.Как что делаем,еду дальше по дождю,только вот скорость естественно в пределах 90-110км/час чтобы не «поймать» такое явление,как аквапланирование,когда мото или авто на большой скорости в дождь становится неуправляемым.На авто хоть ремень безопасности есть,на мотоцикле нет ничего,только ваши мозги,которые должны правильно оценивать дорожную обстановку в пути,в том числе в зависимости от погоды.
Украино-российскую таможню прошел быстро,только снова этот дурацкий временный ввоз занял 10-15 минут оформления.Какой-то атавизм от таможенных властей России,что постоянно занимает время на оформление.Это при том,что иностранных туристов на личном транспорте в Россию едет очень мало.Что будет,если поток транспорта увеличится даже не берусь предположить.
После российской таможни трасса изменилась до неузнаваемости,отличное дорожное полотно,новая разметка,информационные указатели + дешевый бензин по 30руб/литр = А92.
Приятно путешествовать по России,с дорог практически исчезли КПП ГАИ,которые раньше постоянно «терроризировали» водителей.Теперь все четко: +20км за превышение с обязательной видеофиксацией,при таком положении дел можно достаточно быстро передвигаться по дорогам России,особенно на мотоцикле.
Традиционно приехал в дом родителей жены в Новочеркасске.
Шуточный вопрос:
- Почему один.
- Как почему,Наташа на работе,вместо мужа командует семейным бизнесом.Все под контролем.
Долго сидели общались о непростой обстановке в Украине,о дороге Харьков-Ростов,которую проехал без проблем(обратный путь по этой же дороге уже не будет таким безоблачным).
Перезвонил Сергею в Волгоград,все нормально,завтра встречаемся,как договорились в Аушигере,за Нальчиком.Созвонился с новым попутчиком Димой с Белгорода,который уже был в Пятигорске у родственников.Тот сказал,что приедет в Аушигер утром в пятницу 2 мая.Оттуда прямой совместный старт в Грузию.
Утром 1 мая особо не спешил,Сергею с Волгограда до Пятигорска на 100км дальше и байк Хонда XR650 будет помедленнее ехать по трассе чем мой БМВ-800ГС.



Первомайское утро во дворе близких родственников.


К 12-00 выехал в направлении юга,снова традиционный снимок возле стелы Новочеркасск.Только теперь на мотоцикле немного по другому уложены личные вещи.Центральный кофр остался тот же,только для безопасности еще зафиксировал его двумя жесткими резинками.Вместо одной большой туристической сумки «Волфмен»,две относительно небольшие боковые спец-мото-сумки.Именно так уже два года в зимние месяцы путешествуем на прокатных мото по Индонезии.
Почему так.В прошлом году,когда на майские путешествовали с Никитой «Бедуином» по Средней Азии и Памирскому тракту,именно в Фанских горах Таджикистана произошел случай,произведший на меня большое впечатление.Приложился на своем «Гусе-800» в горах - бывает,но потом оказалось,что без разгрузки вещей с байка я его просто не в силах был поднять сам.
Самая рядовая ситуация на дороге,а если не дай Бог приложится где-то при форсировании брода,что тогда делать.
Центральное размещение сзади на сидении большой сумки с вещами увеличивает по высоте центр тяжести мотоцикла,возможно на асфальте это не так важно,но при эндуро-покатушках предпочтительнее вещи размещать в боковых сумках,которые крепятся с левой и правой стороны ниже сидения.То есть наоборот опускают центр тяжести мотоцикла,что немаловажно для езды по бездорожью.
Когда-то в июле 2012г мы дискутировали на эту тему по пути на МотоБухту в г.Кандалакше у Егора на даче,интересная тогда компания была:Макс «Падучий», «Разор»,Сергей «76» из Рыбинска,тот же Егор - все достаточно опытные рейдеры-путешественники.Я тогда как раз «защищал» езду с большой центрально размещенной сумкой.Теперь сам стал ездить с двумя боковыми сумками.

Прав Александр Сергеевич Пушкин:
«И опыт,сын ошибок трудных…»

image Click to view



У мотоцикла тоже есть преимущества при езде по дорогах общего пользования,например в пробках.Одну из таких традиционных пробок объехал под Аксаем,на мосту через Дон,потом полный перед на "всех парах".

Ростов проехал по объездной,до Павловской отличная «олимпийская трасса»,после поворота на Пятигорск дорога хуже не стала,что немного меня удивило.Бывал на этом пути много раз,но теперь практически до самого Пятигорска по две полосы в каждом направлении,никаких стремных обгонов - быстрая беспроблемная езда по асфальту без ям.Молодцы россияне - перемены к лучшему прямо на глазах,в отличии от украинских дорог.
А вы еще спрашиваете? Почему в Украине революция - причем уже не «цветная - оранжевая»,а самая настоящая РЕВОЛЮЦИЯ ! Так дальше жить нельзя!
К 19-00 был на первой справа заправке после Пятигорска,как договаривались.Час еще пришлось ждать Сергея - общались путем СМС.Правильнее было мне ехать самому в Аушигер,искать еще по видному отель или место ночлега.Приехал бы Сергей на все готовое.Все мы "задним умом" сильны.В итоге получили небольшой конфуз с вариантами ночлега.



После приезда Сергея, не большой традиционный перекур с сигаретой.Сам не курю,поэтому "курево" рассматриваю как "неизбежное необходимое зло".
Может поэтому люблю путешествовать на мотоцикле сам,не зависишь ни от каких перекуров.Только в горы самому не желательно,горы особая статья в мотопутешествиях.
Предварительно договорились на ночь остановиться за Нальчиком,в деревни Аушигер,в конце которой слева от дороги находится известный на всю Россию лечебный бассейн-гейзер.
В Аушигер приехали в 21-30 по новой объездной вне города Нальчик,в 2009-10гг когда с пешими туристами были на лечебных гейзерах Аушигера был совсем другой распорядок: круглосуточная работа источника + выходной в понедельник.После военных событий в Нальчике работа источника изменилась - каждый день,без выходных с 7-00 до 21-00.
У ворот нас просто не пустила охрана - закрыто.Подъехали на «Ниве» местные,тоже не пустили,но посоветовали съездить наверх,где расположен санаторий.Километр эндуро-дороги мы у ворот санатория.Но тоже все закрыто.Местные на «Ниве» развернулись,уехали в Нальчик,нам же где-то надо ночевать,а время уже 22-00.
Поехали снова к воротам территории гейзера.Попросился у охранника пройти в отель,узнать насчет мест.В отеле места есть по 3000руб. за номер,более дешевые номера по 2000руб. раскуплены.Мототуристам с палатками покупать отель по 3000руб. как-то несподручно.Пошел в другой отель,где номера дешевле=1000руб/ночь,но мест нет.
Вспомнил как в 2009г мы ночевали здесь же на веранде в палатках.Спросил у парня,что жарил здесь же шашлык,можно ли переночевать у него на веранде в палатках,объяснил,что мы мотопутешественники,едем в Грузию,хотели покупаться в гейзерной воде,но опоздали,все уже закрыто.
Парень сказал,что все решит, «ВЕЛКОМ»!
Отлично,вернулся на проходную,заехали на мотоциклах.Поставили палатки,как пять лет назад.Заказали в кафе вкусной еды,взяли пиво - отличное начало трипа.





Пошел еще полчаса поплавал в горячем бассейне,те кто поселился в отеле могут купаться хоть круглые сутки.На утро еще раз принял лечебную ванну,пока Сергей спал.Потом к 10-00 приехал Дима,познакомились,заказали в кафе завтрак,ребята тоже окунулись в гейзерном бассейне.



Аушигер-источник продолжает расстраиваться.



Отдыхающие в Аушигере есть всегда,в любое время года,горячая целебная вода способствует этому.




Приехал Дима,не к 9-00,как договаривались,а на час позже.Впрочем никто никуда не спешил.Все на отдыхе.Отличное настроение - едем путешествовать!



Отличные дороги способствовали быстрому передвижению к границе Грузии.

К 12-00 стартовали в сторону Владикавказа,три разные эндуро-тур-байка: "Джебель-250" - совсем "тихоход" по асфальту,XR-650 может ехать быстрее,"Гусь-800" просто катит по асфальту почти как спорт с крейсером 140-160км/час.Конечно под 160 не ехал,жалко было "палить" еще до гор новую резину "Хейденау-Скаут".
Все поехали в пределах 100-120км/час,достаточно быстро прикатили на границу с Осетией на "всемирноизвестный" по своим ментовским разводам КПП.
Всех остановили,заставили идти на регистрацию.Отдаю в окошко только свой украинский техпаспорт(права,временный ввоз,страховку,загранпаспорт - даже не спрашивают).Полицай долго вертит техпаспорт,потом спрашивает,тыкая мешок с трубкой:
- Сколько вчера пил.
- Последний раз пил спиртное лет десять назад - мгновенный уверенный ответ.
Рука с "мешком с трубкой" отдергивается назад."Товарищ" полицай в замешательстве.
Что-то записывает с техпаспорта в журнал.Езжайте.
Пока полиция не передумала,быстро на байк,вперед на Грузию.
Еду правда аккуратно,почти по знакам и естественно +20км/час,что в пределах допустимо принятой негласной нормы.Сразу за постом знак 40,еду 60.Все как есть,стоят полицаи - дежурят,что типа ремонт дороги.Проехал без остановки.
Как раз Диму они потом поймали и долго компостировали мозги за превышение,он спорил,что не виновен.Время ушло,но свою невиновность он доказал - отпустили без штрафа.
Дальше поехал по своему обычному "заграничному" трафику:+20 км от максимально допустимой скорости.Вроде и едешь быстро,с другой стороны почти всегда по правилам.Еще дома иногда могу себе позволить "свалить" от гаишников,но в иностранном государстве такие вещи не катят - себе дороже.Иногда правда допускал "шалости",когда на просто отличной дороге очередной местный джигит на "заряженной десятке" обгонял меня под 150,естественно резко открутив ручку газа,буквально за 3-4 секунды доставал "летящее" авто и пользовался впереди мчащимся гонщиком,как "паровозом" - тактика для поста полиции с фоторадаром безотказная.
Сначала на фото попадает "паровоз",потом вы быстро снижаете скорость,катясь со скоростью 100-110км/час.Причем пользуюсь такой "беспроигрышной" тактикой езды с привязкой к какому-нибудь очередному "паровозу" всегда,особенно за границей.
Такими скоростными зигзагами быстро приехал во Владикавказ,по пути еще останавливался выглядывал ребят,которые ехали где-то сзади.



Ну как по таким отличным дорогам "не летать".

Здесь получилась первая коллективная "непонятка".Договорились все встретиться в начале Владикавказа,на заправке.Пока Дима разбирался с "ментами",я поехал вперед,потом ждал минут 20 в начале города.Тут народ начал назойливо интересоваться,куда это хохол сам едет.В итоге мне это надоело,Димы с Сергеем все нет,спросил куда на Верхний Ларс,мне объяснили дорогу,поехал к границе.
Ребята приехали на заправку,начали меня ждать,волноваться куда делся.Слали СМС,которые естественно не слышал,поскольку ехал на границу.
С таможни отправил смс(русской связи не было,украинский номер работал в роуминге-только смс),что уже на границе.После прохождения "сквозняком" без очереди(пользуюсь правом,как мотопутешественник,есть какая-то Женевская конвенция по туризму,оттуда эта инфа).
Зашел еще в дьюти-фри,купил "пластикового Смирноффа",которую в итоге почти всю бутылку водки привез домой,в Украину - зачем в Грузии водка,если есть ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ вино,в Армении тоже самое!
Подумал,что мне ребят ждать на таможне,поеду лучше на "разведку" в Казбеги.
Приехал в селение,поменял 100$ на 167 лари,в Тбилиси курс выше =175 лари/100$.Потом этой обменяной сотней пользовались до 5 мая,пока в г.Ахмета,в банке не поменяли рубли на лари.
Часто задаваемый вопрос по валюте,какую брать в поездку? Лучше всего брать все подряд,если катите в ближнее зарубежье:рубли,доллары,евро - всего по немного + международную карту "ВИЗА" или "МАСТЕРКАРД".Обязательно брать мелкие доллары и евро для расчета на месте - иногда тоже так бывает.

Занимательная история с деньгами как-то приключилась со мной и киевлянином Димой когда в феврале 2010г катались на "Энфилдах" по Индии.В одной из деревень сломался Димин "Энфилд",где-то часа три местные "кулибины" чинили нам прокатный байк.Все сделали,завели мотоцикл,отлично работает.Сколько за работу? Английский у них своеобразный - полуглухая деревня в провинции,на слух мы определили,что 700 рупий = 15$,вполне приемлемая сумма,думали будет дороже.
В самый последний момент прошу индуса написать сумму на бумаге,цифры то у всего Мира - арабские! Мастер пишет 270рупий = 6$.Вот так на тебе,просто отлично! Начали искать деньги.Достаю из одного из карманов мятый 1 доллар,у индуса загорелись глаза.Бельмочет по своему что-то показывая на доллар,отдаю ему бумажку,он говорит,что все Окей,больше ничего не надо.Вот так стоимость ремонта! Пытаюсь объяснить мастеру,что 1$ = 45 рупий,это мало.
Нет,все Окей,больше ничего не надо.Всунул ему в карман еще дополнительно 100 рупий,даже как-то стало не по себе,что мужик три часа делал байк всего за 1 доллар.
Так-что мелкие доллары-евро всегда должны быть в ваших карманах в зарубежных трипах.

Вернемся в Грузию.
Предварительно нашел не дорогой отель,по 20 лари с брата и стоянка мото во внутреннем дворе.
Заказал в местном кафе хачапури - наслаждался вкусом «сырного пирога» с чаем.Была у меня навязчивая идея - по приезду в Грузию попить местного вина с хачапури,но вино пока нельзя - за рулем.Стал дожидаться ребят,поставив байк над дорогой,чтобы случай чего заметили.





Первый настоящий грузинский хачапури вышел под чай,в дальнейшем хачапури запивали грузинским вином



Храм на горе над Казбеги - эндуро-дорога только для полноприводной техники и мотоциклов с хорошей резиной.Наш товарищ Григорий на "Кавасакаки-750Спорт" при всем своем желании так и не смог заехать наверх к Храму,в отличии от нас с Женей,когда тбилисские друзья провожали меня на байках до таможни,все это еще будет 13 мая,по дороге назад.

Приехали ребята,сразу на меня с обидой,мол мы тебя ждали,где был?
- Я вас тоже ждал,а что толку,не дождался.Местные уже кучей возле байка собрались,с расспросами.Потому решил ехать на границу...
У меня был опыт похожих "жданий" в других путешествиях именно за границей,когда нет нормальной связи.Наперед забегая отмечу,что через неделю в схожей ситуации на границе Азербайджан/Грузия мой попутчик Дима вообще уехал сам,без каких-либо объяснений,хотя договаривались ждать друг-друга на таможне.
Вот так жди кого нибудь,пока "корни пустишь".
Лучше всегда оговаривать крайнюю точку совместной встречи и там ждать друг-друга,особенно когда катишь по банальному асфальту на мотоциклах разного класса,с разной крейсерской скоростью.
Издержки путешествия познакомившихся по интернету попутчиков,по другому это не назвать.
Прошел еще час,дело к вечеру.Решили в Казбеги не останавливаться,ехать в Жинвали,откуда идет дорога на Шантили - первый пункт нашего начального горного трипа.По дождю проехали Крестовый перевал,затем фотосессия на арке Дружбы,проехали лыжный курорт Гадаури.





Величие гор Кавказа !



Отлично заасфальтированные серпантины с Крестового перевала.





Остановились возле крепости у водохранилища Жинвали.Веселая грузинская компания пыталась нас напоить вином или водкой,непринужденная беседа с гостеприимными местными жителями.Но от вина пока пришлось отказаться.





Спустились с гор уже по темному,выловили в свете фар вывеску отеля.Оказалось хорошее место у поворота на Шантили.Хозяин небольшого частного отеля - Гужа,отличный мужик,впрочем как и все грузины.Поставили байки,вселились в просторный номер с горячим душем по 20 лари(12 дол.) с каждого.Заказали вкусный ужин с грузинским вином - второй день путешествия на ура.

Вышли после ужина на перекур,как раз подъехал еще один мотоциклист,мы естественно кричим,что место класс,можно оставаться.
Тут нас ждал определенный ШОК.За рулем КТМ-990 Адвенчер оказалась миловидная девушка,москвичка Полина.Вот так номер,девушка за рулем самого продвинутого эндуро-байка,не каждый мужик совладает с КТМ-990,а тут девушка.



Утром ребята попытались помочь с ремонтом,но ...

Позвали Гужу,сказали что надо еще один номер - без проблем.Оказывается Полина уже неделю катается с друзьями по Грузии,но надо домой на работу.Поехала с Тбилиси прямо в ночь,по дороге отказал основной свет,ехать только на двух дополнительных туартеговских фарах тяжело,поэтому заехала в придорожный отель.Заказали у Гужи еще литр отличного вина для гостьи.Сели за стол,разговоры о мотоциклах и путешествиях.Полина рассказала о дороге на Омало,что доехали они с двумя парнями с Самары только до базы дорожников,где покупались в сероводородной горячей ванне,вверх не поехали - перевал закрыт,да и много больших камней на дороге.



В этой целебной ванне мы потом будем греться два дня - вечером 5 мая и утром 6-го.

Мог ли я догадываться,что через пару дней дорога на перевал Омало,на 2900 с лишним метров,окажится самой трудной в моих путешествиях - учитывая перевал Ак Байтал(4655м) на Памире и перевалы в 5000м на Тибете,включая самый высотный - Кхардунг Ла = 5602 метра.
Все это будет еще впереди.На утро ребята попытались исправить свет КТМ,но «австрияк» так просто не сдался - лампы целы,предохранители тоже проверили - все Ок,но свет «не нашелся»,днем можно ехать и без света.
После вкусного завтрака Полина поехала на Москву, мы в Шатили.

Продолжение - http://pplotos.livejournal.com/8329.html

Славянск. Аушигер .Грузия.

Previous post Next post
Up