Про христоцентричность и антропоцентричность.

Nov 19, 2016 16:47

Встречаю тут на сетевых просторах следующее высказываение:
"Все православное теоцентрично, своим центром имеет Богочеловека Христа. Все неправославное - протестантизм, папизм, масонство, хилиазм, атеизм, всё, что вне Православия, - общий знаменатель имеют один: центр - это человек. А у нас центр - это Богочеловек Христос. Поэтому легко стать ( Read more... )

размышления, жизнь церковная

Leave a comment

Comments 19

coshevka November 19 2016, 13:52:59 UTC
Спасибо, просто" не в бровь, а в глаз! "

Reply


irutsch November 19 2016, 14:01:57 UTC
"...меньше всего о Христе!" Именно так! Православные верующие меньше всего поклоняются Христу и меньше всего задумываются о Нём.. Вместо Него у них какой-то сонм святых. Заходя в православный храм нужно ещё до Христа добраться. Обычно Он где-то притуленный в уголке скромненько стоит, а впереди Него - целая бригада святых и околосвятых...
Имено православие очень антропоцентрично, поскольку молятся и верят в силу, в основном, святых, которые, в принципе, есть умершие люди, чем-то прославившиеся при их эемной жизни.

"Что бы сказал на это уважаемый архимандрит с Афона, если бы жил в то самое время?"
То бы и сказал. Что Иисус Христос нарушает заповеди и что Он не теоцентричен! ))

Reply


gustina November 19 2016, 14:13:09 UTC
Очень согласна!

Reply


slovosfera November 19 2016, 14:26:25 UTC
в этом высказывании есть логическая ошибка. "Центр мира - человек" не тождественно "Центр мира - я". Поскольку Христос - Богочеловек, никакого противоречия между тезисами "центр мира - человек" и "центр мира - Христос" нет.

Reply

andrej_belous November 19 2016, 15:42:12 UTC
Вопрос в том, что дальше. В нашем варианте это значит "Центр мира - конкретный Богочеловек, с ближним - как получится". В западном "Центр мира - Христос, явленный в своих меньших братьях, наших ближних".

Reply


anonymous November 19 2016, 15:11:07 UTC
Согласен. Любовь к Богу проявляется как любовь к ближнему. Если иначе, то имеем то, что имеем: свято храним вероучение и... и больше ничего, греши как умеешь и твори что хочешь. У нас ситуация, пожалуй, более мрачная, чем у других христиан, потому что мы в центре внимания держим не Христа и даже не ближнего, а царя, нацию, политику.

Андрей

Reply

anonymous November 26 2016, 20:17:17 UTC
Дополню свой комментарий отрывком из опубликованной на днях статьи российского историка Юрия Пивоварова:

"Несмотря на все грандиозные перемены последних ста лет, основные черты российской политической культуры сохранились. По своему типу она осталась самодержавной (автократической) и властецентричной. Если Запад прошел путь от средневековой теоцентричности, основывающейся на понимании Бога как сущности всего бытия, к нынешней антропоценричности (где место Бога как центра Вселенной занял человек), то в России сложился культ власти. Со времен Ивана III, его внука Ивана IV и Петра I власть стала абсолютной субстанцией русской истории, превратив все остальное в ее придаток. Известна знаменитая фраза императора Павла I: "В России только тот что-то значит, с кем я разговариваю и только то время, пока я с ним разговариваю".

К сожалению, РПЦ также властецентрична, как и русский народ, поэтому РПЦ может быть названа более русской, чем православной.

Андрей

Reply


Leave a comment

Up