ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ.
ОСТАЛЬНЫЕ УСТНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)
Вот ровно с таким выражением я и слушал Мэтра.
Логинов:
«Самодвижущиеся тротуары для быстрого передвижения - избитая идея. Было в «Дороги должны катиться» Хайнлайна и «Когда спящий проснётся» Уэллса...»
Вообще-то, траволаторы - не избитая идея из фантастики столетней давности, а норма жизни в современных аэропортах (а в США - так ещё и крупных торговых центрах). Так что в данном случае я не претендовал на оригинальность, а просто писал о том, что видел собственными глазами в реальности.
Логинов:
«Пластиковый тротуар? Откуда пластик на Марсе, где нет органики?»
А откуда, Станислав Владимирович, в российских магазинах, к примеру, бананы? В России ведь не растут бананы. Может, их привезли из Латинской Америки? Это ведь вообще на той стороне земного шара! И не поленились привезти. Так и на Марс не поленились доставить органику для изготовления пластика, причём не обязательно с Земли. Люди привыкли думать, что органика - только биологического происхождения, но это не так. Органика - это вещества, что содержат углерод, а простейшие углеводороды в Солнечной системе много где есть (включая сам Марс, согласно последним данным), и из этой органики можно делать пластики (например, полимеризовать этилен до полиэтилена). Кстати, на Марсе в 25-м веке могли и своё производство биологической органики уже наладить. Из биомассы, выращенной в агрокуполах.
Кто-то из участников:
«С финалом перебор - слишком много накручено.»
Данное мнение прекрасно сочетается с ранее озвученным «концовка слита - слишком незамысловато». Но не переживайте, я хоть и устал безумно и от самого текста, и от его критики, но я клятвенно обещаю всё поправить. Может, не прямо сейчас, а как советует Мэтр - через пару лет вернусь к тексту и сделаю конфетку... Ну или что-то съедобное :)
Логинов (развивая замечание другого участника):
«Злую шутку сыграл сам жанр - фантастический детектив. В обычном детективе набор возможностей преступника ограничен и известен читателю, в фантастическом же пул возможностей огромен и убивают всю интригу, так как в принципе возможен любой расклад, и раз читатель не может сам догадаться, кто убийца, то ему неинтересно читать. Не следует злоупотреблять обширными фантастическими допущениями.»
Согласен. Очень здравая мысль.
Наталья:
«Психология не понравилась - мужская и женская. Явно повесть, на роман не тянет. Можно было сделать много чего, но не позволило отсутствие у автора знания психологии взрослых людей, тем более детектив не поведёт себя так!
Не понравилось, что Сэм не мальчик, а взрослый человек, но в последних сценах он полностью деградировал в процессе расследования... Раздражает!
Как можно было дважды попасться на одну и ту же ошибку?! Второй раз он уже знал с кем имеет дело.
На что дана голова? Полнейшая деградация к концу повести - психология хромает на обе ноги!
Герои чрезвычайно инфантильные - между малознакомыми людьми такое эмоциональное общение раздражает!
Много лишней информации. Описание людей напоминает компьютерную игру, где выбираются черты лица. Надо было в пару слов уместить. Куча лишних слов - сказать короче. На данный момент непонятно, зачем такое длинное описание и оно раздражает.
Ещё раздражает {НЕРАЗБОРЧИВО}.
Также {НЕРАЗБОРЧИВО} очень раздражает.
АААААА! Как же бесит!
Практически о всех героях можно дать несколько эпитетов, и все эпитеты будут не в их пользу!
Деградация. Не почувствовала разницу между Югом и Севером.
Стоит ли писателю мысли героев показывать? Никакой оценки событий со стороны героев.
Не понравилось описание одежды.
Их должны были там грохнуть!
Эротическая сцена с поцелуем - тошнота! Буэ!
Пошлая сцена в вертолете. (ВЕРТОЛЁТЕ??? В романе нет вертолёта! - прим. автора)
Мура. Пошлость!
РАЗДРАЖАЕТ!»
Я уже порядочно времени уделил критике Натальи, так что вот эти реплики оставлю без ответа :)
Кто-то из участников:
«Граница потери памяти хлипкие - надо продумывать.»
Ага. Есть о чём подумать.
«Очень долго продиралась через тяжёлое предложение про прозрачные платформы.»
Вот это предложение: «Для лучшего освещения все платформы были сделаны прозрачными - там, где это, конечно же, было возможно: дороги, тротуары, пол в магазинах и государственных конторах.»
Офигенно сложное предложение, согласен.
Логинов:
«Что за «аварийные постройки»? Лучше сказать «ветхие постройки» или «полуразрушенные».
Гуглим. «Аварийные постройки» - 524 тысячи упоминаний. «Ветхие постройки» - 319 тысяч упоминаний. «Полуразрушенные постройки» - 169 тысяч.
В том месте романа речь шла о частном куполе, где всем заправляют коммерческие ЖКХ, поэтому купол выглядит как помойка. Соответственно, и постройки там именно что аварийные, то есть такие, где по закону запрещено жить людям. Контекст рулит.
Кто-то из участников:
«Почему техники так и не сделали копию тела Саломеи?»
В тексте есть объяснение. Её тело постоянно подновляется (она же бессмертная и неуязвимая), так что прибор не может закончить сканирование и выкидывает сообщение системы защиты «Ошибка проверки успешного копирования. Отмена создания образа». Техники помучались и бросили это дело - всё равно, с ней ничего не случится, с бессмертной-то.
«Где китайцы?»
Герой про них упоминает и не раз. Что жил в их куполе и поэтому не мог завести кошку - они бы её съели. В общем, китайцы и другие народы - все на южной половине Марса. На северной - только русские (и дружественные им народности).
«Зачем поддерживать купола где никто не живет?»
А их никто и не поддерживает. Их консервируют - держат на минимуме тепла и кислорода, потому что ломать - слишком дорого. Проще новых куполов наставить. Так на тамошнем Марсе идёт захват территорий - через постройку новых куполов. Вся территория, что закрыта русскими куполами, считается русской. То же самое работает и для куполов Содружества. Есть в тексте.
«Платформа упала - почему?»
Её крепления взорвал преступник своей микрогранатной винтовкой. Есть в тексте.
«Сама интрига слишком громоздка для такой цели - с привлечением сторонних лиц»
Со стороны был привлечён только пилот (главный герой) - чтобы было кому увести корабль с Марса. С учётом того, что провидец Эрик Лакшмийский оставил рекомендации, как сделать так, чтобы всё получилось, громоздкая интрига оправдана.
«Понравилось про кратность двигателя и пример со складыванием салфетки.»
Рад.
Логинов:
«Почему в «зингере» нет глюкозы? Она есть в каждом медицинском наборе.»
Может, главной героини для процедуры нужно было больше глюкозы, чем есть в «зингере», или она не хотела её тратить? Она просто попросила её купить - среди прочих препаратов. Это так важно?
Логинов (завершая обсуждение):
«Детектив исключает сверхестественное.
Много лишних разговоров.
Выстроить почетче психологию.
Поработать с текстом.
Написано чрезвычайно плохо. Огромное количество ошибок.
Друг Аркадий, не говори красиво!
Очень плохо.
Чрезвычайно слабо. Двойка, но убедили - единица.
Ваша беда - отвратительно плохое исполнение!»
Лучшая напутсвенная/мотивационная речь на моей практике :)
Что теперь? Отправление поезда нельзя задерживать бесконечно. Надо делать выводы, как обещал. Я, конечно, много ещё о чём хочу рассказать перед тем, как их сделать - о критике, полученной романом на Самиздате, и о критике, полученной в ЖЖ... Это позволит сравнить уровень критики на питерском семинаре и в других местах, но критику из других источников я приведу позже - в приложениях, так что вам пока что придётся поверить мне на слово, когда я буду ранжировать критику по качеству. Но потом фактический материал будет предоставлен в полном объёме. Пока что - резюме по питерскому романному семинару.
РЕЗЮМЕ ПО УЧАСТИЮ В СЕМИНАРЕ
"Не ходите дети в Африку гулять..."
Поездка на Питерский романный семинар стоила мне 20 тысяч рублей:
5 тысяч - аккредитация участника;
5 тысяч - «эконом» РЖД-билеты (ночные двухэтажные поезда);
5 тысяч - проживание с питанием (одно место в трёхместном «эконом»-номере на 5 ночей с завтраками);
5 тысяч - прочие расходы (две футболки с символикой мероприятия, питание в дороге, посиделки в двух местах во время тусовки Фантлабовцев, вечерние посиделки с Мэтрами и с соседями по номеру, остальной транспорт, какие-то подарки и сувениры и т.д. и т.п.).
Это ещё очень по-божески! Я живу вплотную к Москве, а кто-то ехал через Москву с пересадкой, плюс брали номера двухместные или одноместные. У них вышло все 25-30 тысяч. За 5 дней мероприятия.
Мероприятие забрало 6 дней моего драгоценного отпуска. Драгоценного, потому что мне пришлось пахать, как на пожар, прямо перед ним, и даже сдвигать его на две недели, чтобы успеть сдать на работе проект, который не имел ко мне отношения :) Мне правда потом добрые люди дополнительную годовую премию за тот случай дали, но этого могло и не быть... К чему я это? Офигенно отдохнул в Питере! Если вы читали предыдущие посты, то поймёте весь сарказм сказанного!
Жизнь дорожает. Всё дорожает. Конвенты не становятся дешевле. В 2016 году готовьтесь расстаться с 30 тысячами минимум, если вздумаете поехать на подобное мероприятие.
Для сравнения, я каждый год на один день аккредитуюсь на подмосковном БАСТКОНе, а это означает бесплатное участие на всех мероприятиях и присутствие на банкете (кормят богато). Вместе с дорогой обходится в 5 тысяч. Ни разу не пожалел о поездке. Кто знает, тот поймёт :)
Отсюда вывод:
«Семинары и конвенты в других городах - штука очень недешёвая. Вы должны хорошенько взвесить, за чем вы едете, и насколько реально это получить!
Если вам нужна публикация, езжайте на семинары и конвенты, проводимые издателями, например, «Партенит». Если ваш текст приглянется организаторам, считайте, он уже напечатан.
Если вы едете на мероприятие, чьи организаторы не имеют прямой выход на издателей, как бы ваш текст ни ублажил ведущих, шансы напечатать его с их помощью - призрачные.
Если вы едете за внеземной мудростью Мэтров (признанных писателей), пристально изучите всё, что есть в Сети, по их манере вести семинары - стенограммы, видеозаписи, отзывы очевидцев. Свяжитесь с бывшими участниками и узнайте их мнение. Не бойтесь показывать им своё сомнение - пусть аргументируют. Общаться на данную тему с организаторами бессмысленно - я пробовал. Правды не услышите. И ещё - опасайтесь сект, то есть семинаров, состав участников которых с годами практически не меняется. Там у всех свои роли. У новичка есть все шансы не вписаться в их плотно свитый клубок. Покусают. Шшшш!
Если вы едете учиться писательскому мастерству, не гонитесь за именитыми ведущими. Пример с Ареневым показывает, что лучше всех учат те, кто умеют учить, а остальные - травят байки за жизнь в надежде, что так их жизненный опыт перетечёт вам в головы... Не перетечёт!
Если вы максималист и/или жадина, то никуда ездить не надо. Читайте книжки по писательскому мастерству, сценаристике, драматургии - море их! Одна единственная книжка научила меня большему, чем весь семинар. Об этой книжке я поведаю позднее.
Если есть вопросы по прочитанному в таких книгах, ищите в Сети блоги писателей, френдите их, коментируйте активно их посты, а потом, когда между вами возникнет уже какая-то межличностная завязка, задавайте свои вопросы и просите совета. Писатели скупы до своих профессиональных секретов, но чем-нибудь помогут точно, если, конечно, это не покажется им напряжным!
А ещё читайте книги, но только хорошие (для этого рейтинги есть), а не все подряд (жизнь коротка)! Читайте тщательно, делайте записи. Работайте с книгой, а не глотайте её на скорость (только тогда будет толк).
И пишите-пишите-пишите! И обязательно показывайте друзьям и знакомым, как на стадии задумки, так и черновики - они дадут вам критику уровня не хуже (а даже и лучше), чем на семинаре (и на Самиздате), потому что они действительно хотят вам помочь начать писать лучше. Если среди этих людей будут вышеозначенные писатели-блогеры, то велик шанс, что вы, не выходя из дома, получите конструктивную критику очень высокого уровня, так как такие критики не только толковые в плане писательства, они ещё и искренне настроены вам помочь (это ключевой фактор! Без такого настроя даже толковый писатель может выдать вам трэш вместо конструктива, потому что ему будет влом думать, фильтровать собственные ощущения от эмоционального шума, аргументировать тезисы, выбирать выражения и т.п. Скорее получите слив негатива уровня Самиздата - про Самиздат я расскажу подробней несколько позже).
Помните: пока вы только учитесь и пытаетесь найти себя на этом поприще, вам нигде не рады. А особенно такие же, как вы. Об этом феномене я расскажу в разделе «Фальшивое соперничество или воображаемая тюрьма без единой стены». Так что, если вы твёрдо намерены чего-то добиться, купите ложку побольше! Добьётесь или нет - не факт, но в процессе всё равно придётся съесть самосвал дерьма :) Просто не забывайте - если есть противно, это точно не критика.»
Ухх... Не люблю взрослым людям советы по жизни давать, даже если приходится обнимать такой большой материал, чтобы выделить суть...
Что же дальше? В принципе, по питерскому романному семинару я закончил. Осталось обсудить идею самодеятельного локального семинара, мой опыт на Самиздате, рассмотреть критику из прочих источников и решить, а что же мне дальше со всем этим делать - на основе полученного опыта. В общем, есть ещё о чём поговорить.
САМИЗДАТ
Самиздат, если кто не знает, это не тот советский «самиздат», когда запрещённые и гениальные творения отважных диссидентов уходили в народ путём их многократного переписывания от руки этим самым народом... Нет, теперь это вполне определённый ресурс -
http://samlib.ru/ Для краткости я буду пользоваться сокращённым названием - СИ.
СИ - это благодатное место, где каждый писатель-любитель находит своего благодарного читателя. Достаточно только разместить свои работы! Прекрасно, не правда ли?
Нет.
Я попал на СИ в 2005 году и в течение двух лет размещал там свои рассказы и АКТИВНО участвовал в тамошних конкурсах рассказов (порядка 16 конкурсов за 2 года), параллельно я АКТИВНО читал чужие разделы, комментировал и ставил оценки. За это время я не чувствовал какого-то недостатках чужого внимания к моим работам - как ранее было у меня на ПРОЗА.РУ и СТИХИ.РУ, количество сделанных мною комментариев всегда примерно равнялось количеству полученных комментариев. Пока я комментировал, комментировали меня. Я подписывался на чьи-то страницы, подписывались на мою. Я не был ни гением, ни талантом, мою странице не осаждали толпы поклонников и поклонниц. Целенаправленной раскруткой не занимался тоже. Мне было интересно - я просто этим жил.
К 2008 году, судя по всему, Самиздат я забросил - меня тошнило от тамошних самосудных конкурсов, а особенно мне припекало от результатов голосования во втором туре, когда в призёры стабильно выходили не те рассказы, которые мне нравились, а какая-то середнячковая попса из серии «всем сестрам по серьгам». Ну и интриги, скандалы, расследования в комментариях к рассказам - вся эта чернушная оборотная сторона таких мероприятий. Я даже решил тогда, что у меня полностью отсутствует хоть какой-то вкус, раз мне не по нраву призёры и я не разделяю всеобщих дифирамбов.
Покинув Самиздат, я сконцентрировался на ведении ЖЖ и за следующие восемь лет получил на самиздате буквально два-три комментария! Такие дела... Меня никто не читал и не комментировал... Потому что я не читал и не комментировал никого из тамошних. Вот оно - место, где каждый писатель найдёт своего читателя... Фиг-то там! :) Уверен, тут со мной некоторые не согласятся и скажут типа «Всё не так! Я вот ничего не делаю, а у меня бешеная популярность, оценки и комменты валются на мою страницу как из рога изобилия...» Ребята, ну так вы гении словесности, коли так. Нас нельзя сравнивать. Я обычный. И пока я крутился там, всё было, а когда я перестал крутиться, всё остановилось. Когда я наблюдал такую тему на СТИХИ.РУ и ПРОЗА.РУ, там это называлось «кармадрочерством». Взаимное накручивание оценок, самонакручивание, взаимный пиар и самопиар, включая сторонние ресурсы... Это не то, что я искал. Пиар мне не нужен. Я ничего не продаю. А почесать своё эго я могу обычной палкой-чесалкой, даже не выходя в онлайн :)
КОНКУРС
В феврале на СИ был объявлен конкурс «настоящей фантастики»
НФ-100. Мне посоветовали кинуть на него свой роман. «Ты ничего не теряешь. Бесплатный ПиАр же!» - логика советчика была простой... Но мы-то знаем, что бесплатный ПиАр бывает только в мышеловке :)
Зазывалочка была богатой:
«Условия участия
Конкурс не анонимный. Тема не задана, принять участие может любой роман, написанный на русском языке в жанре настоящей твердой НФ в лучших традициях старых мастеров, в духе ранних Стругацких, А. Азимова, И. Ефремова, Х.Клемента, Ф. Пола, Э. Вейера. Принимаются неопубликованные работы . Сетевые публикации и (или) участие в других конкурсах препятствием для участия не являются.
Жюри
Председатель: Владимир Евгеньевич Чуров, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Дмитрий Николаевич Байкалов, главный редактор журнала «Если»
Олег Эрнстович Колесников, директор Международного Центра Фантастики
Дмитрий Александрович Малкин, начальник отдела фантастики издательства «Эксмо»
Премии
Автор романа, занявшего первое место, получит приглашение на Городской фестиваль фантастики «Роскон-2016», ценный приз из рук председателя жюри и право на гонорарную публикацию своего романа в издательстве «Эксмо».
Линки на разделы трех авторов-победителей будут размещены на главной странице журнала Самиздат.»
Круто, правда? Волнующая была замануха! Хоть мой роман и про церковь Марса, и там есть место теологии, но удивительные способности тамошних «людей-икс» имели в романе более-менее «научное» объяснение. Не прям твёрдое как нитрид титана НФ, но вполне НФ, причём достаточно вязкой консистенции, чтобы ложка стояла...
Решил я, значит, поучаствовать! Но, наученный горьким опытом, я уже знал, что на СИ есть одна мерзкая заподлянка... А именно: для каждого размещённого произведения существует его fb2-версия, доступная для скачивания. Соответственно, многие качают fb2 версии текстов и знакомятся в оффлайне - со смартфона... Удобно, правда? Конечно!.. Но есть подвох. Размером с планету «Меланхолию» из одноимённого фильма Ларса фон Триера.
ЖОПА С FB2
С годами я стал эстетом и теперь гораздо больше внимания уделяю оформления текста, чем его содержанию. Я люблю, когда абзац начинается с красной строки, когда используются русские кавычки «» вместо "" и когда в тексте используется наше родное русское длинное тире (-) вместо дефиса (-) или ужасно безвкусного двойного дефиса (--), призванного заменить человеческое длинное тире...
Но программисты СИ - суровые сибирские мужики, не иначе. При сохранении текста произведения из него вычищаются «лишние» пробелы и табуляции, отвечающие за отступы абзацев, кавычки «» превращаются в "", а длинные тире превращаются в дефисы или же пропадают полностью.
Про fb2-версию даже говорить страшно. Текст теряет отступы, кавычки, тире и спекается в нечитаемую массу... Причём тут обнаруживается ещё одна проблема. Сколько бы вы ни редактировали текст размещённого произведения, на fb2-версии это никак не отразится - она останется такой, какой была сгенерирована при первой загрузке текста на сайт... Жопа, да? Но есть хитрость! После редактирования текста, чтобы изменения перешли в FB2-версию, надо зайти в меню переименования произведения и, ничего не меняя, нажать «Сохранить»! тогда сайт заново сгенерирует FB2.
То же самое касается и пробелов, кавычек и тире - есть специальные HTML-коды, позволяющие добиться того, чтобы и на сайте, и в FB2-виде текст произведения выглядел одинаково (красиво). Длинного тире, к сожалению не будет, но среднее будет точно. На безрыбье средним тире можно оформлять диалоги, главное, что не дефисом.
Свои знания я свёл в таблице снизу:
HTML-код
Символ, удачно переходящий как на сайт, так и в FB2
Единственный пробел, который не сокращает СИ, если таких пробелов несколько
Красная стока получается многократным повторением такого пробела
«
« открывающая двойная русская кавычка
»
» закрывающая двойная русская кавычка
–
− тире (среднее), единственное доступное тире в FB2
Очень важно помнить, что сайт не запоминает ваши хитрые HTML-коды и при попытке повторного редактирования текста, он тупо губит все улучшения, так что мне приходится держать копии всех текстов в оффлайне (как TXT-файлы), чтобы не потерять все красивости при необходимости поправить что-то в тексте. Я правлю текст в оффлайне, как TXT-файл, после чего копирую целиком на сайт через окно корректировки текста... И так каждый раз. При таком подходе все «красоты» сохраняются.
Надо сказать, что на то, чтобы понять (и простить) всё это безобразие у меня ушла неделя переписки с программистом сайта и самостоятельных экспериментов. Всё это время мой роман валялся на странице конкурса в постоянно изменяющемся виде с нерабочим FB2-вариантом. Полностью я добился успеха в последний день подачи текстов. В тот день мой текст стал приемлемо оформлен и безглючен как на сайте, так и в FB2-формате. Конфета, в общем.
Попутно я силился выяснить у устроителей конкурса, в каком виде жюри будет читать романы - с сайта или как FB2, и если через FB2, то когда им передадут эти FB2 - по окончании подачи всех текстов, или же они уже выгрузили тексты и читают их? Я боялся, что мой роман попадёт к жюри в нечитабельном виде - как я уже сказал, я достиг дзена с FB2-версией романа только в крайний день сдачи текстов, путём медитации на HTML-таблицы и общением с духом программиста СИ. Шаманизм чистой воды, иначе и не скажешь!
Но мне никто ничего не ответил. Я удивился, но опыт будущего показал, что ПОЛНОЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ организаторов конкурса к его участникам носило не случайный, разовый характер. Оно было всеобъемлющим. Глобальным. Вселенским. Ни на один вопрос или просьбу участников не было получено ни одного ответа, ни малейшей реакции. На конкурсе творился кромешный ад, но никто не пришёл навести порядок. Всем было... пофиг. Но об этом позже.
СЛАВА, КОТОРОЙ Я НЕ ЖДАЛ
К моменту начала конкурса мой роман пылился на Самиздате уже ровно год и один день. Я время от времени мониторил через Гугль фразу «Сизарев Марсианская святая», чтобы не пропустить момент, когда вдруг кто-то что-то про мой роман напишет в Сети. Однако я стабильно находил ссылки только на Самиздатовскую страницу романа и на Питерский романный семинар (Питерскую фантастическую ассамблею). Всё.
Одним из «требований» участия в конкурсе было переименование своего произведения в соответствии с шаблоном:
«Рекомендуется добавлять к названию романа префикс «НФ-100», например: «НФ-100: Ракета в сингулярность». Это облегчит всем заинтересованным лицам нахождение конкурсных романов в обсуждениях и на авторских страничках. После конкурса префикс нетрудно будет удалить.»
Я так и сделал. В первый же день конкурса я погуглил название своего романа и прифигел. Он (в формате FB2) был выложен сразу на дюжине пиратских сайтов, причём в его названии был префикс «НФ-100»... Пираты разом спиратили все 119 романов, поданных на конкурс. Оптом. Я даже не уверен, что пиратам попал рабочий FB2 - как я уже сказал, мне удалось добиться удовлетворительного FB2-варианта только за день до начала конкурса. У меня были на то свои причины - уже тогда я написал ту часть вот этого многотомного поста, которая касалась замечаний Логинова, и внёс в роман все описанные в данном посте правки, то есть на конкурс пошёл уже исправленный по результатам питерского семинара роман. Но эти правки заняли время, так что оформлением текста я занимался буквально в последние несколько дней перед началом конкурса. И еле-еле успел к началу.
Что касается спираченного на кучу сайтов текста романа, то радоваться ли такой нечаянно нагрянувшей славе или горевать? Ни то, ни сё. По большому счёту, это ни на что не влияет. В моём случае - я же не собирался торговать своим дебютным (ученическим) романом, хотя шансы просто тупо где-то его напечатать это понизило капитально - ладно, Бог с ним - с моим романом (может, он плохой и недостоин быть напечатанным), но та же судьба постигла остальные 118 романов - среди них могли быть стоящие работы, которым такая «слава» повредила наверняка.
И пусть я не мечтал о гонорарах, в зародыше похеренных пиратами, произошедшее мне всё равно было неприятно, потому что я не контролировал процесс распространения собственного текста. Его распространили за меня. Одно дело, когда текст лежит у меня на странице и я могу исправить его или скрыть в любой момент, и другой вопрос, когда он лежит уже на чужих ресурсах - ни об исправлении, ни об удалении уже не может быть и речи. Как-то так.
ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ - ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС!
Когда я понял, что на конкурсе 119 работ, то вопрос, читать ли других участников, для меня даже не стоял.
Во-первых, конкурс - не тематический. Ещё имело бы смысл посмотреть, как кто-то другой справился с той же темой, но тут все принесли всё, что у них было из крупной формы.
Во-вторых, у меня очень плотный график чтения (из-за того, что я не мономан - у меня на повестке ещё и музыка, и фильмы), так что читаю или материалы по теме будущих произведений, или то, что имеет высокие рейтинги, нахватало всяких там премий или порекомендовано людьми, чьему вкусу я доверяю. Время - слишком дорогой ресурс, чтобы им разбрасываться на непроверенные вещи.
В-третьих, в моём понимании, если уж читать, то всех (чтобы иметь всеобъемлющее представление), а если такая задача невыполнима, то не стоит и начинать.
ДОБРОВОЛЬНЫЕ РЕЦЕНЗЕНТЫ НА КОНКУРСЕ
Многие из других участников поступили так - прочли по первой странице каждого произведения, по странице в середине и по странице в конце, и на основе прочитанных трёх страниц написали отзывы на целые романы... Смешная система :) Это как если бы кому-то показали крупноплановую фотографию вашей макушки, ступней и гениталий (середина тела, как никак), а потом попросили рассказать, что вы за человек! Я утрирую, конечно. Опытным СИшным рецензентам часто достаточно для окончательного вердикта по роману его аннотации или даже названия. Была на конкурсе целая критическая статья, которая всесторонне оценивала представленные произведения только по их названиям. Ну, знаете, вы приносите свой волос в медлабораторию, и по одному волосу вам говорят, что у вас за болезни. Или там по сетчатке глаза. Как-то так. Магия! Ну или непостижимо высокие технологии.
К несчастью, даже таких экспресс-рецензентов не хватило на всё сто с лишним работ, а так как особой находчивостью они не отличались, то две дюжины обзоров были посвящены верхним 20 романам из списка. То есть, незамутнённые критики обозревали одни и те же романы, стоявшие наверху алфавитного списка, а остальные 100 работ, как подводная часть айсберга, оставались невидимы, погружённые в холодные пучины безвестности...
Другие обзорщики читали исключительно романы с максимальными рейтингами. Надо уточнить, что некоторые из представленных работ пылились на СИ годами, если не столетиями. Так что у них было много оценок. Или они некогда участвовали в местных романных конкурсах, так что тоже имели рейтинги. Некоторые работы были мощно раскручены с помощью богомерзкой магии и канибальских ритуалов. Особенно выделялась одна политизированная книга про Крым, у которой были тысячи оценок, и все в районе 8-10 из 10. И сотни комментариев. На моих глазах за месяц конкурса работа набрала ещё тысячу оценок - они прибывали с неотвратимостью цунами. Я пытался читать этот роман, предполагая, что это прорыв тысячелетия в земной литературе, но быстро сломался - какая-то сумятица, на мой вкус.
На конкурсе было ещё несколько работ, популярность которых росла как на дрожжах, но не так мощно, как вышеозначенный роман про Крым - я намеренно не даю ссылок, имён авторов и названий, так как не хочу пиарить и так уже незаслуженно раскрученные вещи.
ДЫМЯЩИЕСЯ МОЛИТВЕННЫЕ КОЛЁСА
Проведя определённого рода исследование по теме, я узнал, что «кармадрочерство» на СИ приобрело масштабы общенационального стихийного бедствия. Авторы накручивают себе оценки вручную и с помощью «молитвенных колёс» - это такие программы, которые с заданной периодичностью «плюсует» нужную работу - день за днём. так же используется самопиар на сторонних ресурсах, особенно в своих бложеках - там среди друзей бросается призыв «Пришёл, увидел, проголосовал» и даётся ссылка на СИ. Приведу пример - прямо здесь брошу ссылку на свой роман. Если вы читали, сходите проголосуйте. Много времени это не займёт -
ПРОГОЛОСОВАТЬ ;) Хейтеры тоже приглашаются, ведь главное в рейтинге даже не сам балл, а количество оценок.
Так же используется уловка «восторженный почитатель». Вы могли видеть на каком-нибудь форуме такое. Например, сидят люди на рыболовном портале, обсуждают в ветке подлёдную ловлю, и тут один из участников вдруг говорит, мол, он недавно прочитал такой офигительный роман - там автор тоже рыбак. Классная книга! Зацените, братцы! И ссылочка...
Я немного утрирую, потому что рыболовный форум - это место на любителя. Обычно я вижу такие рекламные вбросы на развлекательных сайтах типа ПИКАБУ, где разрешены комментарии посетителей. Всяк пиарится, как может, в общем. Некоторые даже сами себе восторженные комментарии пишут - вообще не палятся :)
Кстати, люди, отдавшие на конкурсе предпочтение работам с высоким рейтингом, создавали эффект снежного кома, который, катясь с горы, становится всё больше. Работы с накрученным рейтингом получали ещё больше оценок и комментариев, а работы с низким количеством оценок (или вообще без оценок) так и оставались нечитанными. Моё произведение было как раз из таких. Я решил, что, раз я не хочу читать других участников, то хотя бы могу пообщаться с коллегами в «чатике», устроенном в комментариях к правилам конкурса. Всё-таки мы занимаемся одним делом. Общее увлечение всегда объединяет людей. Мы практически родные братья...
Этот мой шаг был ФАТАЛЬНОЙ ошибкой!
Читать дальше:
ОТЧЁТ - ЧАСТЬ ШЕСТНАДЦАТАЯ: ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА САМИЗДАТЕ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)