Речь идет не о локальных связках или небольших улицах, а о магистралях. О том самом втором контуре улично-дорожной сети (УДС), о необходимости которого так любят говорить все транспортные эксперты (и наши, и зарубежные). Кратко напомню, что первый контур - это светофорные улицы, а второй - это бессветофорные фривеи, не имеющие пересечений с другими потоками на одном уровне (ко второму контуру УДС в столице можно отнести только МКАД). Вот их то и негде строить, хотя очень необходимо. Ведь в Москве уже сейчас более 4.5 миллионов легковых автомобилей и число это продолжает ежегодно увеличиваться. Чтобы город поехал, как раз и нужно делать второй контур дорог.
Так вот, транспортные эксперты любят давать советы о необходимости строительства внеуличных магистралей, но никто не говорит где именно их делать. Более того, если им задать конкретные вопрос, то в ответ вы получите что-то невразумительное. Очень показателен пример Буслова, который всегда уходит от конкретного ответа на вопрос о месте для будущих магистралей в столице и
ограничивается общими фразами, (Буслов, конечно, не Вучик, но зато считает себя экспертом и любит поучать других).
Ну а мы с вами попробуем поискать в Москве место для бессветофорных фривеев и увидим, насколько это непростая задача.
Московскую территорию можно разделить на несколько групп: жилая застройка, особо охраняемые природные территории, промзоны и дороги (автомобильные и железные). Попробуем порассуждать о перспективах строительства магистралей в каждой из этих мест.
Жилая застройка. Совершенно очевидно, что никакие фривеи через разрезающие жилые кварталы вести нельзя. Представьте, что на месте междомового проезда кто-нибудь предложит проложить бессветофорную магистраль. «Радости» жителей не будет предела. Даже, если ни один из домов сносить не придется (что сомнительно), жители, дворы которых планируют превратить в проезжую часть, устроят такой протест, что мало никому не покажется.
Особо охраняемые природные территории. Это парки, скверы и прочие зеленые насаждения. Хотя никто из москвичей не живет в Битцевском, Измайловском, Тимирязевском и остальных парках, но только попробуйте предложить провести через них магистрали и крик горожан поднимется такой, что мало не покажется. За природу вступятся не только те, кого непосредственно затронет строительство новой дороги, вся Москва в едином порыве встанет на защиту экологии. Помните, какая битва развернулась из-за строительства трассы через
Химкинский лес? А ведь это напрямую коснулось лишь несколько тысяч местных жителей. Только представьте себе, что будет, если трассу начнут вести, например, через Лосиный остров.
Впрочем, не могу не съязвить на эту тему. МКАД проложен как раз через этот национальный парк. Ничего, все привыкли, никто не возмущается. И уж тем более не предлагает разорвать дорогу в этом месте. Но попробуй кто-нибудь выступить с идей строительства фривея через любой из парков, его тут же разорвут, растопчут, сотрут в порошок и развеют по ветру. Поэтому когда встает вопрос о необходимости вести дорогу через природоохранную зону в столице, решается он однозначно - прокладкой тоннеля. А это, как вы понимаете, не дешевое удовольствие. Строительство метро - дорогое удовольствие, а автомобильный тоннель в несколько раз больше в диаметре. Для этого нужен специальный проходческий щит гигантских размеров. А это сильно удорожает строительство.
Необходимость прокладки тоннелей под Коломенским и Филевским парками, в частности, стала одной из причин отказа от строительства четвертого транспортного кольца.
Промзоны. Тут нет жилой застройки или охраняемых природных территорий. Казалось бы, прокладывай любые дороги. Например, юго-восток столицы: одни промзоны. Строй, не хочу!
Но не все так просто. Промзона - это не пустырь. Они все застроены разными предприятиями. А у них есть хозяева, которые отлично осведомлены о высокой стоимости земли в Москве. В случае строительства дороги через их территорию, каждому из них нужно будет предоставить или новый земельный участок или денежную компенсацию (очень не малую), а то и все сразу. И если собственник упрется, ничего поделать с ним нельзя. Пример "
машинный двор совхоза имени XXI съезда КПСС", собственник которого с 2008 года не дает достроить эстакаду на пересечении 2-Мелитопольской улицы с Варшавским шоссе.
Возможно, кому-то это покажется смешным, но это реальная проблема. Теперь представьте, что придется столкнуться не с одним таким "совхозом", а с сотней. Если каждому собственнику заплатить за его землю, то все деньги, выделенные на строительство, уйдут на выкуп места под дорогу, а на нее саму уже финансирования и не хватит. Забрать землю бесплатно на государственные нужды? Поднимется такой скандал (мол, власти на бизнес наезжают), что не только иностранных инвестиций нашей стране больше не видать, но и чиновников по судам затаскают.
Между прочим, когда Собянин стал мэром, он отменил несколько одиозных строек в Москве. И что вы думаете? Сейчас там снова идут работы. Потому что все разрешения получены при Лужкове, и по закону, отменить их нельзя. Бизнесмены подали иски в суд, выиграли дела и продолжают уродовать город. Видите сквер у гостиницы «Украина», сейчас там во всю идет стройка. Разрешения получены еще при Лужкове, а все шишки достанутся уже нынешнему градоначальнику.
спасибо яндекс панорамам
Железные дороги. Они проходят через всю Москву и разрезают город на части. В основном, они идут по промзонам, а не через жилые кварталы и имеют зону отчуждения 100 метров. Наконец-то мы нашли место под автомагистрали?! Закатывайте губу обратно.
Во-первых, часть железных дорог заканчиваются тупиком в центре. Ну построим мы магистраль вдоль Павелецкой железной дороги. И куда она нас приведет? В уже заполненное Садовое кольцо. Мы получим очередную вылетную магистраль. Конечно, она поможет некоторым автомобилистам решить их транспортные проблемы, но, как вы понимаете, это совсем не второй контур улично-дорожной сети. Или надо дальше строить многокилометровые тоннели под центром столицы. А там уже и метро, и куча разных коммуникаций. По сравнению с этим, стоимость Алабяно-Балтийского тоннеля покажется вам копеечной.
Во-вторых, вдоль железных дорог тоже находится масса коммуникаций, которые потребуется перекладывать, а также куча собственников различных предприятий и прочих складов, которые потребуют денежную компенсацию (см. выше).
Ну и в-третьих, вдоль дорог часто построены дома. Да, они расположены не в плотную к железке, там как раз есть место для автомагистрали. Но, представьте «восторг» людей, у которых под окнами помимо железной пойдет еще и автомобильная дорога! Очень показательный пример - это альтернативный вариант Северо-Западной хорды. На реализации которого настаивал Максим Кац.
Жители тихой улицы Панфилова были бы, конечно, счастливы, получить под своими окнами бессветофорный фривей.
железная дорога находится за забором справа
Видите, какая дилемма получается. Как вы трассировку новой магистрали не проведете, а всегда найдутся местные жители, которые будут против. То есть мы все за строительство новых дорог, но мы становимся против, если это затрагивает наши личные интересы. В англоязычных странах такая позиция получила называние "not in my back yard" (NIMBY, дословный перевод: не на моем заднем дворе). Поскольку у большинства россиян никаких задних дворов нет, предлагаю ввести свое обозначение, более очевидное для нашего менталитета: не под моими окнами (НПМО).
Возвращаясь к теме строительства магистралей вдоль железных дорог, скажу, что две из четырех хорд (Северо-восточная и Юго-восточная) пройдут именно вдоль железных дорог. То есть они будут сделаны по всем канонам современной транспортной науки. Но это будет еще не скоро (проектирование и согласование займет еще много лет). И это очень большое горе. К тому же, вопрос стоимости тоже очень важен. Например, участок 4ТК от Шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе длиной 4 км, строят уже 5 лет и будут строить еще 2 года (итого 7), а общая стоимость работ составит около 60 млрд. рублей.
Но две бессветофорные хорды, конечно, не создадут полноценную сеть фривеев в городе...
Сейчас, конечно, выскочат псевдоурбанисты и начнут твердить, что надо просто сделать пользование автомобилем неудобным и пробки исчезнут. Ездить на автомобиле и сейчас неудобно, но дороги свободнее не стали. В Париже, Лондоне, Нью-Йорке пользоваться машиной удобно! Дорого, но удобно. Как язвительно выразился М.Блинкин: "Пока автомобили по городу ездят буквой Z, никакой общественный транспорт не поможет".
Сегодня мы обсудили вопрос «кто виноват?» в сложившейся ситуации (или как мы дошли до жизни такой). В следующий раз порассуждаем на тему «что делать?».