(автор изображения -
Ronn aka "Blue" Aldaman used under
CC BY)
В начале эпохи фотографии Большой формат переживал бурное развитие: в течении короткого времени появлялись и исчезали компании, которые с энтузиазмом производили и продавали фотоаппараты, объективы, пластины.
Результатом бурного развития стало то, что параллельно существовало и развивалось большое количество не самых совершенных фотографических систем.
Более-менее спасало только то, что фотоаппараты, кассеты и прочие аксессуары были деревянные, в связи с чем необходимый ремонт (доработку) техники фотограф мог сделать самостоятельно.
Постепенно произошла унификации систем большого формата. В результате вымирания непопулиярных остались две основные системы, в рамках каждой из которых производятся камеры под пленку трех размеров:
- Англосаксонская форматная система: 4х5, 5х7, 8х10 (дюймы).
- Континентальная форматная система: 9х12, 13х18, 18х24 (сантиметры).
Как нетрудно догадаться, числа в наименовании форматов обозначают размеры сторон листа пленки в дюймах (для англосаксонской системы) и сантиметрах (континентальной системы).
* «Англосаксонская форматная система» - довольно условное наименование. В отличие от США в Англии размер кадра обозначается, начиная не с короткой, а с длинной стороны кадра, т.е. форматы выглядят так: 5х4, 7х5, 10х8.
Так выглядят кассеты для форматов 4х5, 5х7, 8х10:
(автор изображения -
Jefrey Pelagio Jacob used under
CC BY)
Несмотря на похожие размеры в англосаксонской и континентальной системах пленку формата 9х12 не получится использовать в кассетах для пленки 4х5 (размеры кадра 4х5 в переводе в метрическую систему будут 10.2х12.7см), а пленке 8х10 (20.3x25.4cм), соответственно, не получится подружиться с кассетами 18х24.
* Некоторые производители пленки 5х7 режут ее таким образом, что можно использовать как в родных кассетах, так и кассетах 13х18, однако, даже в случае, если повезет, пленка в направляющих кассеты будет сидеть очень непрочно и может легко выскочить/перекосится при вставке шибера.
В настоящее время континентальная система при обозначении формата фотоаппарата и аксессуаров к нему применяется крайне редко, так как большинство производителей фотоаппаратов, в том числе расположенные в континентальной Европе и Азии, уже давно перешли на маркировку техники в дюймах.
* Исключением из этого правила остается обозначение фокусного расстояния объектива в миллиметрах.
Позитивным результатом развития систем стало то, что уже в течении долгого времени задники делаются таким образом, чтобы принимать кассеты родственных стандартов.
Таким образом, кассеты 4х5 и 9х12 имеют одинаковые внешние размеры, в связи с чем они могут быть использованы как в фотоаппаратах, маркированных 4х5, так и 9х12. Данное правило действует в отношении форматов 5х7 и 13х18, 8х10 и 18х24.
(автор изображения -
Junjie Tang used under
CC BY)
Люди часто задаются вопросом, с какого формата начать погружение в большой формат.
Каждый выбирает ношу по себе, но есть несколько основных моментов, которые нужно принимать во внимание:
1. Распространенность
На рынке наиболее широко представлены камеры формата 4х5, менее популярны - формата 8х10, а формат 5х7, к сожалению, встречается сравнительно редко.
2. Расходы
Тут все очевидно: чем больше размер пленки, тем дороже будет стоить один кадр.
Например, кадр 5х7 обходится примерно в 1.5 раза дороже кадра формата 4х5.
Стоимость кадра 8х10 в 2.6 раза превышает стоимость кадра 5x7, и в 3,3 раза кадра 4х5.
3. Размеры и вес
Для фотографа большого формата размеры и вес техники имеют существенное значение.
Размер фотоаппарата зависит от размера кадра, так как задний стандарт должен быть размером не меньшим, чем кассета, которая в него вставляется. Таким образом, если сравнивать камеры одной и той же конструкции, то камера формата 5х7 будет больше по размеру камеры 4х5 - в 1,75 раз, а камера формата 8х10 больше 4х5 - в 4 раза.
Конечно, мерить размер фотоаппарата по размеру заднего стандарта - не самый точный подход, но в целом он позволяет понять масштаб проблем, которые могут возникнуть при покупке камер большого формата.
Проблемы по большей части связаны с тем, что покупая фотоаппарат большого формата, фотограф чаще всего не бывает готов к небольшим трудностям, с ним связанным.
Fotografia de gran formato, 20x25 (8x10"), large format photography from
Ledicia Audiovisual on
Vimeo.
Многие, годами мечтая о большом формате, сразу покупают себе фотоаппарат 8х10, и сильно разочаровываются в нем, так как только купив, понимают, что не могут его таскать на себе. В итоге у таких владельцев громоздкие фотоаппараты пылятся на полке или тихо оккупируют штатив в углу.
По этой причине желательно заранее понимать, что и где вы будете снимать, до покупки фотоаппарата формата 8х10. Если такого понимания нет, то лучше приобрести фотоаппарат формата 4х5, который можно легко переносить в рюкзаке или небольшой сумке.
4. Удобство
Значение удобства конструкции фотоаппарата для получения удовольствия от съемки трудно переоценить.
Существуют два основных типа конструкции форматных камер:
а) полевые (дорожные) фотоаппараты (field cameras)
(автор изображения -
Tom Hart used under
CC BY)
б) карданные фотоаппараты (monorail cameras).
(автор изображения -
Eusebius@Commons used under
CC BY)
* Существуют также павильонные фотоаппараты, которые размещаются не на штативах, а на столах-подставках, но широко данные конструкции в большом формате не применяются, а целесообразность их применения возникает только в монструозных ультра-больших форматах (11х14, 14х17 и т.д.)
Пусть вас не смущают исторические названия: карданные фотоаппараты также часто используют на пленэре, как и полевые, а в случае съемки архитектуры они даже более предпочтительны.
Если не вдаваться в технические подробности, то главное различие между конструкциями полевых и карданных камер пролегает в удобстве:
- полевые фотоаппараты удобны в транспортировке, так как относительно быстро складываются по принципу трансформера в коробку с ручкой, которую легко переносить. Тем не менее, они менее удобны карданных при фотографировании с большим количеством подвижек.
- карданные фотоаппараты более удобны для съемки с активным использованием подвижек, чем полевые, но они требуют больше времени и сил для сборки/разборки.
5. Мультиформатность
Мультиформатность - это не фактор, который позволяет определить подходящий формат, а техническая возможность снимать одним фотоаппаратом на несколько форматов.
Мультиформатность полевой камеры достигается тем, что в нее можно поставить задник меньшего формата (например задник 4х5 в камеру 5х7 или 8х10), но тогда в работе придется испытывать все неудобства (вес и размеры) фотоаппарата большего формата.
Мультиформатность модульных карданных камер позволяет для перехода на другой формат быстро поменять заднюю рамку и меха, что снижает размеры и вес фотоаппарата и увеличивает удобство его использования и транспортировки.
Разговор о существующих форматах неизбежно приведет к вопросу:
Так фотоаппарат с каким размером пленки лучше выбрать?
Ответ довольно прост, если посмотреть на виды пленки, которые сейчас производятся.
(автор изображения -
Leo Smith Photos / gaucho74's used under
CC BY)
Черно-белая пленка производится во всех основных размерах, как для континентальной, так и англосаксонской системы.
Однако, цветная пленка (и позитив, и негатив) официально режется и фасуется только в размерах: 4х5 и 8х10.
По этой причине для максимального разнообразия (съемки черно-белых и цветных изображений) желательно приобрести камеру, способную использовать кассеты под пленку 4х5 или 8х10.
Впрочем, это не является непреодолимым препятствием для энтузиаста: при желании можно самостоятельно разрезать листы пленки под нужный размер.
Так, например, компанией Shen Hao производятся фотоаппараты и кассеты под формат 5х8, пленка для которого официально не производится. Лист размера 5х8 получается, если самостоятельно разрезать лист пленки 8х10 пополам.
Если попытаться сформулировать простой совет для желающего погрузиться в большой формат, то наиболее выигрышным в художественном и экономическом плане станет покупка легкой дорожной камеры формата 5х7, для которой можно купить (или самостоятельно адаптировать) задник под кассеты 4х5.
Этот комплект позволит снимать как на черно-белую, так и цветную пленку двух основных систем, а также существенно сэкономит деньги и продлит интерес к большому формату.
Если такой универсальной камеры на примете не будет, можно смело брать фотоаппарат формата 4х5.
При этом можно и нужно рассматривать вариант покупки не только полевой, но и карданной камеры, которые на вторичном рынке часто продаются в гораздо лучшем состоянии и за меньшие деньги, чем полевые. Недостатком такого выбора будет разве что необходимость учиться быстро и аккуратно паковать камеру и принадлежности в случае выездных съемок.
Другие материалы по теме:
-
Oleg "JurassicParkCamera" Moiseyenko - 4x5 или 8x10? (хорошая статья, но советы по поводу объективов довольно спорные)