19 книг, которые должен прочитать каждый менеджер

Apr 13, 2015 17:09



Этот пост публикуется каждый год в апреле. Если за год появились книги, достойные попасть в этот список, они туда попадают. Некоторые могут его покинуть - все течет, все меняется, в том числе отношение к прочитанному.

Важно: если менеджер ничего не делает, а только книжки читает, то это читатель, а не менеджер. Именно поэтому почти все книжки в этом списке или квинтэссенция чьего-то успешного опыта, или работающий инструмент для его приобретения. Или и то, и другое.






1. Марк Розин «Успех без стратегии».
Есть два подхода к управлению, считает автор. Первый - стратегический, второй - оппортунистический. По сути, это противопоставление сиюмитного выигрыша, малой победы и достижения большой цели в отдаленном будущем. От того, какой принцип исповедует руководитель, зависит то, как управляется и развивается компания (или ее часть). Гибкий подход против жесткого планирования, тактика против стратегии. Блестящая книга, провоцирующая читателя на новые идеи и внутреннюю полемику.




2. Джо Оуэн «Как управлять людьми. Способы воздействия на окружающих»
Как хорошо известно, менеджмент - умение достигать целей с помощью других людей. Именно о достижении своих целей чужими руками и рассказывается в книге. А еще о том, как взаимодействовать с людьми, как жить в корпоративной культуре и использовать ее в своих целях, как делегировать людям задачи и решать человеческие конфликты, как заручиться политической поддержкой могучих топов, как получить власть и что с ней потом делать. Стоит прочесть, даже если вы всю жизнь работаете в стартапе из двух человек.




3. Хью Маклаод «Игнорируй всех или Как стать креативным»
Такая книжка для менеджера - как глоток холодной воды в жаркий июльский полдень. Скажем, где-нибудь на Патриарших, чтобы не пить теплую "Абрикосовую". )) Такие книжки, конечно, нужны не только менеджерам, но им - особенно. А то сидят люди в офисе, и в головах мысли киснут. А тут - как в калейдоскоп смотришь. Она, я бы сказал, не про букву креативноости и свежих идей, а про их дух. И про то, как стать и быть состоявшимся человеком.




4. Джим Кемп «Сначала скажите «Нет»
Никакого win-win. Никаких партнеров на переговорах (только противники). Никаких компромиссов. Ну и, конечно, сначала сказать «нет». На самом деле, за такой технологией, кажущейся скандальной и резкой, скрывается доброжелательное умение отстаивать свои интересы, давая возможности противнику отстаивать свои (он ведь тоже должен прочесть эту книгу).
Что такое «бюджет переговоров» и как его тратить? Как обращаться к миру противника и как дать ему чувствовать себя «в порядке»? Почему нужда - плохой внутренний аргумент? Книга - просто кладезь полезных советов.
И еще. В отличие от подавляющего числа книг по переговорам, эта книга действительно работает - многократно проверено на личном опыте.




5. Гэвин Кеннеди «Договориться можно обо всем»
Напомню: результат переговоров, как правило, легко измерить - в деньгах. Так вот это - еще одна работающая книга по ведению переговоров. Один из огромных плюсов книги в том, что она разрушает привычное, обывательское видение переговорного процесса, причем с первого практического задания. А заданий в книге очень много, и читатель постоянно ловит себя на том, что старается решить проблему способами, привычными для него, но абсолютно неверными с точки зрения переговорной науки. К концу книги сознание переворачивается, и с удовольствием замечаешь, что получается применять новые знания в повседневной жизни.
Прочитав эту книгу и предыдущую из списка, можно про переговоры вообще больше ничего в жизни не читать.




6. Том Демарко «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды»
Вообще-то, это книга про управление проектами, да еще написанная людьми из мира разработки софта. Но книга настолько хороша, что обязательна к прочтению менеджерам всех уровней из любой отрасли. Книга, как хороший коктейль, в ней хорошо взболтаны, но не смешаны реальные истории и правильная теория. Вкусно и по мозгам хорошо дает. У Демарко, конечно, и другие отличные книги есть, но эта - лучшая.




7. Джим Коллинз «От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет»
Это не просто очередная книга про управление - это серьезное исследование. Но совершенно не скучное. Книга про то, как превратить средненькую компанию в великую. На мой взгляд, даже если читатель превратит средний отдел в хороший - уже круто. К счастью, идеи книги легко масштабируются.
Как правильно понимать роль технологий, что такое «концепция ежа» и зачем она нужна, почему важна культура дисциплины и зачем нам знать о парадоксе Стокдейла? Почитайте, не пожалеете.




8. Яна Франк «Муза и чудовище»
Да выбросьте вы все эти GTD, а заодно все, что написал г-н Архангельский. В своей книге Яна Франк, человек с непростой судьбой и несгибаемой волей рассказывает как управлять своим временем. Я и сам использую ее изумительно простую и эффективную систему. Именно такой и должна быть лучшая книга по тайм-менеджменту.




9. Фергус О’Коннел «Как успешно руководить проектами. Серебряная пуля»
Одна из лучших книг по управлению проектами. Всегда рекомендую ее как первую книгу по проектам на своих тренингах, но интересно будет почитать и опытным менеджерам. Книга дает, в первую очередь, представление и, что важнее, чувство того, что же такое проект и как им управлять, почему важны цели, на какие параметры проекта стоит обратить внимание, как правильно планировать и почему так классно быть ленивым руководителем проектов.




10. Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения»
Вечнозеленая классика, про которую почти все слышали, но не все читали. Такие книжки позволяют подняться над географией, отраслью и по-новому посмотреть на свою работу и подходы к ней. К моему удивлению, спустя почти сто лет, большинство идей Форда актуальны.




11. Ли Якокка «Карьера менеджера»
Великий автомобильный менеджер, рассказавший о своей судьбе и работе. О такой карьере, как у него, большинство наемных менеджеров и мечтать не смеют. На долю Якокки выпало столько кризисов и глобальных проблем, что дух захватывает. И можно поучиться у настоящего профи, а не у какого-нибудь дутого «коуча». Да и люди с предпринимательской жилкой найдут для себя в книге немало интересного.




12. Ицхак Адизес «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует»
Автор - признанный классик в области теории и практики управления. В частности, именно ему принадлежит идея о жизненном цикле корпорации. В этой же книге анализируются качества, необходимые менеджеру для успешной работы. И делаются интересные выводы, о которых стоит задуматься.



13. Георгий Щедровицкий «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология»
Бесподобная книга отечественного методолога о том, как воспитать в себе управленца, научиться мыслить по-менеджерски. Написано по курсу лекций, прочитанных автором для руководителей в области атомной промышленности. Это не книга-инструкция, но это отличный стимул для нас думать, развиваться и расти как менеджеры.



14. Дэн Кеннеди «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат»
Автор проповедует жесткий менеджмент, суть которого состоит в создании таких рабочих условий, которые бы максимально препятствовали человеку проявлять его наихудшие качества. Никаких личных дел в оплачиваемое рабочее время. Никаких личных телефонных звонков. Никаких ресурсов компании для личных нужд (кто хоть раз не ксерокопировал паспорт или не распечатывал интересную статью из интернета на принтере компании?). Никакого интернета за рамками служебной необходимости. Никаких перекуров. И т.д. "Создавайте хорошие рабочие места, чтобы больше требовать от работников (и быстрее их увольнять)", - говорит автор. Книга должна лежать на столе у каждого предпринимателя (особенно в России, особенно начинающего), в бизнесе которого есть хотя бы один наемный сотрудник. Не обязательно слепо следовать всем рекомендациям автора, конечно.



15. Алексей Каптерев «Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир»
Автору удалось то, что мало кому удавалось - простым и понятным языком рассказать, как сделать так, чтобы тебя слушали и слышали.
Он, как хороший шеф-повар, в гармоничных пропорциях смешал простые и эффективные практические рекомендации, теорию и философию презентации, добавил историй из личной практики и не забыл про специи - реальные презентационные кейсы. Они там на любой вкус - от общеизвестных презентаций, вроде выступления Барака Обамы, Билла Гейтса или Альберта Гора, до презентаций компаний-клиентов самого автора. Это не только книга о взаимоотношениях человека и слайда и даже не о взаимоотношениях человека и аудитории - это рассказ о том, как быть услышанным.



16. Павел Безручко «Без воды. Как писать предложения и отчеты для первых лиц»
Чем хороша книга? Во-первых, Павел долгое время работает в консалтинговой компании "Экопси" и прекрасно понимает, как необходимо консультанту умение сформулировать мысль, донести ее до клиента и вызвать у того правильную реакцию. Во-вторых, Павел не просто опытный консультант, но и сам "первое лицо" - он генеральный директор и управляющий партнер, он каждый день получает десятки деловых писем и не понаслышке знает, какой отчет полезен начальству, а какой вызовет раздражение. В-третьих, содержание книги полностью соответствует названию - "воды" там нет совсем, да и текста там меньше 200 страниц. При этом автору удалось соблюсти баланс между четкими и конкретными алгоритмами работы с информацией и увлекательным рассказом об особенностях первых лиц.
Может сложиться впечатление, что это книга только лишь о технологии подготовки документов. Вовсе нет! Это книга о том, как правильно подать информацию, получив от начальства нужную реакцию. Она о том, что не стоит рассматривать первых лиц как полумифических неведомых существ: топ-менеджер - это ваш рабочий инструмент, и мощным инструментом этим нужно уметь пользоваться.
Кстати, будет интересно и самим первым лицам - должны же они понимать, чего требовать от подчиненных.



17. Майкл Абрашофф «Это ваш корабль. Техники менеджмента от лучшего корабля ВМС США»
В возрасте 36 лет (самый молодой капитан на Тихоокеанском флоте) Абрашофф получил пост капитана военным кораблем Benfold и сразу столкнулся с рядом трудностей - моральный дух команды был на нуле, текучка кадров была удивительно высокой. Это, конечно, влияло и на показатели эффективности корабля. Став капитаном, Абрашофф решил сделать Benfold лучшим кораблем ВМС в кратчайшие сроки. Он начал с того, что лично познакомился со всеми членами экипажа корабля (310 человек) и пообщался с каждым из них (!) в своем кабинете. Многие из молодых членов экипажа никогда даже не бывали в командирском отсеке. Во время этой беседы Абрашофф интересовался мнением членов экипажа о хороших и плохих аспектах службы, записывал все, что можно улучшить, а потом почти сразу начинал реализовывать эти идеи. А еще он расспрашивал об их семьях, о том, почему они решили пойти на службу в военно-морской флот, каковы их планы относительно карьеры и учебы. Так просто - побеседовал с людьми. Так эффективно - показал, что каждый член команды действительно важен для командира корабля, и даже матрос может влиять на действия командира и жизнь на корабле.
А дальше был трудный путь к званию лучшего корабля флота и интересная история менеджера, которая точно заслуживает изучения.



18. Джим Коллинз «Великие по собственному выбору»
Несмотря на масштабность проблем, интересующих автора, - "Почему одни компании процветают, а другие гибнут?", "Что общего между величайшими компаниями и методами, которые применяют их менеджеры для управления?", "Как этим компаниям удается расти в условиях кризиса?", - книга будет интересна не только топ-менеджерам, но и управленцам всех уровней, любому, кто управляет людьми и проектами, и хочет делать это эффективно. Несмотря на то, что Коллинз тоже ошибается - некоторые из компаний, которые он называет великими, уже перестали существовать - идеи его, безусловно, заслуживают внимания.



19. Марк Леви «Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей»
Основная идея книги проста: написание текстов ("фрирайтинг" - "вольное писательство") не только позволит вам научиться писать, но и поможет справиться с тупиковой ситуацией, решить нетривиальную задачу или победить творческий кризис. С помощью фрирайтинга можно решать сложные бизнес-задачи, такие, где логика пасует, генерировать идеи, искать пути разрешения конфликтов. По сути, фрирайтинг напоминает мозговой штурм, только является индивидуальной техникой, не предполагающей подключения к работе других участников (но это не уменьшает ее полезности для менеджера). Это реально работает, и работает очень хорошо.

рекомендации, управление рисками, управление финансами, развитие, книги, управление изменениями, книжная полка, образование, чтение, управление проектами, разнообразие, рекомендую, управление закупками, менеджмент

Previous post Next post
Up