Продолжаем цикл статей «Знакомство с соционикой».
Предыдущие статьи можно почитать вот здесь 👇
Для тех, кто слышал слово "соционика", но не понимает, что это такое Чем может быть полезна соционика? Коротко об основных теоретических положениях соционики Знакомство с соционикой. Введение Знакомство с соционикой. Аспекты информации и психические функции В этой статье мы приступим к описанию соционических шкал оценки личности.
Вспомним, что всего для определения типа их 4, каждая с двумя полюсами.
Рациональность - Иррациональность
Экстраверсия - Интроверсия
Логика - Этика (рациональные функции)
Сенсорика - Интуиция (иррациональные функции)
Последние две, в свою очередь, могу быть экстравертными и интровертными, т.е. делятся еще на 2. Об этом написано в
предыдущей статье.
Каждого конкретного человека можно отнести к тому или иному полюсу каждой шкалы. Из комбинирования этих полюсов могут быть составлены 16 психотипов. Мы обязательно подойдем и к этому этапу типирования (определения типа человека).
Уже в процессе изучения шкал вы сможете начать оценивать свои личностные особенности по описанию ключевых характеристик и пробовать относить себя к одному из полюсов каждой отдельной шкалы. Впоследствии, когда будут рассмотрены все шкалы, мы приступим к «сборке» психотипа. Вот такой в общих чертах алгоритм практической части знакомства с соционическими шкалами.
Начтем сегодня со шкалы Логика - Этика.
Все люди различаются по направленности своего мышления. Одни хорошо разбираются во всём, что связано с человеком и отношениями между людьми. Их называют этиками. Другие более свободно ориентируются в устройстве материального мира, а также наук о мире. Это - логики.
Эту шкалу еще К.Г. Юнг определил в класс рациональных (оценочных) функций, т.е. и логика, и этика - это рациональные, оценочные по своей природе функции. Об этом подробнее будем рассматривать в другой статье.
Впоследствии было замечено, что рациональные функции определяют способ принятия решений: «мыслительные» (логические) типы в принятии решений ориентируются в первую очередь на правильность, целесообразность действий, а «чувствующие» (этические) - преимущественно на чувства и эмоции людей и на свои субъективные оценки происходящего с позиции «хорошо/плохо».
Таким образом, повторим еще раз: человек может быть либо этиком, либо логиком. Изначально в соционике принято, что промежуточного состояния не существует. И действительно, для типирования очень важно определиться с перевесом свойств в какую-то сторону, иначе определить тип будет невозможно. Но на практике сделать это бывает не очень просто. Если одни люди имеют очень ярко выраженные характеристики какого-то полюса, приближаясь к нему максимально близко (и, соответственно, отдаляясь от второго полюса), то некоторые, скажем так, приближаются к центру шкалы, находясь приблизительно на равном расстоянии от каждого полюса. Во втором случае определить доминирующую функцию бывает гораздо сложнее. О том, почему так происходит, как к этому относятся в соционике и психологии, как выходить из этого положения при самотипировании или типировании других людей, я рассказываю на своих занятиях по соционике, которые провожу.
Сейчас мы рассмотрим признаки функций логики и этики более детально.
Этик хорошо чувствует и понимает состояние другого человека: его настроение (приподнятое, угнетённое), чувства (любовь, гнев, антипатия), знает, что означают эмоции партнёра, творчески владеет своими собственными эмоциями. Этик видит, как относятся к нему и как складываются отношения между другими людьми. Всем этим вопросам придаёт первостепенное значение и не теряет к ним интереса, постоянно стремится к людям и не устаёт от общения с ними. Этик решает сложные проблемы человеческих взаимоотношений творчески и независимо, полагаясь в основном на собственное мнение [1].
Логик подобную независимость проявляет в других вопросах. Он - творческая личность во всём, что касается дела, деловой целесообразности, техники и технологии, знаний, построения систем, классификаций и иерархий. Логика интересует механизм явлений, порядок, который существует в природе и в обществе. В то же время логик старается избегать сложных в этическом плане ситуаций, так как считает, что человеческие страсти не несут конструктивного начала и являются помехой делу [1].
Надо сказать и о том, что этик обычно проявляет большой интерес к логическим вопросам. Он не творец в этой области, но стремится ее изучить и понять. Более того, свои логические знания он демонстрирует перед окружающими в первую очередь [1].
Логик, наоборот, при контакте с людьми часто изображает этическую роль. Он изучает нормы и правила межчеловеческих отношений, осторожно исследует эту область, всё более расширяя круг своих познаний. Однако, если этическая ситуация не укладывается в рамки освоенных норм, логик теряется и не знает, как себя вести [1].
Вот что пишет о характеристики логических и этических типов А. Аугустинавичюте [2] 👇
Этические не уверены, что они могут сделать что-то объективно ценное, а логические не знают, что они собой представляют в глазах других людей, какие права на них имеют. Логический свою нужность людям показывает делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам. Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с ними отношения, манипулировать их чувствами и эмоциями, не сомневается в своих правах на них. И постоянно не уверен в своих собственных силах и способностях.
Логические часто удивляются несамостоятельности этических, когда нужно решать объективные задачи, этические - тому, как первые не умеют пользоваться людьми, не понимают своего влияния на них.
Очень важным отличием логических от этических является то, что логические обычно доказывают свою правоту, а этические - уговаривают, им нетрудно и попросить. Логические ни уговаривать, ни просить не умеют, а на уговоры поддаются легче.
Обещаниям логических можно верить больше, чем обещаниям этических. Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдержать свое слово, а если не могут, говорят заранее, чтобы «не обмануть человека». Этическому не так важно не обмануть человека, как не испортить с ним отношений, поэтому он часто обещает не то, что сможет выполнит, а то, что от него, как от «хорошего человека» другие ожидают. Он не чувствует себя лгуном, а лишь осторожным дипломатом.
Хорошо подходят для самооценки характерные для каждой отдельной функций понятия, несущие преимущественно логический или этический аспект информации. Например, вот в виде дихотомий [3] 👇
И еще характерные слова по этой шкале [3] 👇
Для логики: система, анализ, измерение, параметр, технология, функция, грамотный, теория, гипотеза, структура, практичность, инструкция, постановление, конституция, хартия, классификация, реестр, критерий, презумпция, априори/апостериори, закономерность, обеспечение, инструмент, рациональность, модель, синтез, график, формула, принцип, схема, адекватность, прагматика.
Для этики: замечательный, потрясающий, симпатичный, дикий, отвратительный, безобразный, жуткий, впечатление, настроение, обида, щедрость, энтузиазм, переживание, чуткость, робость, контактность, стеснительность, наглость, вражда, ненависть, восторг, зависть, запальчивость, протест, откровенность, восхищение, вздор, обаяние, эмпатия, страсть, предупредительность, очарование.
При самом первом приближении легко можно определить только тех, кто имеют очень ярко выраженные признаки логики или этики.
Читая разные признаки и характеристики, даже просто понятия, отмечайте себе то, что вам созвучно, пусть даже этих признаков даже будет поровну и вы не сразу сможете определиться с доминирующей функцией. С каждым новым витком изучения вы сможете более детально рассмотреть функции и их проявления.
В следующий раз рассмотрим каждый вид логики и этики отдельно.
Источники:
1. Слинько О. Ключ к сердцу - соционика.
2. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека.
3. Прокофьева Т. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений.