https://godliteratury.ru/articles/2016/02/27/pochemu-shkolniki-otkazyvayutsya-chitat Сегодня очень многих родителей волнует вопрос о том, как относиться к «тяжелым» книгам и фильмам в жизни ребенка. Как определить, нужно ли это ребенку? Подходят ли произведения по возрасту? Не оставят ли эти произведения негативных последствий, т.е. излишне тягостных переживаний? Сможет ли ребенок правильно понять произведение и не навредит ли ему непонимание или неправильное понимание? и т.п.
Сейчас родители очень чутко относятся к таким вопросам в отношении своих детей. Причину этого можно увидеть и в нашем детоцентрическом обществе, в излишней сконцентрированности общества на проблеме «детских обид», а также в ценностном кризисе общества, который препятствует развитию личностной устойчивости и целостной картины мира, особенно в детском возрасте, в обилии литературы и кинопроизведений очень низкого качества и т.д. и т.п. Здесь можно рассуждать и дальше, но мы не будем. Это отступление было необходимо для общего понимания контекста постановки нашей задачи.
Не будем сейчас искать решение этих глобальных условий развития современного ребенка, а рассмотрим вопрос только с точки зрения того, как относится родителям к тяжелым произведениям в жизни их ребенка, как понять и разобраться в том, что волнует взрослого и как это волнение снять.
Рассмотрим некоторые самые общие грани этого вопроса.
Что подразумевается под «тяжелым» произведением?
Его определять можно по-разному, как и иметь разную внутреннюю градацию этой «тяжести». Тяжелыми ведь можно считать и многие детские сказки, тот же «Колобок», а есть и более «зверские» сказочные сюжеты.
У некоторых маленьких детей, кстати, есть против таких сказок свой детский протест. Они часто выступают против финала, который им не нравится, самостоятельно заменяя его на более счастливый. Такие дети, пересказывая того же «Колобка» говорят, что Лиса его не съела, а Колобок успел убежать. Это так у ребенка срабатывает защитный механизм.
Таким образом, произведение можно назвать «тяжелым», если он вызывает эмоции из «неприятной» части спектра - грусть, страх, огорчение... Иногда таких впечатлений от прочитанного или увиденного у человека слишком много или они настолько сильны, что человек не находит способа их уменьшить. Эти чувства начинают чрезмерно тяготить. Например, такие эмоциональные состояния, как отчаяние, уныние, состояния депрессивного характера я бы отнесла уже к крайним проявлениям таких эмоций, свидетельствующих о деструктивном течении восприятия. Такого, безусловно, допускать нельзя.
Тяжелое восприятие произведения возникает из-за актуализации внутренних противоречий.
Степень тяжести эмоционального восприятия можно соотнести с тем, насколько важное противоречие (и какое их количество) затронула та или иная тема, а также тем, насколько человек способен самостоятельно это противоречие решить, преодолеть, убрать. Вот, собственно, с этими противоречиями личность и работает при знакомстве с тяжелыми сюжетами книг, фильмов.
Безусловно, вызывать или даже создавать эти противоречия ради самого их (дискомфортного для человека) появления - совершенно негуманно, ни в отношении ребенка, ни в отношении взрослого. Разве что с надеждой на естественный запуск личностного роста, который как раз и заключается в способности решения внутренних противоречий. Но я имею ввиду то, что не надо превращать процесс такого роста в садизм и мазохизм.
Как снимаются эти противоречия? Пониманием и принятием, которые помогают выйти на позитивный взгляд в любой ситуации. Поэтому 👇
Самое главное в восприятии ребенком тяжелых произведений - это дальнейшее или параллельное его обсуждение со взрослым.
Это относится к абсолютно любому произведению, но особенно актуально если это мультфильм или фильм. Тем более, что и дети, и взрослые привыкли сейчас в очень интенсивному потоку информации в таком виде, когда на ее обработку совершенно не хватает времени. И вот тогда неприятные переживания становятся действительно тяжелыми, негативный эмоциональный фон не находит конструктивного выхода и решения и оседает - создает неприятный осадок.
Психологи в один голос советуют обязательно обсуждать с ребенком все, что он смотрит! Особенно в дошкольном возрасте. В младшем школьном (даже уже в старшем дошкольном) возрасте ребенок, обученный к осмысливанию того, что он слышит, читает, смотрит, будет уже сам создавать осознанный запрос на обсуждение и самостоятельный или совместный со взрослым анализ того, что ему непонятно, что вызывает в нем противоречия.
Эмоциональный интеллект.
Сегодня это очень модное и популярное понятие. Ни у кого не возникает сомнения в его ценности для развития личности. Так вот, где же еще ему развиваться, как не в проживании широкого спектра эмоций и его последующим осмыслением и осознанием, встраиванием нового опыта в свою картину мира. В этом осмысливании, особенно это касается тяжелых книг и фильмов, ребенку и нужна помощь взрослого.
Есть дети (и взрослые), у которых изначально лучше развиты качества, приписываемые эмоциональному интеллекту. В соционических терминах - это этические типы. Такие дети могут быть как более чувствительны и восприимчивы к тяжелым книгам и фильмам, так и более способны к психологическому анализу создаваемых произведением эмоций и переживаний, как своих, так и персонажей.
На самом деле, это огромная отдельная тема, ведь с помощью соционики очень многое в анализируемом вопросе не только достаточно подробно объясняется, но и предлагаются очень конкретные рекомендации для детей разных психотипов.
Социальный интеллект.
Кроме понятия эмоционального интеллекта, есть еще понятие «социальный интеллект». В самых общих чертах это способность разбираться в тонкостях взаимодействия людей между собой и находить наиболее благоприятные и эффективные пути такого взаимодействия.
Если «эмоциональный интеллект» понятие сегодня очень раскрученное, то социальному интеллекту уделяется гораздо меньше внимания, а ведь без этих способностей решить внутренние задачи как минимум очень сложно, если не сказать - невозможно. Ведь внутренние, эмоциональные задачи, как возникают, так и решаются в пространстве взаимодействия человека в другими людьми и отношения к ним.
Поэтому восприятие ребенком тяжелых сюжетов необходимо обсуждать и в этом ключе тоже, а не только в контексте осознания самих эмоций. Т.е. уделять внимание построению отношений, анализу трудностей разных персонажей на этом пути, обсуждению их мотивации, других возможных линий отношений.
Какие-то дети, опять же, имеют более развитые эти способности, такие психотипы называют социалами. Эти дети гораздо раньше других могут адекватно понимать особенности отношений в социуме, видеть так называемые взрослые социальные игры, могут понять суть предательства, обмана, манипуляций. Другим детям в том же возрасте, но принадлежащим к другим типа, намного сложнее дается это понимание, они часто выглядят гораздо более наивными в социальных вопросах и им нужно больше помощи.
И еще раз про разные психотипы детей.
В восприятии тяжелых произведений можно условно выделить два полюса типов: дети слишком чувствительны к интенсивным эмоциями, с одной стороны, и наоборот - дети, которые заметно огрублены в таких переживаниях.
Первым чаще необходима дополнительная поддержка, но и они обычно дают понять, что им не нравятся определенные рассказы и фильмы, сами отказываются от чтения и просмотра. Подталкивать их к тому, что им дается тяжело, не нужно. Важно научить самостоятельно справляться в излишней эмоциональностью, иногда даже учить их огрублению - т.е. способности менее чутко реагировать на некоторые вещи, снимать внутреннее напряжение, например, объяснением и переобозначением разных ситуаций. Эту способность, несмотря на психофизиологическую предрасположенность к высокой чувствительности, все-таки можно развивать.
А вторым детям наоборот - можно предлагать побольше такого чтения и просмотра, больше обсуждать, пробуждать в них чувства и объяснять их. Такие дети и сами относятся к этому проще, часто даже тянутся к произведениям, вызывающим сильные эмоции разного спектра.
Я в конце дам ссылку на отзывы подростков к «тяжелым» книгам. Посмотрите, как восприятие некоторых детей зависит от описанных здесь типов. В подростковом возрасте дети уже отлично осознают такие особенности своей личности.
Возраст.
Когда мы говорили о детских сказках, то стало понятно, что эмоционально тяжелыми могут быть даже самое первое детское чтение, что очень зависит от самого ребенка, его типа личности. Т.е. тяжелые произведения начинают входить в детскую жизнь достаточно рано. Со временем только меняется их тематика, жанры, количество.
Как понять, подходят ли определенные темы и жанры? Здесь все очень индивидуально.
Читайте и смотрите с детьми в первую очередь то, что вам самим нравится! Обсуждайте вместе, делитесь впечатлениями! Если видите, что ребенку сложно даются определенные темы, можете поставить себе задачу помочь ему справится с этими вопросами, расширив взгляд и понимание того, что пугает, вызывает грусть, огорчение. Но! Только если ребенок сам этого захочет и в той форме, в которой он это захочет делать - это могут быть обсуждения не только самих книг и фильмов, но самых обыденных жизненных ситуаций, в которых отражаются такие же проблемы и психологические особенности прочитанного/увиденного.
Старайтесь избегать двух крайностей - как искусственного ограничения круга интересов в чтении и просмотре ребенка в страхе о его чувствах и гиперопеке о них, так и навязывании своих взглядов интересов, принуждении, особенно что касается сложных и эмоционально тяжелых произведений.
Когда целенаправленно вводить такие чтения и просмотры с детьми? Вполне можно начинать читать и обсуждать психологически сложные, этико-социальные произведения с ребенком уже старшего дошкольного возраста, т.е. с 5-7 лет, конечно с учетом интересов семьи, ребенка, его психотипа и способности понять развиваемую тему и сюжетную линию, ведь в одном и том же возрасте разные дети имеют очень разные границы интересов, порога чувствительности и способности к пониманию.
Младшие школьники могут подключаться к осмыслению и анализу еще более сложных произведений и смыслов, например, военных тем.
Подросткам уже можно ставить задачи полностью самостоятельного выбора и анализа эмоционально сложных и тяжелых произведений. Последующий обмен впечатлениями со взрослыми, обсуждение, безусловно, будет только на пользу развитию личности подростка.
Отдельно стоит коснуться двух видов тяжелых произведений. Они составляют собой два полюса разного рода качества таких произведений.
1. Произведения с военной тематикой, в первую очередь произведения о ВОВ.
Именно в отношении таких произведений чаще всего рождаются у родителей вопросы об уместности их в детском возрасте.
Я полностью поддерживаю эту тематику в детской литературе и кинематографе, когда она ставит себе целью воспитание высокодуховных ценностей, передачу исторической памяти, и не переходит просто в разряд ужасов. Кстати о них. Ужасы вообще не отношу к обсуждаемому вопросу. Они имеют мало общего с развитием личности, используются часто в тактических целях - то, что называется «пощекотать нервы». Потребность в этом тоже имеет свою особую природу. Поэтому эту тему я не развивала.
Другими словами, военные сюжеты в литературе и кино, даже трагические и драматические, обычно несут в себе значимые и ценные смыслы. Это один вид произведений.
2. Для второго типа книг и фильмов, о которых я хочу сказать, есть определение - «бессмысленно и беспощадно».
Т.е. кроме потери разума, разрушения личности, жизни, позитивных смыслов, провоцировании депрессивных состояний в таких произведениях больше ничего нет, ценные смыслы отсутствуют.
Вот такую литературу и кино я категорически не рекомендую ни детям, ни взрослым. К сожалению, определить это иногда можно только после прочтения или просмотра! Вот тут родительский «фильтр» более чем уместен.
Честно говоря, есть еще один вид произведений - искажающий ценные смысли. Но это настолько большая и тонкая тема, что о ней надо говорить отдельно.
Ну и какой хотелось бы сделать вывод.
Нужно ли читать, смотреть, рекомендовать детям тяжелые произведения?
Я бы сказала - безусловно! По крайней мере искусственно ограждать детей от этого уж точно не нужно. Точно также как не надо их к этому принуждать и чрезмерно навязывать.
Главное, что называется, дОлжная психогигиена - учет интересов ребенка, его возраста, обязательное взрослое сопровождение в виде обсуждения/объяснения, учет психотипа ребенка, только в ненасильственная парадигма! Ну и конечно, не стоит возводить эту тему в Абсолют. НИКОГДА или ВСЕГДА. Во всем необходим умеренный подход.
Из всех моих рассуждений, наверное, стало понятно, что на все поставленные в самом начале вопросы, в каждом конкретном случае родителю так или иначе придется отвечать самому. Надеюсь, что проанализированные грани этого вопроса, позволят посмотреть на него чуть более объемно, учесть разные нюансы и обрести для себя понимание того, как к этому вопросу вам лучше относится в отношении собственных детей в вашей семье.
И напоследок две ссылки.
Здесь можете почитать отзывы подростков о тяжелых книгах, как они их воспринимают, как способны уже самостоятельно работать с собственной личностью при чтении таких книг и принимать решение, читать их дальше или нет.
Рассуждения в этой статье получились достаточно общие, а
здесь можно почитать конкретный пример подхода к решению такого вопроса в форме анализа просмотра фильма «Летят журавли» с дочерью как раз в контексте восприятия ребенком почти 10 лет тяжелого и взрослого фильма, уместности и пользы/вреда от этого просмотра.