У дочки в школе (3 класс) готовили проект - небольшую постановку ко Дню Победы по мотивам фильма «Летят журавли». Поэтому детям и родителям было озвучено задание - посмотреть этот фильм, можно было также ознакомиться с ним частично или отрывками.
Решила совместить приятное с полезным и не только посмотреть вместе с дочерью фильм о войне, но и к 9 мая сделать небольшой психологический анализ этого просмотра. К 9 мая мы успели только посмотреть фильм, а до написания статьи руки дошли только сейчас.
Задумывалась эта запись в продолжение размышлений о 9 мая и о моем взгляде на просмотры тяжелых фильмов детьми 👇
С Днем Победы! Про тяжелые книги и фильмы для детей Поэтому повторять то, что уже там писала, не буду. Перейду сразу к анализу нашего просмотра.
Исходные данные: достаточно впечатлительная и эмоционально чувствительная девочка почти 10 лет и сложный взрослый фильм не только о войне, но и об отношениях мужчины и женщины, человека и общества...
Дочь с раннего детства привыкла смотреть фильм с родительским сопровождением, очень любит задавать вопросы, во время фильма обсуждать все, что ей интересно. Это, конечно, имеет и свою обратную сторону :) Очень сложно нормально расслабиться и просто смотреть кино, плюс ко всему дочь частенько злоупотребляет нашим вниманием и объяснениями и задает вопросы быстрее, чем подумает сама:))) Поэтому приходится делать остановки, уделять этому всему внимание, часто обращать внимание дочки на то, что ответ на ее вопрос лежит на поверхности и надо только немного подумать.
Вот приблизительно в такой атмосфере прошел наш просмотр. Он начался, как уже понятно, с вопросов. «А почему так назвали фильм?». «А почему они так тихо идут?». «А о чем это они говорят?»...
Причем самое интересное, что обсуждение моментов фильма, которые действительно сложно понять ребенку 10 лет и которые следовало бы проговорить, приходится инициировать самостоятельно, т.к. они часто просто проходят мимо и восприятие фильма теряет важное содержание.
Делаю это в основном с помощью вопросов: «Ты понимаешь, что происходит/о чем они говорят/почему он так поступил?». Дочь в таких случаях отвечает прямо: «Не очень понимаю/не понимаю». Часто приходится объяснять смысл очень контекстных вещей. Например, что такое «бронь» в контексте призыва, как разные люди относились в участию в войне на фронте и в тылу, как относились в обществе к ожиданию девушкой/женой солдата с войны и др..
Естественно, есть вопросы, которые я оставляю без подробных пояснений (если ребенок сам не спрашивает), зная, что ребенок еще не совсем готов или это его еще не интересует. В этом фильм это даже не отдельный эпизод, а практически вся драматическая линия главной героини. Ее пришлось обсудить только в общих чертах, но ребенку в этот раз было этого вполне достаточно.
Уверена, что дочь не поняла сцену с соблазнением/насилием, даже удивленно спрашивала потом: «Она что - вышла за него замуж? Зачем?». Дочь осталась на уровне понимания того, что Марк долго преследовал Веронику и наконец добился своего.
Сам эпизод с Вероникой и Марком остается до сих пор одним из самых спорных даже среди взрослых людей, поэтому погружаться в обсуждение этого момента очень сложно, он требует большой деликатности и обсуждения тонкостей не только психологических, но сексуальных отношений (а кроме этого еще и отношения общества того времени к этим вопросам). Вот здесь, действительно, необходима соответствующая возрастная готовность. Думаю, большинство детей, входящих в активную фазу полового созревания, годам к 13-15 вполне будут и заинтересованы, и готовы к такому обсуждению. Безусловно, будут те, кто созревают физиологически и психологически раньше остальных, есть те, кто позже. В нашем случае не думаю, что это будет раньше лет 13, но в любом случае форсировать обсуждение этих вопросов не стоит (как и долго замалчивать). Поэтому и тема женской верности, да еще и в комплексе с патриотическими чувствами, в этот раз в восприятии ребенка прошла по касательной.
Какие моменты впечатлили дочь больше всего 👇
Как Вероника догоняла Бориса, чтоб попрощаться, гибель родителей Вероники, как Марк подарил игрушку-белку другой женщине, а также эпизод в самом конце фильма, когда стало Веронике стало окончательно понятно, что Борис погиб.
Эпизод с несостоявшимся прощанием был воспринят очень эмоционально, но ничего непонятного или противоречивого в душе дочери не вызвал. Его мы не обсуждали, только эмоционально переглядывались:)
После эпизода с гибелью родителей главной героини мы даже делали паузу, чтоб поговорить об этом. Дочь очень чувствительна к теме потери ребенком родителей. Спрашивала, почему же они не пошли в убежище? Я сделала акцент на словах матери о том, что она спокойна за Веронику и для нее это самое главное, на том, что она хотела остаться с мужем. Дочь после некоторых размышлений сказала: «Надо было бросать эту работу, хоть это и важно! Неужели это важнее близких людей?!». Вот такое решение внутреннего противоречия для себя она нашла. Конечно, со взгляда взрослого человека здесь еще много других граней, но это обязательно еще придет с возрастом и жизненным опытом, может быть даже заставит некоторые взгляды пересмотреть. На это есть уникальный жизненный путь каждого отдельного человека. А сейчас этот вывод позволил ребенку снять собственное внутреннее противоречие и пойти дальше, не оставив в душе мучающую его рану.
Эпизод о том, как Марк подарил игрушку Веронике другой женщине тоже сильно впечатлил дочь, после чего по Марку был вынесен окончательных вердикт, что он «настоящая свинья!». Дочь испытала огромное облегчение, когда Вероника все-таки забрала игрушку, прочла записку и еще и дала Марку пощечину : «Какая Белка молодец, что отобрала записку и ударила Марка!» (ролевая волевая сенсорика:)).
Самый последний эпизод очень сильно впечатлил дочь, она до самого последнего момента говорила о том, что Борис скорее всего остался жив, что он тоже приедет, несмотря на мои намеки. Финал фильма ее очень огорчил и даже возмутил! Таким путем человек тоже очень часто переживает грусть - находя выход тяжелым переживаниям в эмоциях гнева, которые легче выпустить наружу, как пар.
От избытка неприятных эмоций дочь сказала, что их (детей в школе) просто мучают просмотром таких фильмов! :)
Что здесь я со своей стороны могла еще сделать. В нашем обсуждении я обратила внимание на то, как героиня приняла это трагическое событие, мы вспомнили о мальчике Боре, которого она нашла и, судя по всему, воспитывала. Я спросила дочь: «Как ты думаешь, она дальше проживет счастливую жизнь? Почему?». Дочь в итоге решила занять все-таки оптимистичную позицию, и мы в позитивном ключе обсудили, как дальше может сложится ее жизнь, обсудили эту личную трагедию героев как последствия войны и сколько таких разрушенных жизней было. Таким образом эмоции, которые могли долго тяготить ребенка, были направлены в конструктивное русло и было снято излишнее эмоциональное напряжение. Минут через 10 дочь уже рассуждала о том, чем поучительный был этот фильм и что в нем ей понравилось. К тому что понравилось относилось преимущественно личность главной героини и сопереживание ей, а на вопрос, что не понравилось, дочь ответила, что было слишком грустно.
Но самый главный вывод, который сделал ребенок, и с которым я полностью согласилась, заключался в следующем: «Этот фильм больше про Белку, чем про войну». Я уточнила: «Ваша постановка не совсем о том, о чем мы посмотрели?». Дочь: «Да, фильм - об одном, а постановка - о другом». Из чего я сделала вывод, что в постановке скорее всего использованы отдельно только образ летящих журавлей, драма расставания любящих молодых людей и гибель солдат на войне.
В общем, на мой взгляд, все это можно было сделать и без привязки к фильму, а просто с объяснением детям образа журавлей в отношении к Великой Отечественной Войне и вопросов расставания любящих людей в войну в самом общем ключе. Также полностью согласна с дочерью, что тема войны в фильме «Летят журавли» все-таки находится на втором плане по сравнению с линией главной героини и ее жизненного пути. Для обсуждения тематики ВОВ я бы выбрала другие фильмы для младших школьников, детей 7-10 лет. Из моих кратких описаний разных фильмов, дочь захотела посмотреть «А зори здесь тихие...». Обязательно в первые фильмы включу еще «В бой идут одни старики» (дочь видела отрывками) и «Судьба человека» (которую может сначала прочитаем). Если эта тема окажется интересна, то я обязательно продолжу такой формат обзоров наших просмотров с детьми сложных фильмов.