Теория психологических систем: семь законов психологии
©Леонард Уральский и Зульфия Халилова
С учетом теории психологических функций, индивидуального и коллективного бессознательного швейцарского психолога Карла Густава Юнга (ХХ в.), сформулировано семь базовых законов психологии, определяющих поведение психологических систем в инерциальном и неинерциальном психологическом пространстве, а также порядок инверсии главных осей психологических функций (признаков).
Ключевые слова: психологические функции, рациональное, иррациональное, логика, интуиция, R,S - хиральность, женственность и мужественность, инерциальное и неинерциальное психологическое пространство, психологическая система, модель L, инверсия психологических функций, индивидуальное и коллективное сознательное и бессознательное.
Ранее [1] было дано определение инерциальному психологическому пространству в пятимерном измерении в виде следующего описания:
http://leonardural.livejournal.com/7058.html. С целью идентификации психологических индивидов применим ортогональную систему координат для характеристики психологического пространства. Введение «кристаллографической системы осей» [2(c.602), 3] позволяет построить следующую визуальную модель (рис. 1).
Рис. 1. Ориентация типа личности в пятимерном пространстве психологических функ¬ций XYZL (R/S) (модель L):
Синяя стрелка - логико-интуитивный интроверт мужского типа LIIM «Систематик - Робеспьер» в R-конфигурации; красная стрелка - его полная дуальная пара: этико-сенсорный экстраверт женского типа ESEFS «Мадонна-Джоконда» в противоположной S-хиральности.
На оси X расположим рациональную ось, определяющую участие рассудительной деятельности индивида, включающую логическую функцию L в условно положительном направлении и этиче-скую функцию E в обратном направлении.
Иррациональная ось Y представлена условно положительным интуитивным I и условно отрицательным сенсорным S направлениями. Шкала верт¬ности, расположенная на оси Z, также имеет два направления: экстравертность Е в верхнем полупространстве, интровертность I - в нижнем.
Четвертую координату, характеризующую жизненную силу индивида, условимся обозначать цветом, причем красную (положительную) часть спектра выберем отвечающей за женственность F, а синюю (отрицательную) область примем за обозначение мужественности М.
Пятая психологическая координата отвечает взаимной ориентации осей в психологическом пространстве, так называемой хиральности - несовместимости со своим зеркальным отображением. За правовращающий R (Rectus - вправо) элемент примем вращение по часовой стрелке от логиче¬ского элемента L к интуитивному I элементу при наблюдении со стороны начала координат в сторону интровертности I. Вращение элемента в противоположную сторону указывает на его антипод S (Sinister - влево), его несовместимое с ним зеркальное отображение.
Хиральность проявляется при определении порядка ведущей и ведомой функций по отношению к ориентации индивида на других или на себя. Хиральность индивида может быть задана указанием порядка принадлежности к осям X и Y по отношению к оси Z, так как это реализо¬вано в юнговской модели делением индивидов на рациональный и иррациональный типы (X или Y, цифровые коды 1 или 2), логиков или этиков (+ или - на рациональной оси, цифровые коды 3 или 4), интуитов или сенсориков (+ или - на иррациональной оси, цифровые коды 5 или 6), экстравертов или интровертов (+ или - на оси вертности, коды 7 или 8). К описанным ранее элементам добавляются лишь функции жизненной силы: женской (красная часть спектра, +, код 0) или муж¬ской (синяя область спектра, - , код 9).
Особенностью инерциального психологического пространства является соблюдение трех основных законов психологии в этом пространстве психологических функций.
Итак, определение первого закона психологии:
Психологическое пространство называется инерциальным, если в этом пространстве психологических функций соблюдаются три основных закона психологии.
Первый закон психологии относится к закону сохранения и формулируется следующим образом.
Психологическая система сохранится в психологическом пространстве до тех пор, пока на него не воздействуют внешние или внутренние побудительные силы.
В реальной жизни, очевидно, больше подходит поговорка:
«Каким он был - таким остался!»
Для формулировки второго закона было введено понятие психологической массы М, которую было предложено оценивать путем использования общепринятой психологической классификации, предложенной еще в IV веке до нашей эры грече¬ским врачом Гиппократом. Он выделял четыре основных темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик, которые были основаны на различных динамических характеристиках эмоционального восприятия человеком окружающего мира, его аффективности по мере увеличения психологической массы.
Всем очевидно, что флегматика с его очень большой психологической массой очень трудно расшевелить, но уж если его разбудить и раззадорить, то его невозможно остановить!
А вот холерика будить не надо. Он сам первым может нанести противнику удар как боксер наилегчайшего веса, с опережением, так сказать.
Сангвиники испытывают переменный успех, как символ белой и черной полосы, а меланхолики с трудом переносят психологический удар, и весьма склонны к переживаниям. Часто не могут самостоятельно выбраться из трудной жизненной ситуации. Среди них более повышен риск к суицидам.
Так как поведение человека и его реакции вполне наблюдаемы, то подобная классификация успешно применяется для диагно¬стики темперамента человека, и по этой причине, сохраняется до сих пор. Однако предсказательная сила аффект¬ной классификации ограничивается ситуациями поведения человека при крайних и исключительных обстоятельствах (в состоянии аффекта). И отражает реакцию организма на психологическое воздействие. В общем виде второй закон психологии формулируется следующим образом.
Реакция психологической системы пропорциональна интенсивности воздействия на него, и обратно пропорциональна его психологической массе.
Третий закон психологии описывает поведение психологических систем при взаимодействии друг с другом и формулируется следующим образом.
Силы воздействия психологических систем друг на друга равны по величине и противоположны по направлению.
Этот закон легко поясняется ставшей популярной в политической жизни последнего времени поговоркой: «Действие равно противодействию».
Имеется довольно много полезных следствий, согласно которым можно отследить поведение психологических систем в инерциальном пространстве, где система координат либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно в определенном направлении.
Однако, согласно законам логики можно допустить, что само психологическое пространство может меняться с некоторым ускорением. Тогда, понятие неинерциального психологического пространства можно сформулировать следующим образом.
Неинерциальным психологическим пространством называется такое пространство, в котором не соблюдаются первые три основных закона психологии.
Следовательно, теперь неинерциальное психологическое пространство легко идентифицировать по несоблюдению основных законов психологии. Там, где не соблюдается хотя бы один из законов психологии, такое пространство будет по определению неинерциальным.
Тогда четвертый закон психологии формулируется следующим образом.
В неинерциальном психологическом пространстве может произойти инверсия психологической системы как минимум вдоль одной из осей, описывающих парные психологические функции.
Так, например, индивид с «женским» психотипом в критической ситуации превращается в свой антипод - «мужской» психотип:
http://leonardural.livejournal.com/16064.htmlЕсли при изменении ситуации до нормальной инерциальной системы психологический тип возвращается в исходное состояние, то такой переход называется обратимым переходом и характеризует устойчивость системы.
Если не происходит возвращения системы в исходное состояние, при снятии экстремальных нагрузок, то такая система называется неустойчивой, а процессы, протекающие в этом случае - необратимыми.
Вместе с тем, при формулировке первых четырех законов психологии не затрагивалась природа психологических функций или признаков, их происхождение, наследуемость и другие закономерности их проявления. Поступим согласно опыту построения генетических законов Менделем [Википедия: Методы и ход работы Менделя].
• Мендель изучал, как наследуются отдельные признаки.
• Мендель выбрал из всех признаков только фундаментальные или альтернативные - такие, которые имели у его сортов два чётко различающихся варианта (семена гороха либо гладкие, либо морщинистые; промежуточных вариантов не бывает). Такое сознательное сужение задачи исследования позволило чётко установить общие закономерности наследования.
Психогене́тика (греч. psychе - душа и греч. genesis - происхождение) - наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики [4,5]. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения» (behavioral genetics) [6]. Психогенетика - Википедия -ru.wikipedia.org/wiki/Психогенетика
Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются такие отрасли психогенетики как генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, генетика индивидуального развития [7], а также геномика поведения, изучающая влияние генетических эффектов на поведение и различные виды психопатологий [5].
Для изучения закономерностей наследования психологических характеристик мы выберем фундаментальные признаки в составе альтернативных пар, называемые Юнгом [Юнг, Карл Густав - Википедия] психологическими функциями. Тогда, Пятый закон психологии формулируется следующим образом:
Фундаментальные психологические признаки генетически обусловлены.
Отсюда следуют важные следствия.
Следствие 1. За каждый фундаментальный психологический признак ответственны определенные гены, а за всю психологический систему индивида - совокупность генов.
Следствие 2. Для чистых линий по психологическим признакам должны соблюдаться три основных закона Менделя: Закон единообразия гибридов первого поколения, Закон расщепления признаков и Закон независимого наследования признаков.
В современной [8] интерпретации Основные положения теории наследственности Менделя звучат следующим образом:
• За наследственные или фундаментальные психологические признаки отвечают дискретные (отдельные, не смешивающиеся) наследственные факторы - гены (термин «ген» предложен в 1909 г. В.Иоганнсеном)
• Каждый диплоидный организм содержит пару аллелей данного гена, отвечающих за данный фундаментальный психологический признак: один из них получен от отца, другой - от матери.
• Наследственные психологические признаки передаются потомкам через половые клетки.
Очевидно, что в неинерциальном психологическом пространстве за поведение индивида ответственны другие участки генома индивида. Тогда предложим следующую формулировку шестого закона психологии.
В неинерциальном психологическом пространстве активируются «рецессивные» гены, ответственные за альтернативные психологические признаки.
• Следствие 1. Доминирование альтернативных (прежде рецессивных) психологических парных признаков приводят к инверсии психологического типа индивида в неинерциальном психологическом пространстве.
• Следствие 2. Индивиды с инвертированными психологическими типами неустойчивы в инерциальном психологическом пространстве и возвращаются в исходное состояние с лидирующей ролью доминантных психологических признаков. Такие системы называются устойчивыми психологическими системами.
• Следствие 3. Неустойчивые психологические системы с инвертированными психологическими признаками не способны к самостоятельному возврату в исходное психологическое состояние при переходе в инерциальное психологическое пространство.
Неустойчивые психологические системы теряют способность к ориентации во времени, подвержены к рискам для жизни, требуют внешних усилий для установления их координации в психологическом пространстве и адекватной медицинской помощи, так называемой психиатрической помощи.
Психиатрия - Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Психиатрия.
Психиатри́я (нем. psychiatrie от греч. ψυχή - душа и греч. ιατρός - врач; греч. ιατρικός - врачебный, медицинский) - отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении [9], представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы.
Широкое признание получило предложенное немецким психиатром В. Гризингером (1845) определение психиатрии как учения о распознавании и лечении психических болезней [10]. По мнению ряда современных авторов, это определение «содержит самые существенные признаки этой медицинской дисциплины», [11] «точно формулирует стоящие перед психиатрией задачи», [12] если учесть, что: распознавание означает не только диагностику, но и исследование этиологии, патогенеза, течения и исхода психических расстройств. Лечение, помимо собственно терапии, включает в себя организацию психиатрической помощи, профилактику, реабилитацию и социальные аспекты психиатрии. (Обухов С.Г. Психиатрия / Под ред. Ю.А. Александровского. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. С. 8.)
Термин «психиатрия» предложен в 1803 г. немецким врачом Иоганном Кристианом Рейлем (нем. Johann Reil; 1759-1813) [13, 14] в его знаменитой книге «Рапсодии» (Rhapsodien. 1803, 2 изд. 1818), где, по характеристике Ю. В. Каннабиха, «изложены основы „настоящей психиатрии“, то есть (понимая это слово буквально) - лечения душевных болезней» [15].
Для формулировки 7-го закона психологии необходимо определиться о соответствии широко используемых понятий «инстинкты», «сознание», «душа», «дух», с категориями психологических функций и терминами «индивидуальное и коллективное бессознательное» (Бессознательное - Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/Бессознательное).
Так, мгновенная ответная инстинктивная реакция организма на внешний раздражитель однозначно описывается психологической категорией Юнга «Сенсорикой», обогащенной опытом как методом познания для высших животных, в том числе и человека.
Индивидуальное бессознательное передается психологической категорией «Интуицией» как мгновенной ответной реакцией организма, требующей мыслительной деятельности для распознавания сигнала раздражителя и адекватного ответа на его действие.
Понятие сознания в первую очередь характеризуется психологической функцией «Логикой», так как именно она, в отличие от «Этики» формируется как основа для обучения, сбора, переработки внешней и внутренней информации, идентификации элементов систем и определения связей между ними в том или ином пространстве, как метод познания самого себя и окружающего мира, СОбственно ЗНАНИЕ.
В отличие от логики, «Этика» характеризует поведение индивида «Как все», и на ранних стадиях развития индивида позволяет организму познавать мир «на автопилоте» с использованием семейной модели «Следуй за мной» как за «мамой-папой-братом-сестрой-семьей-прайдом-кланом…». Психологическая категория «Этики» устанавливает порядок взаимодействия между психологическими системами и определяет формы этих взаимодействий.
Ведущие психологические функции индивида активны в рабочем состоянии. Особый интерес представляет собой неактивные состояния индивида, такие как «Сон», «Спячка», «Кома», «Клиническая смерть».
Сон - наиболее распространенная форма покоя, необходимая для восстановления организма, особенно характерная для высших животных, обладающих функцией мозговой деятельности. В состоянии сна отключаются практически все ведущие психологические функции, которые требуют участие мозга, кроме одной, относящейся к категории «Интуиции». Именно интуитивные процессы продолжают работать, восстанавливая во сне картины прошлого, рисуя образы настоящего и предсказывая будущее. Так, например, хорошо известно воспоминания Д.И.Менделеева, что после многих лет мучительных исканий, Периодическая таблица в целом виде приснилась ему во сне.
Состояние сна характеризуется тем, что в процессы интуитивной деятельности организма не включаются элементы торможения на основе этических («этого никто раньше не видел и не слышал») или «заумных» логических построений («этого не может быть потому, что этого не может быть никогда»).
Седьмой закон психологии связан с состоянием души или психологическими процессами, происходящими внутри индивида, определяемыми индивидуальным бессознательным по Юнгу [3]. В случае индивидуального бессознательного процесс обработки информации протекает иным образом, отличающимся от обычного способа мышления в инерциальном психологическом пространстве, то есть в неинерциальном состоянии пребывает сам индивид.
Вхождение индивида в неинерциальное состояние осуществляется двумя возможными способами: под действием внешнего неинерциального психологического пространства извне или при участии внутренних сил самого индивида, в том числе и болезненных состояний и болезней самого индивида.
Так, например, логико-интуитивный интроверт в неинерциальном состоянии превращается в интуитивно-логического экстраверта, склонного к полету научной мысли: «Первооткрывателя - Эйнштейна». Данное состояние приведено подробно в Живом Журнале
http://psychological-s.livejournal.com/3169.html. Приведу лишь некоторые заключения из этого описания.
Во-первых, в бессознательное состояние люди входят по-разному: естественным образом или искусственным. В приведенной выше ссылке описан естественный способ. Он также осуществляется во сне. В качестве искусственного способа вхождения в бессознательное состояние можно привести состояние широко распространенного алкогольного или наркотического опьянения. В частично бессознательное состояние легко можно войти самостоятельно путем долгого раскачивания на качелях или длительного вращения вокруг себя, когда практически можно потерять контроль над собой, потерять равновесие и даже упасть. В этом случае человек сам создает Ускорение для внутреннего психологического состояния, собственное вихревое психологическое состояние, которое становится неинерциальным по отношению к внешнему инерциальному пространству.
В состоянии полного бессознательного состояния люди находятся во сне, естественной или искусственной коме.
Во-вторых, в бессознательном состоянии человек способен к получению, регистрации и обработке информации иным способом, чем это осуществляется в обычных условиях: отличается по скорости, объему и глубине переработки информации.
Так, если индивид в обычном состоянии в инерциальном пространстве обладает в качестве ведущей психологической функции - Логикой, то в бессознательном состоянии снимается торможение по логическому каналу. Теперь он получает способность получать и перерабатывать информацию по Интуитивному типу. Одновременно меняется и тип Вертности. Глубокий «Интроверт», в обычной жизни занимающийся индивидуально, становится «Экстравертом», обращается к внешним источникам информации, подключается к условному «Мировому Разуму», некоему прообразу современного Интернета.
Таким образом, в бессознательном состоянии происходит изменение порядка расположения главных психологических осей Х и Y на плоскости ХY, а также осуществляется инверсия двух альтернативных психологических функций, расположенных на оси Вертности. При этом следует отметить, что хиральность психологической системы сохраняется. То есть порядок вращения основных психологических функций от рационального к иррациональному в сторону интровертности [1], в описанном случае R (rectus - правый), не меняется.
Тогда, Седьмой закон психологии гласит следующим образом:
В неинерциальном (по определению Юнга в индивидуальном бессознательном) состоянии индивида под действием интенсивных внешних воздействий или внутренних источников возможно изменение порядка расположения ведущих функций на главных осях Х и Y психологического пространства XYZ, а также может происходить инверсия двух альтернативных психологических функций: интроверсии и экстраверсии.
В поэтическом или художественном плане можно также допустить, что в бессознательном состоянии проявляется некая «душа» индивида, которая условно «работает» вне обычного сознания.
Более глубокое «помешательство» происходит при проявлении природных биологических инстинктов, например, при оргазме, когда работают «сенсорные» ощущения партнера, а сознание бывает в «отключке» до такой степени, что «самцу» в это самое время и «смерть не страшна».
Индивидуальное сознательное и бессознательное находят полное отражение и при взаимодействии индивидов друг с другом с образованием социальных систем.
В случае коллективного сознательного люди, образуя связи, группируются в семьи, сообщества, «колхозы», партии по своим определенным целям и задачам.
Коллективное бессознательное определяется как совокупность неких «архетипов» по Юнгу, и отражает глубинные коллективные процессы передачи информации, передающиеся генетическим путем из поколения в поколение. В качестве типичных примеров можно привести «психологию» толпы, которая, невзирая на возможные потери, может смести любое заграждение, например, футбольными фанатами.
Это может быть и коллективный дух, пассионарность народа по Гумилеву [16](ru.wikipedia.org/wiki/Гумилёв,_Лев_Николаевич). Идеи, которые овладевают массами, способны победить фашизм или перестроить общество.
По замечательному высказыванию одного из участников Второй мировой войны, воевавшего на стороне Германии, и искавшего тот самый Русский дух после ранения и плена в течение десяти лет в России, звучал так: «Если в голову Россиянину придет какая-нибудь стоящая идея - он готов отдать за нее самое дорогое, свою жизнь».
В «коллективном бессознательном» состоянии общества или группы могут работать «архетипические инстинкты», выходящие за рамки культурных общечеловеческих ценностей.
Так, например, действуют пираты, террористы, мафия и преступные группировки, которые могут быть выведены за рамки закона только в общемировом масштабе.
Таким образом, законы взаимодействия психологических систем друг с другом в социальных системах, а также с внешним психологическим пространством имеют свои особенности, и будут обсуждены в последующем
http://sociological-s.livejournal.com/.
Литература
1. Леонард Халил. Психологические системы. Классификация и основные законы. Уфа: Монография. 2005. 191 с.
2. Юнг К. Г. Психологические типы // Пер. с нем. / Под ред. В. В. Зеленского.- Минск: «Попурри», 1998.- 656 с.; по нем. изданию: Gesammelte Werke. Rascher Verlag, Zurich, 1960.- Bd. 6.
3. Юнг К. Г. // Психология бессознательного / Пер. с нем.- «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон», 1998.- 400 c.
4. Трубников В. И. Психогенетика. Юнита 1. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. - 71 с.
5. Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. - СПб Питер, 2007. - 192 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
6. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Под ред. И. В. Равич-Щербо Психогенетика. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 447 с. - ISBN 5-7567-0232-6
http://www.pedlib.ru/Books/1/0187/1_0187-1.shtml7. Психогенетика // Кондаков И. Психологический словарь, 2000 г.
8. Дубинин Н. П.// Общая генетика. - М.: «Наука», 1986. - 560 с.
9. Девиантное поведение
10. Гризингер В. Душевные болезни. Петербург: А. Черкасова и Ко, 1875. С. 1.
11. Руководство по психиатрии. Под ред. А. С. Тиганова. В 2-х томах. М.: Медицина, 1999. - Т. 1. С. 17.
12. Сметанников П. Г. Психиатрия: Руководство для врачей. - Изд-е 5-е, перераб. и доп. - М.: Медицинская книга; Н.Новгород: НГМА, 2002. С. 6. В Интернете доступна только эл. версия 1-го издания этого руководства: Сметанников П. Г. Психиатрия: Краткое руководство для врачей. - СПб.: изд-во СПбМАПО, 1994.
13. Психиатрия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В. П. Самохвалова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - С. 13.
14. «История психиатрии» Ю. В. Каннабиха, гл. 18:2 (см.: Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - С. 235). Каннабих транскрибирует фамилию немецкого психиатра как «Рейль». Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - С. 235.
15. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1995. - С. 5.
16. Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь». - Астрель, АСТ, 2004. ISBN 5-17-026279-5, 5-271-09769-2 (
http://turkportal.ru/scientpopbooks/48-gumilev-rus-step.html)