В предыдущем отчете подробно рассказал о паспортно-визовых
приключениях, связанных с пересечением границы в Ивангороде. Если вы тот первый отчет не читали, настоятельно рекомендую ознакомиться с ним перед тем, как начнете читать этот. Связь между ними прямая и нерушимая. Из первой части вы узнаете о том, как меня
депортировали из Эстонии, как долгие 10 лет я искал возможность приехать в эти края и облазить Ивангород с Нарвой, как я обследовал малоизвестный пограничный переход
Парусинка, как мне мешали фотографировать доблестные российские пограничники и многое другое. А сейчас речь пойдет о достопримечательностях. Итак, первое что видят туристы пересекающие здесь границу из России в Эстонию - два мощных замка, возвышающихся над рекой друг напротив друга, а если у вас есть немного больше времени - прогуляйтесь и вы увидите Нарвскую ГЭС, Кренгхольмскую мануфактуру,изящную царскую застройку, плотины, мосты, церкви, пограничные заборы и даже маленькую Венецию.
Эстонский замок (Крепость Германа) был построен более чем за 100 лет до ивангородской крепости, лишь в 1492 году, когда Колумб открывал Америку, Иван III (дедушка Ивана Грозного) приказал укрепить приграничные земли и возвести мощный форпост. И стояли два замка по берегам реки, и было время над ними не властно. Но в 1944 году многомесячные бомбардировки и удары артиллерии практически разнесли обе крепости в пух и прах, оставив уродливые руины и части стен. То, что мы видим сейчас - плод многолетней реставрации, причем стены и башни были отстроены почти с нуля. Немцы, отступая, взорвали замок. Схожая участь постигла замок в Нарве. Но надо отдать должное, замки восстановлены так, что сходу новодел абсолютно незаметен. Меж тем, смотрите как город и замок выглядели в 1941 году -
И как Нарва выглядит сейчас (фото
varandej ) -
А вот интересная находка, немецкие хроники из Нарвы, год 1944-ый. Кадры тяжелые, но это история -
Click to view
И вместе с тем, стоит чуть-чуть отклониться от шоссе Санкт-Петербург - Таллин, проходящим через оба города и вы откроете для себя интереснейшие уголки города, сохранившиеся несмотря ни на что. Для удобства я нарисовал карту и отметил все те точки, которые упоминаются далее в тексте -
Для начала несколько "попсовых" фотографий, сделанных мной в радиусе полукилометра от пограничного перехода -
Вид с Нарвского замка на Ивангородскую крепость -
Нарвская ГЭС, находящаяся в России, но именно из Эстонии вида на нее наиболее интересен, причем безопасен - если вас поймают в Ивангороде пограничники с милицией фотографирующим ГЭС - ждите неприятностей -
Вид на ж.д мост между Россией и Эстонией. По нему следует поезд Москва - Таллин, хотя львиная доля трафика на этом мосту - перегон российской нефти и газа в порт Таллина. За те полчаса, что я находился в данной точке, проследовало аж два поезда сырьевой направленности -
Южнее Нарвского замка, минутах в 15 ходьбы и после моста над ж.д путями, находится интересный район, Кренгхольм, известный не только своей огромной, ныне не работающей мануфактурой (некогда крупнейшей в Российской империи), но и застройкой 19 века. Когда-то здесь жили работники фабрики -
Удивительным образом именно этот квартал пощадила война, хотя и тут заметны выбоины на стенах. А вот и сама Кренгхольмская мануфактура -
Нарвский туристический офис (
ссылка), что на главной городской площади в 50 метрах от паспортного контроля, проводит экскурсии по мануфактуре. Но там есть нюансы. Хотя экскурсии проводятся ежедневно и стоят сущие копейки (2-3 евро), но только при условии, что записываются не менее 15 человек. Заранее вы знать не можете, набралась группа, или нет. Если не набралась, то прогулка обойдется вам в 35 евро, поскольку гулять по заброшенному историческому заводу вы вынуждены с охраной (кто вас знает, украдете прядильный станок 19 века). Лично я от такой прогулки отказался, полагаю, не много потерял.
Есть в Нарве и другие интересные места, частично пережившие войну, а частично построенные уже после нее -
Современная граница России и Эстонии практически "перерезала" предприятие, поскольку большая его часть осталась в Эстонии, а примерно треть сейчас в Парусинке, пригороде Ивангорода. Предприятие расположено как по берегам реки, так и на островке, который отошел к Эстонии -
Слева Россия (Парусинка), справа - Эстония. Снято с пограничного моста на переходе Нарва-2 / Парусинка
Пересохшее русло реки. Дело в том, что вся вода из Нарвского водохранилища и Чудского озера направляется через искусственный канал на Нарвскую ГЭС. Несколько раз год, тем не менее, дамбу открывают и пускают воду по ее естественному руслу. И тогда здесь образуются шикарные и мощные водопады. Мне не повезло, дамбу уже закрыли, а вот в отчете Максима
097mcn водопады присутствуют во всей красе, вот несколько его фотографий, а полный его отчет находится
здесь -
Именно здесь, в том месте где полагалось быть водопадам, расположен пограничный переход Нарва-2, рассчитанный только на пешеходов без багажа (здесь нет таможни). Вот так выглядит граница со стороны Эстонии. Заходите во второй подъезд, там показываете паспорт -
Затем идете через мост над пересохшим руслом -
...и попадаете в Россию. Не сразу попадаете, ибо Россия не была бы Россией, если бы вам не попытались хотя бы чуть-чуть потрепать нервы на пустом месте, но об этом было в предыдущем
отчете. На российской сторонe вы оказываетесь в достаточно мрачном и недружелюбном районе Парусинка. Ощущение, что количество пьяного быдла на душу населения здесь зашкаливает все допустимые пределы. Светить или не светить дорогим фотоаппаратом - на ваше усмотрение. Коллега
varandej рискнул сделать там
фоторепортаж, хотя и признает, что ощущение ниже среднего. Я сделал небольшой отчет из Парусинки, о чем расскажу потом. А вот так выглядит на российской стороны канал, по которому вода из водохранилища поступает на ГЭС -
Занятным образом получилось так, что энергосистема Ивангорода-Нарвы связана по сей день. Хотя ГЭС и на российской стороне, но основное русло реки и дамба - на эстонской. Откроет Эстония дамбу и не станет воды в рукотворном канале, а это значит, что остановится ГЭС. Всем оказалось выгодно сотрудничать, редкий пример в сложных отношениях с Прибалтикой.
Кстати, благодаря Максиму мне удалось увидеть ту самую дамбу, перекрывающую русло реки и позволяющее водам устремиться в сторону ГЭС. Дамба расположена в семи километрах южнее Нарвы, причем граница с Россией проходит аккурат по средине этой самой дамбы. Со стороны России вам такой снимок не сделать, задержат как пить дать. А со стороны Эстонии - пожалуйста, никаких вопросов -
Церковь справа - это уже Россия
Скромная желтая табличка "Внимание, граница Эстонии"
Там же, неподалеку, расположено занятное место - своего рода маленькая Венеция. Местность тут заболоченная со множеством островков и протоков. Весьма живописно. И люди еще в советское время это ценили и активно строить на островках дачи. А попадают к себе на дачи посредством лодок, которые, в свою очередь, "живут" на каналах в горажах, напоминающих автомобильные -
И напоследок небольшой отчет из Ивангородской крепости. По сути я пешком сделал круг: Нарвский замок - Кренгхольм - КПП Нарва-2 - Парусинка - Ивангород - Ивангородская крепость - назад в Нарву. По большому счету, кроме как посетить крепость, больше в Ивангороде особенно делать нечего. Да, Парусинка, о которой речь шла выше. Попадание в крепость весьма замысловато, не сразу туда дойдешь, надо спрашивать людей. Дело в том, что с одной стороны крепость окружает река и граница, с другой болото, с третьей пограничный терминал. И все это сопровождается повышенной бдительностью чинуш любого рода и племени. Например, на ж.д переезде мне кричал путевой обходчик "Эй, вы чё тут фотографируете?? Пограничная зона!". И плевать бы на крикунов, но они же проявляют активность, могут милицию позвать, а те начнут проверять прописки и пропуска в пограничную зону (а у меня ни первого, ни второго) и деньги вымогать. Приятного мало.
Так вот, в крепость в итоге добрался, какой-то странной тропинкой между забором пограничного терминала и болотом. Но оно того стоило, крепость впечатляет. Панорамный вид крепости вы видели выше, он наилучшим является со стороны Эстонии. Здесь только внутреннее убранство и виды на Нарвский замок -
А теперь самое время возвращаться назад в Нарву, принять ванную и посмотреть отснятые фотографии. Поэтому иду на переход, пересекаю мост назад в Эстонию -
Впереди переезд в Таллин, паром в Хельсинки, перелеты и переезды. Но про это в других отчетах.
Пара советов по отелям и транспорту
В плане ночлега, рекомендую однозначно избрать Нарву, где порядка 8 современных отелей отличного уровня по ценам в 30-35 евро за номер, включая завтрак. Для сравнения, в Ивангороде отелей всего два: ужасный советский отель "Витязь": убогое четырехэтажное здание на Кингиссепском шоссе и несколько более терпимое заведение "Тихий дворик" в километре южнее, в направлении Парусинки, оба без завтрака. В первом убожестве с жуткими коридорами, продавленными кроватями, запахом стоячих носок и неприветливой администраторшей хотели 1400 рублей (36 евро), во втором - 1700 рублей (43 евро). Выбор был очевиден - перехожу в более цивильную Нарву, остановлюсь там, а в Ивангород схожу наследующий день. Клиент голосует ногами.
Что касается транспорта, то все просто. Между автовокзалом на Обводном канале в Питере и Ивангородом каждый час курсируют автобусы, время в пути 3-4 часа, стоимость 250 рублей. В Нарве автовокзал и ж.д станция расположены рядом. С местными поездами там туго - из Нарвы в Таллин ходит один поезд в день, отправляется в 6 утра. Плюс московский поезд, идущий глубокой ночью. Зато автобусы - каждые полчаса, стоят 9-12 евро, в пути 3-4 часа.
Пограничная зона. Важный момент. На въезде в Ивангород есть пост, где иногда останавливают автобусы и проверяют документы. Формально, без пропуска могут и не впустить. Но поскольку получить этот самый пропуск фактически не представляется возможным для обычного туриста (почитайте этот
бред одичавших бюрократов и вы поймете, почему вам скорее всего не получить пропуск), значит надо думать, как посетить эти места без пропуска. Варианты есть. Проще всего иметь шенгенскую визу и говорить, что вы едете в Эстонию, даже если вы туда не едете. Или иметь двойное гражданство, пять же говоря, что едете в Эстонию. Или уповать на удачу, если нет ни визы, ни второго паспорта.
Печати
У меня спрашивают, какие печати ставят на перехоже Нарва-2/Парусинка. Честно говоря, печатями я был несколько разочарован, ибо сам их коллекционирую. Дело в том, что и эстонцы и россияне ставят типовые печати Narva и Ивангород, соответственно. Никаких вариаций вроде Narva-2, или Парусинка -