Будучи в Марокко уже в третий раз, захотелось увидеть что-то новое. Найти некую тему, либо определенную цель поездки. А не поездку ради поездки, как это делаем обычно мы, обыватели от туризма. Вроде бы объездил Марокко из конца в конец, и трудно вспомнить место, куда меня еще не заносило. До вылета в Тунис оставалось пару дней, и я решил прокатиться по марокканским городам, связанным с...еврейской тематикой. Да, не удивляйтесь. Не все за пределами Израиля знают, сколь велика и значима была еврейская община Марокко. И даже в самом Израиле мало кто знает историю и культуру марокканских евреев. И еще меньше людей знают, что у них был даже свой язык - ладино.
Цитадель Эль-Джадиды, запад Марокко
Информацию я черпал из всемирной паутины, ибо найти в Москве специализированную литературу на эту тему невозможно, да и искать было немного лень, положа руку на сердце. Зато в сети нашел великолепные тематические сайте, как например
The forgotten Refuges (Забытые беженцы), или довольно подробный тематически
обзор на Википедии и многие другие ресурсы вроде
Dafina.net (о культуре и языке евреев Марокко). Пожалуй не стану перефразировать то, что профессионально и точно описано в упомянутых сайтах. Но краткий обзор все же необходим.
Слева - вход в бывшую синагогу Эль-Джадиды, запад Марокко.
Евреи появились на территории современного Марокко во времена Римской империи, а точнее после падения Иудеи. Массовый исход иудеев происходил по трем направлениям - на запад по побережью северной Африки, на восток - в сторону нынешнего Ирана, и на север. Подавляющее большинство двинулось как раз на запад. Позднее, в 7 веке, во время Конкисты (захвата Иберии мусульманами), часть евреев переселилась на территорию нынешней Испании.
Именно те евреи, что оказались вместе с мусульманами в городах Севилья, Гранада, Кордоба и других, и дали начало европейским евреям (включая евреев бывшего СССР), или "ашкеназим", как их называют в Израиле.
Кстати, любой кто бывал в испанской Андалузии, наверняка обратил внимание что исторические центры андалузских городов - сплошь носят еврейские названия. А в Севилье и Кордобе есть самые настоящие еврейские кварталы со старинными синагогами. Сейчас там почти не осталось евреев, но факт остается фактом.
Бывшая синагога в приморском Сафи, 250км к югу от Касабланки
Потом была Реконкиста, когда мусульмане были изгнаны из Европы, и вместе с ними гонениям подверглись и евреи. Все это шло параллельно с ростом такого явления как инквизиция, так что для евреев то были темные времена. Часть из них бежала назад в Африку, а часть перебралась в центральную Европу.
Таким образом, евреи Марокко, жившие там более 2000 лет, вне всяких сомнений чрезвычайно интересная группа населения, со своими уникальными традициями и обычаями. В лучшие времена (до образования Израиля), в Марокко проживало до 600 тысяч евреев, а в таких городах как Касабланка их было до трети населения. После 1948 года 90% евреев Марокко переехало в Израиль.
Улочки еврейского квартала Эль-Джадилы
Королевский дворец в Рабате.
Ох уж эти марокканские дороги!
Путешествуя по марокканским городам вроде Касабланки, Эль-Джадиды, Сафи, Рабата, Марракеша, Тетуана, Танжера и Феса нельзя не оказаться в кварталах, называемых Mellah (Мелах), см. в путеводителях LP. Это бывшие еврейские кварталы.
Марракеш
А их название происходит от ивритского "мелах" (соль). Местные берберы, особенно старшего поколения, расскажут о том, что помнят как еще сравнительно недавно города были полны еврейских золотых дел мастеров. Сейчас это лишь рассказы, ибо золотая эпоха магрибских евреев прошла.
В целом, для меня оказалось открытием, что евреи жили два тысячелетия в берберских городах Сахары вот в таких вот домах из необожженной глины. Не укладывается в имидж, если так можно выразиться -
Еврейский квартал в городке Амезру (Amezrou) восточнее Уарзазата, что неподалеку от алжирской границы.
Подробнее про этот регион "Тысячи замков" здесь. Неизвестные беженцы?
Знакомое слуху словосочетание "Палестинские беженцы". Но мало кто знает, что первыми беженцами в нескончаемом арабо-израильском конфликте были не палестинцы отнюдь. А евреи стран Магриба, в частности Марокко. Всего лишь за несколько лет, с 1948 по 1955 год, практически вся 600-тысячная община марокканских евреев массово покинула страну и перебралась в Израиль, и частично Францию.
Причин было две: рост национализма в французской северной Африке, и резкий рост юдофобии среди арабов, вызванный появлением Израиля. Марокко покидали не только евреи. За тот же период, страну покинуло до миллиона(!) французов, живших там два столетия, и считавших эту страну своей Родиной.
Де Голль вел непримиримую войну с повстанцами в Марокко, Алжире и Тунисе. Но дни французской колонизации северной Африки были сочтены. Понимая это, и зная, что ничего хорошего от повстанцев ждать не придется, люди массово бежали.
Синагога в Сафи, юг Марокко
Евреи традиционно были союзниками французов, и, по мере приближения ухода французов, стало ясно, что первыми попадут под удар именно евреи. "Погромное" движение против местных евреев нарастало как снежный ком, и те, бросая все, бежали из Марокко. К 1956 году, когда король Мухаммед-V вернулся в страну из изгнания, и независимость Марокко была провозглашена, там практически не оставалось ни евреев, ни французов. Ниже - мавзолей Мухаммеда V в Рабате -
А вот ниже, это уже могилы еврейские, на еврейском же кладбище в Эль-Джадиде -
Могила рабби Маймона в Касабланке
Огромное количество недвижимости было оставлено, начиная от домов, и заканчивая магазинами и мануфактурами. Все это было моментально национализировано, и вскоре перераспределено среди коренного арабо-берберского населения. К слову, схожая судьба постигла еврейские общины и других мусульманских стран - Тунис, Алжир, Ирак, Йемен. К слову, в Йемен я съездил не так давно, и
рассказ про эту загадочную страну здесь. Сейчас Израиль разумно увязывает вопрос судьбы палестинских беженцев с вопросом фактически изгнанных и ограбленных евреев арабских стран. И в абсолютных цифрах беженцев-евреев было не меньше, чем беженцев-палестинцев.
Действующая синагога в Сафи
Любые переговоры об окончательном урегулировании ситуации с беженцами невозможен без обсуждения беженцев-евреев. Туристы, посетившие Израиль, наверняка обратили внимание на брошенные арабских дома в Хайфе (их хозяева бежали из Израиля еще в 1948), и других городах. Эти дома так и стоят, заросшие травой и кустами - ждут своего "звездного часа". Маловероятно, что их бывшим владельцам с потомками позволят вернуться, ибо это означало бы конец Израиля в демографическом плане. Но неизбежен вопрос выплат компенсаций тем, кто потерял все. Кто же потерял больше - евреи, или арабы - еще только предстоит решать.
Ну, всем привет. Мы летим из Касабланки в Тунис!