Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Sep 28, 2015 09:40

Когда я поделился со знатоками паровозов, что собираюсь написать статью про армянские железные дороги, те усмехнулись: "Армянские ж.д это один поезд Ереван - Тбилиси и тот вот-вот прекратит движение из-за нерентабельности". В их словах есть доля правды, ведь армяно-азербайджанский конфликт перерезал линию Ереван - Баку - Волгоград, а грузино-абхазский конфликт отрезал вторую линию Ереван - Тбилиси - Сочи - Москва. Даже внутреннее сообщение между Ереваном и югом страны, Мегри, было прервано, поскольку линия проходит через азербайджанский анклав Нахичевань. Добавим к этому тяжелое экономическое положение страны, из-за чего еще в начале девяностых прекратили курсировать дизеля из Еревана в Дилижан. Некий просвет в конце тоннеля появился после того, как несколько лет назад РЖД взяли в аренду армянскую ж.д, переименовав ее в Южно-Кавказскую железную дорогу. Пишут, что Россия вложила в реконструкцию сотни миллионов долларов, но если честно, то видимых улучшений я не заметил. Пока лишь одни только разговоры о проекте века - железной дороге в Иран, которую проложат в обход Нахичевани, через горы и перевалы с десятками многокилометровых тоннелей. Но все это на бумаге. А пока что мы прогуляемся в железнодорожное депо Еревана и посмотрим, что происходит там -





Карта армянских железных дорог, из которой прекрасно видно, как было при СССР и что стало сегодня. Курсирует поезд Ереван - Гюмри - Ванадзор - Тбилиси, есть летняя электричка Ереван - Севан (говорят, что ее закроют, поскольку ходит пустая) и есть ежедневная электричка в Арарат, что близ Нахичевани. Граница с Турцией закрыта, в контролируемом армянами Арцахе (Карабахе) тоже никакого сообщения давно нет. Вокзал в Степанакерте стоит заброшенным. В свою очередь, Нахичевань тоже оказался отрезанным от основной части Азербайджана. Все, больше не функционирует ничего -



Вокзал в Ереване -



В здании ереванского вокзала находится небольшой, но интересный музей железной дороги -



Старые билеты на поезд советской эпохи -



А этот поезд, Ереван - Кафан, прекратил ходить в 1993 из-за конфликта в Карабахе, ведь линия шла через азербайджанский Нахичевань -





По идее, фотографировать на вокзале не разрешается. Но то ли я наловчился фотографировать незаметно, то ли на самом деле полиции глубоко пофиг, но никто мне не сказал ни слова -



Где-то на вокзале стоит старый паровоз, долго же я его искал. Никто из людей не знал, в итоге сотрудники вокзала показали, как пройти. Оказалось, что надо перейти через пути и обойти электричку -



Вот он, вот реально специально не найдешь. Обычно подобные памятники стоят перед вокзалом -



Потом мы отправились в депо Еревана, расположенное примерно в километре к югу от вокзала -



Всех входящих встречает другой паровоз, их в Ереване два -





Депо очень небольшое, фактически здесь лишь два состава "Ереван - Тбилиси - Батуми" и тройка электричек для местного сообщения -



На этом поезде я приехал в Армению, см. отчет о поездке из Батуми в Ереван -







Поход в депо оставил у меня двойственные впечатления. С одной стороны и от этого никуда не деться - ощущение безнадёги, царящей здесь. Пока не решен карабахский конфликт и остаются заблокированными границы с Азербайджаном и Турцией, им некуда развиваться. Азербайджану хронически необходимо железнодорожное сообщение с Турцией и линия давно существует и она в рабочем состоянии. Но через Армению. Поэтому в 2007 году началось строительство обходной магистрали через Грузию, о чем подробно описывается в Википедии. И вновь Армения оказалась за "бортом" от многомиллионных доходов с транзита.

Эти ребята сохраняют железную дорогу почти что на одном энтузиазме. Бюджетные проблемы настолько глубоки, что за последние двадцать лет не появилось ни одного нового локомотива, ни одного пассажирского и грузового состава. Они восстанавливают старое, продлевая жизнь машинам, многим из которых место в музее. У армянских железнодорождников золотые руки, они собрали этот служебно-технический вагон из остова старой электрички -







Вручную, без необходимого оборудования, используя запчасти с отживших свой век вагонов -









Такие старые электрички и сегодня курсируют из Еревана в Гюмри и Севан -





Словно перенесся во времени в собственное свердловское детство. На такой электричке ездили в сад -









Эти мужики тянут на себя армянскую железную дорогу. Если бы не они - все давно бы загнулось. Своими руками разобрать старую рухлядь и дать новую жизнь тепловозам и вагонам это дорогого стоит -



Вы думаете, это свалка старых тепловозов? Увы, нет. Машинам по 30 и более лет, некоторым и полвека. Парк не обновлялся со времен развала СССР. Чтобы сохранить функционирование железной дороги, приходится разбирать часть тепловозов и переносить детали в другие, чтобы хоть что-то работало -



Тепловозы, собранные здесь по крупицам, в этом самом цеху -









Я спросил мужиков, а сколько всего тепловозов у армянской железной дороги? Точных цифр они не знали, но ответили, что основная часть здесь. Плюс, еще столько же в Гюмри -



Несколько месяцев назад этой машины не существовало, она собрана из старых разобранных тепловозов и покрашена -



Запчасти, вынутые из старых машин - идут на новые -











Что сказать? Искреннее желаю, чтобы армянская железная дорога получила "второе дыхание" благодая поглощению РЖД. В гигантоманские планы строительства линии напрямую в Иран (вокруг Нахичевани) и через Сисиан и Горис не верю. Многомиллиардный проект, который никогда не окупится и найти спонсоров будет сложно. Если исходить из идеи того, что лишь бы "освоить средства", а построив все забросить - такой вариант теоретически возможен. Но дойдут ли эти миллиарды до Армении как таковой? Скептически промолчу.

ПУТЕШЕСТВИЯ, Армения, ПАРОВОЗЫ, БЫВШИЙ СССР

Previous post Next post
Up