Перейдем еще к одному общекультурному предмету - «Музыке». Класс учится по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Учебник посвящен учителю авторов - Дмитрию Кабалевскому, и программа основана на его концепции преподавания музыки, переработанной с учетом изменившихся социальных условий.
Целью музыкального обучения объявляется формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Аналогичной была цель изучения изобразительного искусства, только там речь шла о формировании художественной культуры.
Основными задачами, выполнение которых ведет к поставленной цели, названы воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности, развитие ассоциативно-образного мышления и музыкальной памяти, формирование различных знаний, умений и навыков в области музыки сообразно возрасту обучающихся.
В 1-м классе ученики уже изучили ноты, увидели разницу между песнями, танцами и маршами. Введено представление о триединстве деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Сравнили художественные средства поэта, художника и композитора в описании окружающего мира. Познакомились с рядом музыкальных инструментов: гусли и арфа, свирель и флейта, клавесин и фортепиано, лютня и гитара, скрипка, виолончель. Изучали соответствие нот клавишам фортепиано. Узнали основные виды музыкального театра: балет и опера. Рассмотрели примеры использования музыки в других областях культуры: в цирке, в кино.
2-й класс начинается с изучения темы «Россия - Родина моя». Демонстрируется описание образов природы России в произведениях разных композиторов (от «Рассвета на Москве-реке» из «Хованщины» Мусоргского, до «Моей России» Струве («У моей России длинные косички...»). Изучается Гимн России и осуществляется его хоровое исполнение.
Следующая тема «День, полный событий» показывает выражение с помощью музыки различных событий из жизни ребенка в течение дня: утро, вечер, прогулка, игры, сказки, колыбельные. В основном используются «детские» произведения Чайковского и Прокофьева. Когда доходит дело до колыбельных, там выбор шире - и уже, можно сказать, классическая «Спят усталые игрушки...», и Колыбельная Медведицы из мультфильма про «Умку», и менее известная за авторством Р. Паулса, и латышская народная. В ходе изучения выделяются песенность, танцевальность и маршевость в различных произведениях, сравниваются выражение одних и тех же тем разными композиторами.
Затем идет тема под названием «О России петь - что стремиться в храм», которую условно можно назвать посвященной религиозной музыке. Демонстрируется несколько вариантов колокольных звонов: набат, трезвон, благовест. Рассматривается воплощение образов Александра Невского и Сергей Радонежского как в произведениях композиторов (Сергей Прокофьев), так и в народных песнопениях. На примере произведений Чайковского иллюстрируются жанры молитвы и хорала. Кончается все рождественскими песнями, тем более что как раз вторая четверть к концу подходит.
Третья четверть начинается темой «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», в которой рассматривается фольклорная музыка. Изучаются как собственно народные произведения, так и авторские произведения в народном стиле («Камаринская» за авторством Глинки и авторством Чайковского). Проходит знакомство с русскими народными инструментами, некоторыми жанрами фольклорной музыки: наигрыши, заклички, потешки, песни-игры, песни-хороводы. Заканчивается тема масленичными песнями.
Дальше от народной музыки переходим к «серьезной». Идет тема «В музыкальном театре». Напоминаются понятия «опера» и «балет». Рассказывается о роли дирижера в управлении оркестром. В качестве музыкального материала используются оперы «Волк и семеро козлят», «Руслан и Людмила», балеты «Золушка» и «Щелкунчик».
Из театра перемещаемся «в концертный зал» (тема так и называется). Рассматриваются возможности различных инструментов на примере «учебной» симфонической сказки Прокофьева «Петя и Волк». Объясняется понятие «партитура». На примере произведения Мусоргского («Картинки с выставки») и Моцарта (симфония № 40, увертюра к «Свадьбе Фигаро») демонстрируется выразительность и изобразительность образов музыки. Последнюю увертюру предлагается сравнить с увертюрой к «Руслану и Людмиле» (Глинка их сам сравнивал).
Последняя тема года - «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». В первом уроке в виде цветика-семицветика рассматривается интонационная природа музыки (ритм, темп, мелодия, динамика, тембр, лад, регистр). Понятия эти в учебнике не раскрываются, так что приходилось пользоваться дополнительной литературой, чтобы уяснить чем же одно от другого отличается. Дальше на примере произведений разных авторов показаны опять средства выразительности и изобразительности музыки. Представлены: Бах (и соответственно изучается, что такое орган), Свиридов, Глинка (с Попутной песней, не путать с Дорожной :)), Кабалевский, Моцарт. Один урок посвящен Первому концерту для фортепиано с оркестром Чайковского и международному конкурсу Чайковского в Москве. На пол-страницы - фотография Ван Клиберна, видимо чтобы дети понимали реплику студента Дуба из «Операции «Ы» и других приключений Шурика», если все-таки посмотрят этот фильм. На последнем уроке предлагается вспомнить изученные за год произведения Чайковского и Прокофьева.
Содержательной текстовой информации в учебнике не так много. Значительное место уделено иллюстрациям и нотным записям изучаемых произведений (не в полном объеме, конечно, первые несколько тактов. Сомневаюсь, что многим школьника эти ноты как-то помогают
По-моим детским впечатлениям, мы в основном хоровым пением занимались. Сейчас этого меньше. Много времени уделяется прослушиванию музыкальных произведений и высказыванию собственных мнений о них. Домашняя работа обычно заключается в рисунке, выражающем впечатление от услышанной музыки.
Согласно программе школьники должны еще на простейших музыкальных инструментах (типа ксилофона или барабана) играть, причем в оркестре, и сочинять с их помощью собственные мелодии. Как сказал сын, они таким на уроках не занимаются.
Ну и конечно возможность с помощью Интернета послушать сколь угодно много раз изучаемое произведение - существенная особенность изучения музыки в современных условиях.
После изучения курса музыки у школьника, действительно, как и предусмотрено программой, будет знание ключевых музыкальных терминов и представление о том, что музыка не ограничивается хитами современной эстрады. Для общего культурного развития - пусть будет.
Предыдущие опусы:
«Окружающий мир».
https://putin-slil.livejournal.com/3702164.html«Русский язык».
https://putin-slil.livejournal.com/3706747.html«Литературное чтение».
https://putin-slil.livejournal.com/3707946.html«Английский язык».
https://putin-slil.livejournal.com/3708680.html«Математика».
https://putin-slil.livejournal.com/3708976.html «Изобразительное искусство».
https://putin-slil.livejournal.com/3710738.html