Третий
урок Lightroom 4 посвящён синхронизации базы фотографий между двумя компьютерами. Как и многие блогеры, снимая на камеру в путешествиях и на выезде я сбрасываю фотографии на ноутбук. Это позволяет оперативно обработать самое нужное, отсортировать кадры, снабдить их тегами и дополнительной информацией, а затем уже готовое перенести на компьютер и в домашнюю фототеку в основной архив.
Для начала, давайте определимся с тем, что я имею ввиду под синхронизацией. Конечно это не дублирование фототеки (что тоже возможно) по самой очевидной причине - на ноутбуке гораздо меньше дисковой памяти, чем на десктопе, и она очень быстро заканчивается, тем более сейчас пошёл тренд на использование SSD (128-512 Гбайт), а нормальный объём флешек в фотоаппарате достиг 32-64 Гбайт. Так что ноутбук может быть в большинстве случаев лишь промежуточным звеном хранения снимков, а никак не зеркалом десктопа, даже если вы основательно чистите свою фототеку.
В нормальной ситуации вы будете использовать две базы - оперативную и текущую, на двух разных компьютерах. При наличии локальной сети (а очень странно не иметь её сейчас дома) можно организовать работу так, что не придётся переносить ни через какие накопители данные и выгружать их из LR можно простым удобным способом.
В основной базе фотографий, на скриншоте ниже, свыше 200 тысяч снимков. Не скажу что она оптимизирована, но как почистить базу мы поговорим в одной из следующих статей.
База на ноутбуке скромнее - только последние съёмки, около 2400 снимков за последнее время, причём я стараюсь максимально сразу разгребать фото, чтобы потом переносить на десктоп уже только то, что реально нужно. Как показывает практика, разгребать дубли и удалять лишнее лучше сразу же, потому что до "потом разгребу" руки не доходят почти никогда - мы все очень заняты текущими делами.
Итак, возвращаясь к синхронизации - основной процесс это перенос из мобильной фототеки снимков в стационарную, с сохранением всех присвоенных данных: ключевых слов, информации о применённой обработке, снэпшотов, пресетов Lightroom.
Какие существуют способы синхронизации
Способ полной синхронизации базы Lightroom, например через 4Sync, Dropbox или локальные приложения для резервирования и синхронизации папок я не рассматриваю - это очевидный вариант, им можно хоть целые диски держать в зеркале. Проговорим основные способы учитывающие специфику и возможности Lightroom:
Основные способы синхронизации:
1. Создание под каждую съёмку своей базы данных Lightroom с последующим полным переносом её на компьютер через LAN, жёсткий диск или иным способом.
Очевидные недостатки - плодится слишком много баз, среди которых не так просто будет найти нужные данные в перспективе, тратится лишнее место на превьюшки, а перенос каталога (из-за большого количества файлов превьюшек внутри) будет не самым быстрым. В целом, я противник организации фотоархива Lightroom из множества разрозненных баз и структур каталогов, и предпочитаю хранить все яйца в одной корзине, размечая их мета-данными для удобства поиска и индексации.
2. Экспорт каталога средствами Lightroom.
Lightroom поддерживает экспорт снимков не только в JPEG/TIFF/DNG и оригинальном формате, но и экспорт выбранных фото в формате каталога, при этом создаётся файловая структура характерная для каталога - папка с исходниками, файл базы данных и папка с превьюшками. Способ довольно удобный не столько для синхронизации, сколько для передачи на другой компьютер или ретушёру определённой съёмки. При этом в каталоге экспорта происходит репликация вашей файловой структуры - если вы хранили фото в C:\RAW\2013\..., то и на экспорте в папке C:\Export получите RAW\2013\...
Плюс экспорта очевиден - данные можно упаковать в единый архив и скачавший получит все данные скопом - от исходников до превьюшек и данных об обработке, и сможет открыть всё единым куском в виде каталога. К тому же, каталог можно «подтянуть» импортом к имеющемуся каталогу, с переносом и файловой структуры при импорте RAW.
Но! Здесь есть несколько недостатков. Во-первых, при импорте каталога Lightroom становится однозадачным и пока в основной каталог не будут импортированы все данные из экспортного каталога программа полностью блокирована для работы. Если база большая, длиться блокировка может немало времени. Во-вторых, при переносе исходников файловая структура также переносится, оставаясь неизменной, и попадает в ваш основной каталоге «как есть», может получиться ситуация, когда у вас в C:\RAW образуется C:\RAW\RAW и переупорядочить фотографии впоследствие будет непросто. Как именно это можно будет сделать, если ситуация таки возникла, я расскажу в одном из следующих
уроков Lightroom 4.
После ряда экспериментов я пришёл к выводу, что экспорт в формате каталога буду использовать только в случаях, когда нужно передать файлы кому-то или отложить в отдельный бэкап, а не для синхронизации ноутбука и десктопа.
3. Перенос фотографий из одного каталога в другой физически, вместе с данными об обработке и ключевыми словами.
Третий способ мой основной. Работает следующим образом - по локальной сети Lightroom 4 рабочего компьютера вытаскивает исходники из ноутбука и переносит их в основную базу, вместе со всеми служебными данными. После окончания процедуры на ноутбуке производится синхронизация папок, все данные о перенесённых снимках автоматически убираются. Чтобы данные переносились вместе с исходниками фото, потребуется включение записи данных в XMP-файлы/зоны, о чём я рассказывал во втором
уроке Lightroom 4, посвящённом настройке процессора изображений. Плюс в сравнении со вторым способом - гарантированно не возникают дубликаты. Знаю несколько случаев, когда фотограф экспортировал снимки в формате каталога, а затем забывал убить их в основной базе, и через некоторое время мучался, сравнивая базы.
Почему не стоит держать фотографии на внешнем диске USB
Почему не стоит хранить фототеку на внешнем USB-накопителе? Прежде всего, это вопрос безопасности и надёжности. Неудобно работать с ноутбуком, когда к нему подключен шнурком диск, который ещё и энергию дополнительную просит, и особенно неудобно, если ноутбук на коленке в транспорте.
Механические диски боятся ударов. Как любой аксессуар, жёсткий диск можно потерять и его могут украсть поэтому, в любом случае, данные придётся дублировать. Механические жёсткие диски ещё и несколько медлительны, я знаю несколько случаев, когда люди покупали к своим MacBook внешние диски с Thunderbolt, прочитав о том, что интерфейс этот заметно быстрее USB 3.0, не учитывая что сам мобильный жёсткий диск физически будет отдавать 80-120 мегабайт в секунду, а их и USB3 потянет со свистом. Какой-то смысл в Thunderbolt есть при использовании внешних SSD.
Внешний SSD вместо жёсткого диска может быть хорошим вариантом с точки зрения надёжности и производительности (и также как внешний HDD будет есть батарею и болтаться на проводе), но цена такого решения зашкаливает. Модель на 512 гигабайт будет сама стоить почти как MacBook Air или недорогая зеркалка, а при нынешних ценах на флешки для фотоаппаратов, эти 512 гигабайт - «объём ни о чём». Так что, если в двух словах, внешние диски - медленно, рисково и ненадёжно.
Впрочем, если вы едете в командировку на длительный срок, в экспедицию, например, внешний жёсткий диск имеет смысл. Можно даже организовать локальное резервирование - в два USB-порта подключить два одинаковых диска и устроить систематическое локальное зеркалирование. Храня диски в разных местах, вы сбережёте себе массу нервов. О том как это сделать мы в деталях поговорим в одной из будущих статей.
Использование Snapshots
В Lightroom 4 есть мощный инструмент Snapshots, который позволяет сохранить в базе данных или XMP все изменения обработки на определённый момент. Это как протокол обработки - например, вы сделали снимок чёрно-белым, добавили градиентный фильтр, скорректировали яркость. Теперь можно сохранить снэпшот, и в нём зафиксируются все внесённые изменения.
Затем вы можете изменить все настройки скажем убрать градиентный фильтр и добавить резкости, перевести снимок в цвет - можно сохранить и этот снэпшот. Захотели вернуться к прошлой обработке? Выбираете нужный снэп и «откатываетесь», а вернуться ко второму снэпшоту также несложно.
В какой-то степени это дублирует механизм «виртуальных копий», имеющийся в Lightroom, но у снэпшотов есть свои преимущества: изначально инструмент создан для хранения промежуточных стадий обработки, чтобы было проще откатиться на много шагов назад, если ретач пошёл в неправильном направлении, но при использовании снэпшотов, если включено сохранение данных в XMP, туда записывается дополнительная порция данных, совершенно независимая, и открыв DNG-файл или RAW+XMP на другом компьютере, в Lightroom, Adobe Camera RAW и Bridge вы получите список всех версий изменений, любую из которых можете оперативно применить. При этом «виртуальные копии» хранятся в базе данных LR, а снэпшоты могут храниться и в ней, и в XMP, и это удобно.
Теперь о том, как ими пользоваться. В режиме Develop (CTRL+SHIFT+2) в левой панели есть распахиваемая вкладка Snapshots:
По умолчанию в ней ничего нет, потому что вы не сохраняли ещё снэпшот для снимка. Нажав на плюсик можно добавить снэпшот, то есть, сохранить под неким именем все применённые настройки. Важно: снэпшоты виртуальных копий также привязываются к оригинальному снимку.
Каждому снэпшоту нужно давать собственное, и лучше логичное, имя. Так, есть смысл называть снэпшоты «Original», «Brown and blue toning», «Black and white», «Boosted contrast» и «Ubral rodinki and sinyaki» ;-) Можно называть их и по-русски, но я обычно противник кириллицы в служебных данных (кроме мета-тегов), потому что случалось работать за компьютерами где не установлены даже русские шрифты, и получается настоящая абракадабра.
Итак, со снэпшотами разобрались, далее переходим к основной части
урока - тому как синхронизировать базы между двумя компьютерами и как переносить фотографии.
Перенос каталога
В Lightroom 4 есть не только экспорт в графический формат файла (JPEG, TIFF, PSD и DNG), но и экспорт избранных снимков в виде каталога. Он доступен через меню File/Export as Catalog.
При таком экспорте в указанное место на диске будут выброшены все исходные данные:
- Файлы RAW в той структуре папок, которую вы используете в каталоге, в паре с XMP-файлами, если вы не используете формат DNG;
- База данных LR с пресетами (если вы включили хранение пресетов с каталогом);
- Каталог с превьюшками.
Фактически, экспорт в формате каталога из Lightroom это почти то же самое, что скопировать каталог через Проводник, но переносятся только выбранные вами файлы, а не вся фототека. На другом компьютере вы можете поступить двумя способами - просто открыть каталог в Lightroom, точно также, как отрываете свой стандартный каталог (двойным кликом на файле каталога либо через меню File). Второй способ - импортировать из каталога в текущий все снимки и данные, включая превьюшки.
Если не выбрать снимки, Lightroom может экспортировать хоть фото за весь год, а то и весь каталог. Стоит внимательно проверять настройки. Также, обращайте внимание на остальные галочки - экспортировать ли "negative files" (то есть RAW) и стоит ли включать в экспорт превьюшки. При экспорте большого количества снимков может иметь смысл не выгружать превьюшки, тем более, если их можно построить на другом компьютере в нужном качестве. Скажем, если на вашем ноутбуке экран 1920 пикселей, а на десктопе 2880, а превьюшки имеют качество Standard 2048, нет смысла их выгружать, потому что всё равно при просмотре в режиме Library их придётся перестраивать.
Вот пример правильных настроек - выгружается только 536 избранных фото и две виртуальные копии. Виртуальные копии выгружаются в формате данных каталога, а не отдельными файлами. Это позволяет экспортировать несколько видов обработки одного и того же снимка.
Сама процедура экспорта прямо зависит от производительности дисковой подсистемы. По сути, при этом не происходит рендеринга RAW в иной формат и построения превьюшек, а именно их копирование из одной базы в другую. Лучше всего выгружать данные на быстрый накопитель.
В ходе экспорта могут возникнуть какие-то проблемы и Lightroom укажет что случилось. В данном случае для 15 снимков отсутствовали превьюшки, о чём программа сообщила в итоговом диалоге.
Если лог возникших ошибок потребуется сохранить, вы можете нажать "Save As" в предыдущем диалоговом окне и сделать это в формате TXT.
В процессе импорта каталога на другом компьютере есть нюансы. Делается он также через меню File/Import from another catalog, а сама процедура, как уже писал выше, однозадачная - всё время, пока из одного каталога в другой переносятся данные Lightroom будет полностью занят, вы не сможете заниматься в нём другими делами. Именно поэтому я не люблю импортировать каталоги, потому что при больших объёмах это может занимать часы. Да и каких-то особых преимуществ, в моём случае, не даёт.
Очевидный плюс - при подгрузке данных из каталога импортируется всё, включая превьюшки, которые не нужно второй раз строить. Это может сэкономить время, и скомпенсировать длительность импорта.
Ещё один плюс - экспортировать снимки как каталог можно для резервного хранения. Скажем, вы решили вычистить из основного каталога все свадьбы за прошлый год. Выделяете все снимки этого типа, делаете им экспорт в формате каталога и удаляете исходники из базы. Получается что на новом месте сохранены все данные, и можно их убрать "на полочку", а основной каталог очистился.
Только не забудьте после этого провести оптимизацию каталога Lightroom с целью улучшения производительности. Делается это через меню File/Optimize Catalog. Некоторые фотографы утверждают, что систематическая оптимизация каталога может ускорять Lightroom довольно заметно.
Синхронизация каталога переносом RAW с XMP
Второй способ - перенос исходных файлов с XMP с одного компьютера на другой. Здесь я поступаю просто: на ноутбуке папка с исходниками является общим сетевым ресурсом для домашней группы (удобная функция Windows 8). На десктопе она подключена как сетевой диск и доступна через My Computer.
Когда мне нужно перенести RAW из одной базы в другую, я открываю Lightroom на дестопе и указываю ему произвести импорт с переносом (Move вверху) с сетевого диска туда, где храню основной архив RAW.
В итоге, файлы переносятся также, как обычно с флешки или папки, и довольно быстро (всё зависит от скорости вашей локальной сети - используете ли вы Wi-Fi, 100-мегабитную сеть или Gigabit Ethernet (последний обеспечивает скорости до 120 мегабайт в секунду).
Обратите внимание, что импортируемые снимки сразу снабжены рейтингом, в том числе цветовым, тегами и имеют правильное имя изначально. Какие превьюшки строятся, и строятся ли вообще, зависит при этом от настроек импорта:
Чем отличаются эти режимы построения превьюшек я писал в предыдущих
уроках Lightroom 4.
Также, во время импорта указывается переименовывать ли файлы или оставлять их имена неизменными. Если мне критичны первоначальные имена (а на ноутбуке при импорте они меняются по маске), я просто убираю в настройках импорта галочку «rename files».
Вторая часть процедуры - удаление перемещённых файлов из базы данных Lightroom на ноутбуке. Делается это простым способом, при помощи синхронизации папок каталога. Для этого в режиме Library (CTRL+SHIFT+1) вы выбираете папку, из которой были перемещены снимки (или всю корневую директорию, если каталог небольшой) и по правому клику мышкой из меню выбираете Synchronize Folder:
Lightroom открывает диалоговое окно синхронизации, где можно отметить «Remove missing photos from catalog», что удалит из каталога всю информацию, включая превьюшки, для снимков которые были перемещены.
Подробнее о других возможностях режима синхронизации мы поговорим в одном из следующих
уроков Lightroom 4.
Почему стоит использовать DNG
С некоторых пор я практически полностью перешёл на формат DNG при работе с RAW. Фирменные файлы RAW с камеры (CR2 для Canon, NEF для Nikon и RAF для Fujifilm) после импорта конвертирую в DNG с настройками «Embed fast load data», включением в файл превьюшки стандартного размера и использованием сжатия без потерь. Это не только позволило мне сэкономить около полутерабайта на 4-терабайтной базе фотографий, но и здорово ускоряет все процедуры, в том числе просмотр и сортировку, и открытие снимков в режиме Develop.
К тому же, файлы DNG содержат служебную зону с XMP внутри себя, а для обычных RAW эти данные сохраняются вторым файлом .XMP в дополнение к оригинальному .CR2/NEF/RAF/ARW и т.д., что на мой взгляд является в некоторых случаях минусом. С DNG можно использовать сжатие с потерями на некритичных фотографиях, при этом сохраняя все основные возможности RAW, в том числе широкий динамический диапазон и возможность всех коррекций (ББ, шумодав и т.д.) DNG с таким сжатием становятся намного (раза в четыре) меньше, что удобно при передаче их через интернет.
Обычно после импорта фотографий в Lightroom я сначала устраиваю им конвертацию в DNG с указанными выше настройками, а уже после этого приступаю к сортировке-отбраковке и другим операциям. Таким образом, к моменту синхронизации базы Lightroom ноутбука с десктопом у меня все фотографии в нужном формате и это удобно и быстро. Правда, есть нюанс - конверсия в DNG занимает приличное время (его можно сократить, если ноутбук многоядерный, запуском нескольких потоков конверсии) и лучше это делать когда ноутбук подключен к розетке.
В случае, когда необходимо оперативно отобрать снимки и куда-то их отправить, я поступаю иначе - отбраковываю первоначальные RAW, затем отбираю снимки под обработку и отправку, их конвертирую в DNG и далее обрабатываю. Тоже получается профит по отзывчивости на ноутбуке.
Подводя итог
Подводя итог рассказу о синхронизации Lightroom на двух разных компьютерах кратко повторюсь: есть два основных метода синхронизации - экспорт в режиме каталога или перенос через локальную сеть с ноутбука. В первом случае после экспорта можно удалить снимки из первоначальной базы (они попадают в список «Previous Export As Catalog», который при следующем экспорте заменится), во втором нужно провести синхронизацию папки на ноутбуке, чтобы Lightroom нашёл и удалил файлы, которые были перемещены. Второй способ мне кажется удобнее, тем более настроить локальную сеть несложно.
Что делать если локальной сети нет? Можно перенести папку с исходными RAW и всей её внутренней структурой на внешний диск, произвести импорт из каталога файлов в основную базу, а затем перенести также всю базу обратно и провести синхронизацию каталога.
Если вы используете какой-то другой способ, многим читателям этого блога было бы интересно узнать подробности. Расскажите, как вы это делаете и почему?
Другие мои статьи курса: