Одним из лучших новогодних подарков, лично для меня, стал выпуск 28 декабря Canon новой версии прошивки для
Canon EOS 1D X. Скажу честно - давно так не радовался апдейтам и, прежде всего, потому что в новом релизе добавлена возможность, которую лично я, в течение этого года, несколько раз просил внедрить, и которой очень не хватало в репортажной съёмке. В преддверии Олимпиады в Сочи это хороший, важный шаг навстречу профессиональным репортёрам.
Немного подробнее под катом, с примерами на основе съёмок на Эстафете Олимпийского Огня.
Говоря о подарке, я имею ввиду экспокоррекцию в ручном режиме (M) при включенном Auto ISO. Жалуясь на отсутствие такой возможности в камерах Canon я часто встречал недоумение или, даже, непонимание. "Ну какая может быть экспокоррекция в мануале" - говорили мне многие. Всегда, без исключений, приходилось пояснять. Последний раз, помню, поднимал эту тему с японским руководством компании на презентации
Canon 70D в Москве, прошедшей осенью. Тогда к разговору все отнеслись очень серьёзно, и появление, наконец, этой функции, меня лично очень и очень радует.
Экспокоррекция - привычная функция при съёмке в полуавтоматических режимах P, Av и Tv (подробнее в моём посте "
в каком режиме лучше фотографировать"). Экспозамер любой современной камеры стабильно ошибается, и всегда это происходит в довольно предсказуемых условиях, типа доминирования тёмных или ярких объёмов в кадре, при съёмке против фар или иных источников контрового света. Это будет и дальше происходить, до тех пор, пока камеры не научатся подключаться к мозгу фотографа, который лучше понимает что СЕЙЧАС важнее - прорисовать на снимке небо или тёмный мрамор монумента, решётку радиатора Crafter или предметы в его освещённом салоне, платье невесты или текстуру ткани костюма жениха и так далее, примеров я могу привести множество.
Как вариант, камеры немного обойдут проблему, когда станут ещё мощнее в плане вычислительной мощности, и начнут больше сопоставлять снимаемое "здесь и сейчас" со среднестатистическими данными "что обычно, в таких условиях и при такой композиции фотографируют", загруженными в память камеры. Некоторые подвижки в этом направлении есть, но пока всё довольно примитивно и на камерах всех брендов, без иключения, экспозамер предсказуемая, но хитрая штука. Большинство ошибок в съёмке у начинающих фотографов происходит именно из-за совокупности ошибки экспозамера с выбором параметров съёмки.
В своё время появление в фотоаппаратах функции Auto ISO здорово облегчило жизнь репортёрам. Сейчас им пользуется подавляющее большинство фотокоров - в отличие от многих жанров репортаж, это случай, когда освещение сцены плавает почти постоянно в широчайших пределах.
Возьмём конкретный пример с Эстафеты Олимпийского Огня, которую я фотографирую сейчас. Характернее всего вечерний кейс. Когда с огнём бежит факелоносцец, в вечернее время суток, его освещает огонь от факела. В зависимости от близости огня к лицу снимаемого (а это расстояние во время бега может меняться постоянно) и силы огня (а она плавает ежесекундно от ветра, погоды и движения факелом), яркость освещения человека может ОЧЕНЬ сильно плавать. Снимая в полностью ручном режиме вы попадаете в ситуацию, когда легко за секунды могут возникать, при прочих равных условиях, пересветы и недосветы. Избежать этого помогает полуавтоматический режим или Auto ISO, при которых система экспозамера камеры берёт на себя часть работы по вычислению правильно освещённости.
Как показывает практика, если факел является одним из основных источников света, в вечерние часы помогает "недодержка" на ступень или полторы, то есть, сдвиг экспокоррекции в минус на -1/1.5EV. В P/Av/Tv это делается простым вращением заднего колеса камеры влево - тогда доминирующее тёмное окружение факелоносца не считается камерой за недосвет (фотографу оно, часто, сюжетно неважно), и получаются правильно экспонированные ключевые элементы сцены - лицо и белый костюм, хорошо отражающий свет.
Canon 1D X и Canon EF 28-300 F/3.5-5.6L IS USM : выдержка 1/80 секунды при ISO 5000 - факел основной источник света
В противоположность этому, бегущий по снегу факелоносец в белом костюме, заставляет камеру считать, что снимок пересвечивается, и делать кадры более тёмными. В таком случае экспокоррекция проводится, также вращением заднего колеса (на всех камерах от 70D и выше) вправо, в плюс. Всё это хорошо читается в видоискателе, на специальной шкале.
До выхода новой прошивки для Canon 1D X, в ручном режиме, экспокоррекции не было. Вы могли выставить выдержку, диафрагму и автоматическое ISO, а экспозамер всегда оставался в "нулевом положении".
Чтобы оставить себе возможность использования экспокоррекции, приходилось использовать полуавтоматические режимы. Но в условиях сложного света, особенно по темноте, снимать на автоматических и полуавтоматических режимах P/Av/Tv часто неразумно. Поясню эти ограничения на конкретных примерах:
- В режимах P и Av на объективе
Canon EF 28-300 выдержка, при недостатке освещения, устанавливается по логике 1/ФР - то есть на 28 миллиметрах камера, удерживая ISO максимально возможно низким, будет ставить 1/30 секунды, а на 300 миллиметров уйдёт до 1/300 секунды. Первое плохо для съёмки динамики, второе по темноте избыточно (хороший стабилизатор) и приводит к задиру ISO до пиковых, даже для такого фотоаппарата, значений. Никогда ночью, на фокусном 300 миллиметров, я не снимаю на 1/300 секунды - достаточно 1/100, а в случае более-менее статичной сцены, и 1/60 секунды. При таких параметрах стабилизатор в 28-300 обеспечивает достаточную уверенность в чёткости картинки.
Canon 1D X и Canon EF 28-300 F/3.5-5.6L IS USM : выдержка 1/30 секунды при фокусном 260 миллиметров, ISO 4000 (могло быть ISO 32000 при 1/240 секунды)
Canon 1D X и Canon EF 28-300 F/3.5-5.6L IS USM : выдержка 1/100 секунды при фокусном 190 миллиметров
Следовательно, в условиях темноты режимы P и Av не очень пригодны для съёмки спорта. Обойти ситуацию на "единичке" можно, благо в отличие от младших камер, у неё полностью можно ограничить и верхний, и нижний пределы устанавливаемых выдержек. Но... попадая в яркое освещение, можно столкнуться с тем, что ограниченный диапазон выдержек оказывается слишком узким. Какие камера старается выставить настройки для Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM можете сами представить - формула рассчёта самой короткой выдержки при недостатке света остаётся той же самой.
- Аналогичная проблема возникает и на светлой оптике, скажем, на Canon EF 50mm f/1.2L USM камера тяготеет к выдержке в 1/40 секунды, что совсем тяжело в репортаже - слишком увеличивается вероятность смаза, ещё и потому что эта линза не оснащена (в отличие от 35mm f/2 IS USM) стабилизатором. Но и использование режима Tv на светлой оптике сопряжено с проблемой...
Canon 1D X и Canon EF 50mm f/1.2L USM : ISO 16.000, диафрагма 1.6, выдержка 1/100 секунды
Canon 1D X и Canon EF 50mm f/1.2L USM : ISO 100, диафрагма 1.6, выдержка 1/250 секунды
- В режиме Tv, при недостатке света, камера всегда тяготеет к установке максимально открытой диафрагмы. Максимально открытое значение часто не подходит как из-за необходимости получения бОльшей ГРИП, так и из-за особенностей оптики, которая на широко открытой "дыре" хроматит контуры и мягчит картинку. Следовательно, опять приходим к режиму M, и вынужденному использованию ручного ISO, потому что автомат "в нейтрали". Всегда спасала возможность включения в M режима изменения ISO вращением колеса (очень удобная возможность 1D X), но приходилось тщательно следить за экспонометром, не допуская задиров и провалов яркости. Это отвлекало от композиции и сюжета.
- При съёмке салюта, которым почти всегда завершается день Эстафеты, происходят сильные перепады яркости в небе, потому что разные заряды, взрываясь, дают разный уровень освещения и неба, и всего вокруг. Это непредсказуемый источник света. Эмпирически я пришёл к тому, чтобы снимать салют на выдержке от 0,3 до 1/10 секунды с рук, оставляя Auto ISO активным и выставляя экспокоррекцию в минус 1 ступень (салюты происходят ночью). При таких выдержках салют достаточно размазан по небу (красивый шлейф), но зрители замершие глядя в небо, и вся сцена (благодаря стабилизатору) остаются чёткими. До выхода новой прошивки для Canon 1D X приходилось использовать режим Tv, потому что в M кадры стабильно получались пересвеченными. Другие режимы для этого вовсе не подходили.
Canon 1D X и Canon EF 28-300 F/3.5-5.6L IS USM : выдержка 0,3 секунды с рук, экспокоррекция -1
Canon 1D X и Canon EF 28-300 F/3.5-5.6L IS USM : выдержка 1/5 секунды с рук
Canon 1D X и Canon EF 28-300 F/3.5-5.6L IS USM : выдержка 1/10 секунды с рук, экспокоррекция -1
Canon 1D X и Canon EF 28-300 F/3.5-5.6L IS USM : выдержка 30 секунд с упора (мусорный бак в качестве "подставки" для камеры)
Исходя из сказанного, у фотографа до выхода новой прошивки для Canon 1D X были следующие варианты действия в боевой обстановке Эстафеты:
- Зайцем скакать между режимами, выбирая по необходимости Av/Tv/M для разных сюжетов (снимаем то не только факелоносцев, но и кортеж, окружение, зрителей)
- Использовать режим M, но не использовать Auto ISO в нём, следя за экспонометром и лихорадочно крутя ISO во все стороны
- Использовать брекетинг по экспозиции, рискуя пропустить полезные фазы (получить годную фазу снимаемого при непопадании в экспозицию) и забивая флешку дублями
И вот, с новой прошивкой, счастье есть ;-) Теперь можно смело снимать в M, во всех ситуациях, корректируя логику экспозамера камеры при необходимости. Мне показалось удобным посадить экспокоррекцию в M на кнопку SET, которой до этого на 1D X я практически не пользовался.
Также, новая прошивка улучшила целый ряд моментов, связанных именно с автофокусом, и именно в аспектах, важных для съёмки спорта - увеличено количество инструментов подстройки отслеживания, для тех кто пользуется следящим фокусом, введены опции для контроля точек автофокуса при переводе камеры из портретного режима в пейзажный и обратно, расширен диапазон минимальной выдержки при Auto ISO и т.д. Подробнее можно
почитать на сайте Canon. В целом, на мой взгляд, Canon хорошо подготовила 1D X для сложной работы спортивных фотокоров на Олимпиаде в Сочи
P.S. Предыдущая прошивка для Canon 5D Mark III прилично подняла возможности младшей модели до уровня 1D X, в том числе, в плане автофокуса. Новая прошивка для 1D X вновь заметно разнесла эти камеры по классам. Несмотря на приличную скорострельность и идентичную систему автофокуса, в плане ресурса, надёжности в экстремальных погодных условиях, настраиваемости и количества опций, скорости/удобства управления в репортаже, 1D X остаётся намного более интересным вариантом для фотографа. За "допы" и приходится платить тройную цену.