Зум-объектив Canon EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender 1.4x продают только под заказ, стоит он порядка 500 000 рублей. Мне было интересно опробовать его в Сочи, во время Олимпиады, в полевых условиях на хорошем свету и в темноте. Под катом расскажу, что собой представляет этот топовый профессиональный универсальный зум, покажу примеры фотографий.
Не без причины, на Олимпиаде, ведущие фотографы, с аккредитацией MPC и GPC, эти объективы разбирали похлеще горячих пирожков. Несмотря на огромные размеры и внушительный вес, составляющий 3620 грамм, EF 200-400mm f/4 L впечатляет.
В него очень сложно не влюбиться: шикарная резкость по всему полю кадра, отсутствие сколько-нибудь заметного виньетирования, отличная контрастная и звонкая картинка, отменная стойкость к контровому свету и… максимальная универсальность. Технически, Canon EF 200-400mm f/4 L может заменить сразу несколько больших тяжёлых топовых фиксов, поработав один вместо набора из:
- Canon EF 200mm f/2 L IS USM (~250 000 рублей)
- Canon EF 300mm f/2.8 L IS USM (~260 000 рублей)
- Canon EF 400mm f/2.8 L IS II USM (~400 000 рублей)
- Canon EF 500mm f/4 L IS II USM (~385 000 рублей)
- Canon EF 600mm f/4 L IS II USM (~510 000 рублей)
- Canon EF 800mm f/5.6 L IS USM (~460 000 рублей)
Большинству из перечисленных EF 200-400 проиграет всего ступень светосилы (за исключением
200-миллиметрового, которому уступает две), но это компенсируется значительно большей универсальностью, меньшей стоимостью (500 тысяч против полутора миллионов, если брать набор из нескольких фиксов) и весом, лучшей мобильностью. Проигрыш в ступень светосилы на современных тушках уже менее критичен - там где на 500mm f/4 L вы будете снимать на ISO 1600, на EF 200-400 с экстендером (f/5.6) придётся использовать ISO 3200. Это не особо фатально.
Сравнение размеров EF 200-400 со старшими фиксами Canon:
Я принципиально не ставил в список 300mm f/4 L IS USM, сопоставимый по светосиле, но относящийся, по возможностям/регулировкам к более простой (хоть и профессиональной) серии. Все перечисленные фиксы, как и EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4x имеют характерные для топового уровня профессиональных линз возможности:
- Трёхрежимный стабилизатор, с возможностью отключения стабилизации по одной из осей для съёмки с проводкой и специальным режимом для съёмки непредсказуемо движущихся объектов;
- Возможность создания пресета фокусировки, с дополнительными кнопками и переключателем на корпусе объектива, возможностью переброса точки фокуса кольцом "playback ring";
- Электронное кольцо "playback ring" для плавной фокусировки (удобно для видеографов);
- Отсек для вставных светофильтров 52мм;
- Специальное кольцо с ногой, для установки объектива на штатив или монопод.
Штативное кольцо 200-400 и перечисленных фиксов несколько отличается, конструктивно, от колец на таких объективах как Canon EF 70-200mm, 100-400mm, 28-300mm или 300mm f/4L не только размерами, но и возможностью полуфиксации в вертикальной/горизонтальной позиции камеры. Под полуфиксацией я подразумеваю возможность «характерного щелчка» при не закрученном до конца стопорном кольце, что позволяет, не блокируя полностью возможность вращения объектива, производить оперативное изменение ориентации закреплённой на штативе или моноподе камеры, линза при такой полуфиксации остаётся надёжно закреплённой и не болтается в кольце.
Уникальной особенностью Canon EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender 1.4x является встроенный прямо в объектив телеконвертер (также называемый экстендером, что прямо отражено в названии линзы). Его активация производится специальным рычагом у байонета. В режиме 1.4x объектив превращается в 280-560mm f/5.6. Также, как я убедился, стекло остаётся полностью функциональным с установкой дополнительного телеконвертера Canon EF Extender 1.4x III, превращаясь в 392-784mm f/8, сохраняя эффективный быстрый (в т.ч. следящий) автофокус на камерах класса Canon EOS 1D X.
Использованию телеконвертера в инструкции к объективу посвящен отдельный параграф. Как выяснилось, не все фотографы понимают, что телеконвертер нужно переключать в момент, когда линза не используется. То есть, не следует это делать в момент съёмки со следящим фокусом, при полунажатом спуске и до остановки механизмов стабилизатора, на «парковку» которых требуется около двух секунд. В противном случае возможны сбои в работе системы фокусировки. Во избежание случайных срабатываний переключатель телеконвертера снабжён блокиратором, который необходимо возвращать в основное положение после переключения режима.
В этот обзор я решил поместить таблицу с ключевыми характеристиками Canon EF 200-400 f/4 L IS USM Extender 1.4x:
Что до субъективных впечатлений, то объектив показался очень удобным, и не таким тяжёлым, как Canon EF 600mm f/4 L. К тому же, он несколько компактнее. В любом случае, лучше использовать его с моноподом, чтобы не перегружать позвоночник, но в полевых условиях он достаточно удобен и как обычный зум.
Наличие встроенного экстендера делает 200-400 более универсальным, а на картинке практически не сказывается. Даже с двумя экстендерами он продолжает давать впечатляюще неплохие кадры, особенно, при хорошем свете. Но даже при не слишком хорошем освещении и вечером, с двумя экстендерами на 1D X продолжает уверенно и быстро работать следящий фокус. Конечно, для получения резкой картинки лучше даже со стабилизатором использовать выдержки 1/F, но проводку и малоподвижные сюжеты можно снимать, доверившись стабилизации.
Отдельно отмечу впечатляющий стабилизатор с заявленной эффективностью в 4 ступени - в отдельном посте
я показывал примеры снимков с проводкой, включая сделанные на выдержке 1/10 с рук при фокусном расстоянии 290 миллиметров, и при 1/50 секунды с двумя конвертерами, на ФР в 784 миллиметра. Результат был высоко стабильным, без использования упора или штатива. Все снимки для этого поста были сделаны только с рук, без использования монопода, на всех фокусных расстояниях, с экстендером и с двумя экстендарами.
Ниже примеры фотографий, сделанных на Canon EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender 1.4x. Большинство без какой-либо обработки, кроме уменьшения размера под блог и соответствующего шарпа. Позже выложу их архивом в полном разрешении, пост обновлю. EXIF сохранён.
1.
2. Canon 1D X + EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender : 560mm, f/5.6
3. Canon 1D X + EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender : 560mm, f/7.1
4. Canon 1D X + EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender : 400mm, 1/40s
5. Canon 1D X + EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender : 441mm, 1/80s
6. Canon 1D X + EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender : 560mm, 1/50s
7. Размытие фона при 200mm @ f/6.3
8. Canon 1D X + EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender : 400mm, f/4
9. Размытие фона при 386mm @ f/4
10.
11. "молочный портрет" при 350mm @ f/4
12.
13.
14.
15.
16. Съёмка со следящим фокусом, с проводкой - ФР 200 мм при 1/20 секунды
17. Два экстендера: 784 мм при f/8, с рук, 1/200 секунды
18. 400 mm @ f/4
19. 540 mm @ f/5.6 (с встроенным экстендером - точка съёмки неизменна), выдержка 1/40 сек!
20. С встроенным экстендером - 560 мм @ f/5.6
21. Диагональная проводка, 2 экстендера: 784мм f/8, выдержка 1/50 сек!
22. 200mm @ f/4 с павильона Мегафона в Олимпийском парке
23. 400mm @ f/4
24.
25. Canon EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender: боке на ростовом портрете при 376mm @ f/4
26.
27. Следящий фокус, встроенный экстендер, 1/200 секунды на 560 мм
28. Следящий фокус, встроенный экстендер, 1/15 секунды на 560 мм
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35. 1/40 секунды с рук, 200 миллиметров ФР
36. 1/100 секунды с рук, ФР 560 мм
37.
38. 400mm @ f/4
39. 560mm @ f/5.6
40. Контровой свет
41. 1/100 секунды с рук, 560мм, f/5.6 @ ISO 5000 (Canon 1D X)
42. 1/160 секунды с рук, 560мм, f/5.6 @ ISO 2000 (Canon 1D X)
43. 448 мм @ f/5.6, контровой свет, бокэ
44. С рук, 1/20 секунды при 200мм @ f/4
45. С рук, 1/20 секунды при 290мм @ f/4
46. С рук, 1/60 секунды при 334мм @ f/4
47. С рук, 1/60 секунды при 400мм @ f/4
48. С рук, 1/10 секунды при 250мм @ f/4
Подведу итог. Canon EF 200-400mm f/4 L IS USM Extender 1.4x оставляет очень положительные впечатления. Нравится картинка, стабилизатор и, главное, универсальность. Скажем, есть очень много причин, с практической точки зрения, предпочесть его старшим фиксам. Если не критична 1 ступень светосилы, то почему бы не взять один такой вместо набора и более тяжёлых, и менее универсальных стёкол?
Другие обзоры объективов Canon у меня в блоге:
Интересно на что я снимаю, на чём обрабатываю фотографии и почему взял в экспедицию именно эту технику? Читайте пост "
Техника, которой я доверяю"