VIII
21 февраля 1513 г., через три с половиной месяца после освящения росписей, навеки успокаивается неугомонный Юлий II, собравший в Риме почти всех самостоятельных художников Высокого Возрождения. На смену папе, декларировавшему свое невежество, приходит Лев Х, папа с безупречным вкусом, сам в свое время обучившийся всем искусствам, и, в отличие от Юлия II, не скрывающий своих пристрастий. Будучи сам в некоторой степени художником, он указал художникам на их место, определив на многие годы идейную и художественную программу. Будучи дальновидным политиком, он проморгал избрание Карла Габсбурга на испанский трон, мудрый понтифик - он не разглядел рождения реформации за «ссорой глупых монахов», а итогом его карьеры стало избрание папой Адриана VI, запретившего всему Риму петь и танцевать и на два года своего недолгого понтификата закрывшего Бельведер, наполненный Юлием II и самим Львом Х антиками.
Живопись все более и более начинялась идейным (в чисто литературном смысле) содержанием и все далее удалялась от постановки и решения собственно живописных задач. Различные виды пластических искусств пошли различными путями (объединять их стала все та же литература) и синтез искусств начал подменяться их сочетанием. Появился предтеча барокко - принцип субординации, принцип подчинения отдельных видов искусств одному основному при их синтезе.
Микельанджело, занятого то скульптурой гробницы Юлия II, то архитектурой Сан Лоренцо и Лоренциано, то возведением укреплений и защитой Флоренции, то добычей мрамора, то строительством дорог, все эти нововведения обошли стороной. Несомненно, он о них знал - доказательство тому - гробницы Медичи, но они были глубоко чужды его гению, и, когда в 1535 году папа Павел III призвал его вновь для работы в той же Сикстинской капелле, где алтарные фрески были уничтожены пожаром, те же слова, сказанные Микельанджело 27 лет назад Юлию II, «живопись - не моя специальность», прозвучали уже несколько по иному. В них явно слышалось: «ваша живопись - не моя специальность». Настоятельные требования папы после такого заявления можно было трактовать так же, как в свое время благословение Юлия II, тем более, что и этот папа не разбирался в живописи - его интересовало лишь сотрудничество с Микельанджело и приобретение для своей церкви еще одного произведения мастера.
VII главы IX