Сколь многих это мое творение сделает глупцами

Feb 22, 2006 01:48


VII

Гармония росписи свода возникает не в изображении, а в его взаимодействии с вами. Фреска включает вас в себя, как необходимый элемент - она не самодостаточна, как живопись Леонардо или Рафаэля: фреска предлагает условия игры, правила которой жестко детерминированны ее расположением и размерами, ее архитектурной организацией и композицией, и только в процессе игры возможно не осмысление, но постижение фрески. Поднимая вас от быта через фигуры пророков к ощущению Творца в себе, она приводит вас не к абстрактной гармонии, а к гармонии с Творцом, чего, вероятно, и добивался лукавый Юлий II.

Катарсис в произведении Микельанджело не иллюзорный, заключенный в изображении катарсис, а реальный катарсис, возникающий внутри вас под влиянием изображения. Поэтому, покидая Сикстинскую капеллу, вы уносите в себе и память о конфликте, и разрешение этого конфликта. Без вашего участия росписи Микельанджело мертвы, они оживают лишь в постепенном, шаг за шагом постижении их вами. Живопись, скульптура и архитектура, слегка приправленная литературой (достаточно, чтобы задать вам верное направление, но не чрезмерно, чтобы не разрушить ваше восприятие), воспринимаемые на протяжении какого-то времени здесь и сейчас, уподобляются музыке и театру: действие последовательно, оно имеет четко обозначенные начало, развитие сюжета, кульминацию и катарсис. В отличие от произведений пластики, в которых гармония составляет основное содержание, и лишь благодаря этой гармонии, вы с настроением этой гармонии обращаете свое внимание на изображаемое, в росписях свода Сикстинской капеллы гармония отсутствует принципиально и возникает лишь со временем, необходимым для восприятия изображения. Если гармоничные произведения своей гармонией задают ваше настроение, программируют ваши ощущения перед восприятием, то восприятие свода вы начинаете с тем настроением, что у вас есть при входе в капеллу.

Не художник, а папа решил, что работа закончена и в октябре 1512 года разобрал леса, не обращая внимания на протесты Микельанджело, желавшего внести еще некоторые дополнения. Посмотрев снизу на свою работу, мастер отказался от предложения вновь возвести леса, и, обменявшись каламбурами (папа спросил, не кажется ли Микельанджело, что надо добавить золота, то есть, по прежнему ли композиция, как и при первом представлении эскиза, бедно выглядит? На что тот ответил, что персонажи, де, золота не носили), мастер и заказчик решили, что работа завершена.

VI   главы   VIII

Микельанджело

Previous post Next post
Up