Сколь многих это мое творение сделает глупцами

Feb 25, 2006 10:25



XI

Безусловно, Микельанджело выступил здесь как сторонник реформации церкви. Не напрасно его обвинял в этом Пьетро Аретино, дело заключалось отнюдь не в личной обиде: система росписей Сикстинской капеллы - подтверждение учения Хуана де Вальдеса, его догмы «оправдания единой верой».

Папы, облачая фигуры Страшного Суда в набедренные повязки (это было сделано уже после смерти Павла III учеником Микельанджело Даниелле де Вольтерра, причем, очень тактично, однако, и за это он удостоился прозвания bracchetone - «портач»), не просто хотели избавиться от наготы на фреске, они хотели уничтожить впечатление от фрески, наивно полагая, что дело в наготе. Единственный, вероятно, понявший в чем дело папа Климент VIII приказал вовсе уничтожить фреску, но, к счастью, именно маньеристам из Академии св. Луки удалось защитить свою хрестоматию и отговорить папу от его намерения.

Микельанджело сумел фреской алтарной стены объединить все элементы среды капеллы. Если раньше, при росписи свода, он тактично отделялся от живописи предшественников, то теперь он заимствует ее и включает в общую композицию, если раньше, недовольный архитектурой, он накладывал на нее свою, чтобы получить четкие границы пространства, то теперь он ломает всю архитектуру и создает новое пространство, трактуя архитектуру как его часть. Научившись сжимать и расширять объем капеллы еще при росписи свода, тогда же продемонстрировав умение искривлять и выпрямлять плоскости, Микельанджело, расписывая алтарную стену, использует эти приемы, доводя их до такой степени совершенства, что само реальное пространство капеллы становится иллюзорным и само начинает порождать новые иллюзорные пространства. При попытках разобраться в них иллюзия рассыпается, и исследователь натыкается на нечто более реальное - на иллюзию иного порядка - живопись или изображенные скульптуру и архитектуру.

Если при росписи свода мастер еще применял принцип координации, когда все виды искусств равнозначны при их синтезе, то после росписи алтарной стены в капелле появляется новое искусство, по отношению к которому все известные виды искусств, сохраняя свое значение, находятся в подчиненном положении - все они создают иллюзорное пространство, изменяющееся в зависимости от положения наблюдателя внутри реального пространства капеллы и точки приложения его внимания.

X   главы   XII

Микельанджело

Previous post Next post
Up