Сколь многих это мое творение сделает глупцами

Feb 26, 2006 01:36



XII

Попробуем рассмотреть, что изменилось в росписях капеллы после создания алтарной фрески, не принимая во внимание свойств пространства, созданного Микельанджело, и отмечая противоречия, которые возникают между логикой и ощущениями.

Первое, что бросается в глаза - огромный Иона, падающий на голову Христа вместе с лишенным опоры импостом. Христос-Судия - центральный образ алтарной фрески уже находится под самым импостом, а геометрический центр алтарной стены отдан пустому пространству.

Исчезли четкие горизонтали карнизов на алтарной стене, связывавшие продольные стены между собой, массы тел, соединяющие их ныне, уже почти разорваны фигурой Христа, и стены под напором живописи разваливаются в стороны. Можно, конечно утверждать, что этим достигается образ Хаоса, но именно этого образа и не возникает, возникает ощущение стройного порядка.

При росписи алтарной стены Микельанджело понадобилось сбить изображенных им же предков Христа под распалубками, чтобы изобразить орудия пыток, образующих еще два композиционных центра, отвлекающих от центрального образа, разрушающих тем самым композиционное единство, и под воздействием движения вниз пророка Ионы эти два дополнительных композиционных центра способствуют распаду фрески на две части. От распада не может спасти «круговое движение массы тел», изобретенное Вазари для спасения композиции: в критических точках эта «масса тел» расступается и создает линию разлома (на самом деле поражает именно отсутствие кругового движения тел, чуть ли не обязательного при изображении Страшного Суда). Несмотря на все это, фреска отнюдь не разваливается надвое.

Четкая архитектура плафона, поддержанная яркой живописью и членениями продольных стен, должна подавлять аморфное пространство алтарной стены. Но именно алтарная стена господствует в капелле.

С появлением росписи алтарной стены, стали необязательными росписи распалубок и люнетов, но они не выпадают из общего ансамбля росписей.

Уничтожение росписей Перуджино и отсутствие на алтарной стене их эквивалента разорвало циклы продольных стен, но эти циклы не только остаются едиными - они стали необходимыми элементами ансамбля.

Если все сделано вопреки всем правилам, и при этом ни у кого не поворачивается язык, чтобы обратить на это внимание, значит, существуют некие правила иного порядка, диктовавшие создание фрески алтарной стены и ощущаемые всеми.

Вряд ли Микельанджело отдал фреске алтарной стены шесть лет, чтобы дать хрестоматию маньеристам, вряд ли ему понадобилось в полтора раза большее время, чем при росписи свода, чтобы просто расписать площадь в три раза меньшую, вряд ли писать, задрав голову и глотая краски, проще и быстрее, чем писать по вертикали стены. Шесть лет потребовалось Микельанджело, чтобы найти и воплотить те правила, не сформулированные, но ощущаемые всеми, те, что уже почти половину тысячелетия заставляют всех находить то, чего нет в росписи алтарной стены, чтобы скрыть свое недоумение.

XI   главы   XIII

Микельанджело

Previous post Next post
Up