XIII
Все отмеченные противоречия в организации росписей Сикстинской капеллы уничтожаются, если рассмотривать все ее фрески как элементы единого живописного пространства.
Тогда Иона вместе с историями Медного Змия и Эсфири принадлежит плоскости алтарной стены, связывая ее со сводом; отсутствие четких горизонталей на этой стене уводит карнизы продольных стен за ее плоскость (для чего и потребовалось сбивать собственные фрески), туда же уходят и фрески предшественников, и шпалеры нижнего яруса и окна, и люнеты, встречаясь где-то за плоскостью алтарной стены.
Два светлых пятна на алтарной стене на уровне люнетов, приобретая собственный объем, объем более реальный, чем объем импоста и пространства между распалубками, обеспечивают дополнительную связь стены со сводом и смыкаются с тремя нижними композициями прежней росписи, этому помогает координация сюжетов пятен и распалубок (распятие-крест, жезл-колонна). Фигура Христа становится в центр композиции, образуемой фреской алтарной стены и тремя примыкающими к ней росписями свода.
Динамика устремившейся влево от зрителя фигуры Ионы уравновешивается слева восходящим движением тел и падающими телами справа, что низводит пророка до простого элемента композиции.
Росписи люнетов и распалубок вдоль продольных стен отрывают от них свод и переводят его в иную плоскость.
Росписи свода становятся продолжением росписи алтарной стены, сложная композиция которой строится на концентрических замкнутых кривых, расходящихся от фигуры Христа, переходящих на своде в архивольты. Доходя до продольных стен, эти кривые создают сложную сеть отраженных кривых, подобных отраженным и пересекающимся кругам на воде. Это построение создает ощущение засасывания пространства внутрь алтарной фрески, что выдвигает ее на зрителя. Все это, как и пульсация объемов, образованных массой тел, и прежняя роспись свода создает ощущение господства в капелле фрески алтарной стены.
XII главы XIV