Чтобы картина была полной - лучше сначала прочитать предыдущие посты про Випассану:
http://rakudajin.livejournal.com/340224.htmlhttp://rakudajin.livejournal.com/341105.html~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
А здесь я выскажусь об идеологии и моем "протесте" против того, чему учили на Випассане. Будет очень много противопоставлений, на которых строилось учение, но я буду вставлять свои "пять копеек". Начнем-с :)
А начнем с разбора их учения. Жирным - то, чему учат. Курсивом - моя реакция на это :)
1) Все эмоции имеют физическое отражение в теле. В частности, негативные эмоции - наносят вред нам самим, разрушая нас изнутри.
- Ок, это даже научно доказано. А на Випассане - да, ты реально чувствуешь, что тебе плохо, когда ты злишься.
2) Все сильные эмоции заканчиваются страданиями. Если мы чего-то сильно хотим, но не получаем - мы страдаем. Если мы чего-то избегаем, а оно происходит - мы страдаем. Если мы к чему-то привязываемся, но лишаемся этого - мы страдаем.
3) Кажется, что источник наших страданий - окружающий мир. Мы страдаем от того, что всё в мире происходит не так, как мы хотим. Все страдания происходят от того и только от того, что окружающий мир не соответствует нашим желаниям и ожиданиям.
4) Однако, внешний мир нам не подвластен. Никто, ничего и никогда не будет на 100% соответствовать вашим ожиданиям. Человек просто не способен контролировать всё. Да что уж там - большинство из нас не способны контролировать даже себя.
- Тут сказать нечего, всё очень логично. Мне эта мысль и идея очень понравилась ещё в июле, когда я подписался на ю-туб канал одного Гуру.
5) Но все страдания - не из окружающего мира. Все страдания - в нас самих. Боль - не страдание. Страдание - это наша реакция на боль. Любые поступки людей, любые происшествия и события в мире - не приносят страдание. Страдание - это наша реакция на это вот всё.
- Это не так очевидно, но после Випассаны с этим трудно не согласиться. Хотя бы тот же пример про боль - очень явно на своей шкуре чувствуешь там.
6) Хорошая новость: в отличие от окружающей среды, которую мы не можем контролировать - мы можем контролировать себя. Мы можем сами решать, на что стоит реагировать, а на что нет. И этому контролю мы и учимся на випассане.
- Ух-ты! Давай, клёво.
7) Ключом к контролю является Аничча. Все временно. Любые эмоции - и хорошие и плохие - временны. Любые ощущения - временны. Любые явления в окружающем мире - временны. Все вещи - временны. Все люди - временны. Всё появляется и исчезает. Таков один из основных законов природы.
8) Если ты к чему-то привязываешься - ты обречен испытать боль. Потому что рано или поздно - оно исчезнет, и ты испытаешь боль утраты. Это касается и желаний, и избеганий. Всё изменяется, ничего не остается прежним, и ничего не подвластно нашему контролю.
- Тоже логично всё. И что?
9) Поэтому нет смысла к чему-то привязываться: оно всё равно пройдёт. Нет смысла чего-то хотеть: оно всё равно будет временным, да и наше желание - временно. Не стоит чего-то избегать - он всё равно пройдёт, оно временно. Не стоит чего-то бояться: оно всё равно может появиться, но даже если появится - всё равно пройдёт. Просто принимай действительной такой, какая есть - прямо сейчас. Наблюдай, равнодушно и беспристрастно. И не реагируй.
- Стоп! А вот тут у меня произошла полностью обратная реакция. Если всё временно, если всё появляется исчезает - какого хрена я должен стараться наблюдать, не реагируя, равнодушно?! Наоборот же!!! Если просто сидеть и наблюдать - так вся жизнь и пройдёт перед глазами. Без твоего участия. А зачем ты тогда вообще живёшь?
10) Поэтому вот сиди тут, медитируй, и ты получишь мир, гармонию и счастье. Ты не будешь ничего хотеть, не будешь ни к чему привязан, не будешь ничего бояться. Не будешь никогда страдать. И будешь всех любить и нести всем счастье.
- НЕЕЕЕТ! Хватит :) Уж лучше я буду хотеть и страдать от того, что не получил! Привязываться, и испытывать боль утраты! Бояться, и радоваться, что это прошло или закончилось! Чем стану безэмоциональным овощем.
THE END.
А теперь, рассмотрим пару кейсов, которые они сами и предлагают :)
Будем сравнивать "обычного человека", "просветленного" - на основе учений будды, и "здорового человека" - на основе того, что я считаю правильным :D
Кейс 1.
Сильный обижает слабого.
Реакция обычного человека: Сострадание к пострадавшему, агрессия/злость к агрессору.
Реакция просветленного: Сострадание к пострадавшему, и ещё больше сострадание к агрессору - ведь он не ведает что творит, он же делает хуже самому себе, он же разрушает себя.
И тот и другой - вмешаются. Но первый будет спасать пострадавшего, а второй - ещё и агрессора (даже в большей степени).
Реакция здорового человека: Сострадание в пострадавшему. К агрессору: сначала злость/агрессия, но потом - прощение и сочувствие. Но (!) это, блин, нормально, правильно, здорово - испытать эту агрессию. Мы так устроены! Это человечно! Уметь остановиться и простить - очень круто и полезно. Но сразу простить, даже не разозлившись - это не по-человечески. Так не правильно :(
Кейс 2.
Кто-то убил твоего близкого человека.
Реакция обычного человека: Боль от утраты близкого человека. Ненависть и желание отомстить - к убийце.
Реакция просветленного: Никакой боли утраты (а зачем?). К убийце - сострадание, ведь он не ведает что творит, он же делает хуже самому себе, он же разрушает себя.
Реакция здорового человека: Боль от утраты. Но - нужно уметь успокоиться и отпустить. Но не испытать боль утраты - это неправильно, это не по-человечески. Это значит, что этот человек никогда не был близок тебе.
К убийце - ненависть или агрессия. Первичное желание - отомстить. Но нужно уметь успокоиться, и простить его. И, возможно, действительно пожалеть. Но не испытать негатива к этому человеку - это, блин, не здорово, неправильно, не по-человечески!
Всё это можно отобразить на оси, где с одной стороны - неконтролируемая эмоциональная реакция, которая деструктивна и может натворить много бед (реакция обычного человека). А с другой стороны - отсутствие эмоциональной реакции в принципе (реакция просветленного). И то и другое - неправильно и нездорово. Правильно - что-то посередине. Испытать, но отпустить. Но, блин, испытать!
Випассана, по сути, на меня произвела обратный эффект, чем должна производить. Она учит тому, что надо быть менее эмоциональным. А я стал более эмоциональным :) И вот почему.
По моим наблюдениям, большинство людей в целом, и большинство пришедших на випассану в частности - это люди, которые как раз не умеют совладать со своими эмоции. Люди, у которых много хотелок, много страхов, много привязанностей. И от неумения хоть как-то это контролировать - эти люди страдают, очень много страдают. И вот им дают крутой навык: "пронаблюдать эмоцию, не реагируя". И учат, что в идеале - вообще не испытать эту эмоцию.
И вот многие из них - видят эту концепцию как "недостижимый идеал". Красивая идея, к которой стоит стремиться, чтобы избавить страданий. Они не верят, что можно прийти в безэмоциональное состояние. Но они видят, что при движении по этому пути - их жизнь улучшается. И они становятся сторонниками этой идеи.
А я был, в каком-то смысле, немного уникальным для Випассаны гостем. Я был, хоть и в кривой форме, но как раз близок к другому концу оси. Я не умел наблюдать эмоций в этом замечательном смысле... Но я был мастером по "забиванию" в себе эмоций. Настолько мастером, что я научился забивать в себе эмоции ещё до того, как они давали о себе знать. И у меня, вот честно, сколько себя помню - никогда не было сильных привязанностей, я никогда не испытывал глубокую боль утраты, я почти никогда не позволял себе что-то хотеть так, чтобы я страдал при невозможности это получить. И причиной этому послужило то, что я как раз "логически" пришел к тому, что это не рационально, глупо. Да, я делал это плохим методом (забиванием, а не наблюдением), но я был явно по другую сторону баррикад. И именно это было основной темой моей работы с моим психологом :) А випассана - стала финальным и очень мощным звеном.
Причиной моего такого поведения было то, что я "боялся" своих эмоций: почти всегда, когда я им давал волю - они меня захватывали и я полностью терял контроль над собой. И хорошо это никогда не заканчивалось :) Вот я и забивал свои эмоции. И хоть большинство людей меня знает как неэмоционального человека - я, напротив, ооочень эмоционален, просто единицы это видели...
И вот я сижу, близко к "безэмоциональному идеалу", и меня тянут в ту сторону... И произошел "эффект маятника". И я испугался :) Куда вы меня тяните!!!
Для меня это не "недостижимый идеал". Я более чем верю, что можно прийти к состоянию, чтобы вообще не испытывать эмоции... Но я не хочу прийти к этому состоянию. Это же страшно! Это же ужасно! Это же лишение индивидуальности! Ты же человек, а не цветочек в поле, который ничего испытывает!
Фаната випассаны и буддисты говорят, что "Ты так думаешь, потому что не прочувствовал всё до конца. Вот помедитируй ещё, и тебе откроется, что это здорово!". А что, если я не хочу, чтобы мне открылось, что это здорово? Что, если я хочу, чтобы у меня этот идеал вызывал страх и отторжение? :) В том и разница.
Випассана подарила бесценный навык: уметь останавливать эмоцию, не забивая её. Это очень полезно, это очень круто, это очень здорово во всех смыслах. Но из этого вовсе не следует, что идеал - остановить эмоцию сразу, на корню!
Жизнь эмоционального человека выглядит так:
Довольно очевидно, что за белой полосой всегда следует черная. Невозможно всегда быть на мега-позитивных эмоциях. И, конечно, любая удача, любое положительно событие рано или поздно заканчивается, и даже сам факт того, что оно закончилось - вызывает немножко грусти/боли/печали.
То, к чему по их словам нужно стремиться - так:
Не радости - нет боли. Нет страсти - нет облома. Нет привязанностей - нет утрат. Хотите? Я - нет.
Випассана тебе даёт в руки инструмент, с помощью которого ты можешь устанавливать границу для этих колебаний. Славно! Но это вовсе не значит, что идеал - поставить эту планку у нуля. Ставьте там, где вам нравится! Но такой подход они считают неправильным. Если так относиться к технике, то "ты ничего не понял". Ок, я ничего не понял - мне не жалко :) Зато теперь у меня есть клёвый и полезный инструмент :)
Эпилог.
Плохо - давать эмоциям поглотить тебя. Но не испытывать эмоции - не лучше. А вот испытывать, но уметь останавливаться - бесценно.
Я люблю людей. Но я не хочу любить людей "как овощ" - не злиться, не желать, не привязываться. Я хочу любить людей по-человечески. И я не желаю людям такого "счастья", когда у тебя нет ни страстей ни страданий.
Я не считаю, что человек не должен страдать. Я считаю, что человек должен уметь прекратить своё страдание, когда оно "ту мач". Я люблю "взлёты и падения", я не люблю монотонную жизнь. Падать - нормально. Не нормально - не вставать. Взлетать - нормально. Не нормально - взлетать так высоко, что при падении уже не встать, не осознавая этого. Где эта грань - каждый сам ставит планку :)
Жизнь - одна. А эмоции и ощущения - единственное, что нам позволяет "жить" эту жизнь. Аничча - всё временно. Но почему "всё временно" должно означать "всё не важно, всё тлен"? Напротив - всё временно, и жизнь тоже! Значит надо жить, и ценить это. И искренне чувствовать каждый момент. Когда хорошо - радоваться. Когда плохо - страдать. А когда знаешь, что это уже не "ослепит тебя" - радоваться и страдать - приятно, как никогда ;)
Я не хочу жить в мире, где никто не страдает. Я хочу жить в мире, где люди выбираются из своих страданий, а не сходят с ума или умирают от страданий. Мне не нужен "Дивный Новый Мир" (с).
P.S.: Конечно же, это всё моё личное ИМХО, которое не претендует на истину и объективность. Как-будто бывает иначе :)))