В начале ноября текущего года в Рязани вышла в свет книга
поэта и
прозаика, члена Союза российских писателей
Ольги Васильевны Сидоровой (Ершовой) «Богатырская земля или малая родина писателя ивана Макарова», посвященная памяти выдающегося русского писателя
Ивана Ивановича Макарова (1900-1937). Это первая часть историко-биографического исследования «Семь золотых ключей…» (Исторические, жизненные и литературные параллели в творчестве писателя Ивана Макарова - «Ивана Буйного» (1900 - 1937), над которым продолжает работать Ольга Васильевна Сидорова. Первый том замечательного труда включает в себя уникальную, в том числе и архивную информацию о малой родине писателя Ивана Макарова и его раненбуржско-ряжском периоде биографии (1900-1922 гг.): здесь читатель найдет сведения по истории населенных пунктов Ряжского и Раненбургского уездов Рязанской губернии и их жителей и землевладельцев, узнает о событиях времен Первой мировой войны, Первой русской революции, 1917 года и Гражданской войны в ряжско-раненбургском крае и ещё много чего интересного. Книга будет интересна и полезна не только поклонникам литературного таланта Ивана Ивановича Макарова, но и его землякам - жителям и уроженцам Ряжского района Рязанской области и Чаплыгинского района Липецкой области.
Click to view
По согласованию с автором книги «Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова» Ольгой Васильевной Сидоровой (Ершовой), мы размещаем её на страницах онлайн-дневника «Записки Раненбуржца». Объем книги солидный - 460 страниц, лимит одного поста в ЖЖ в среднем значении составляет 14-15 страниц, а это значит, что записей будет не меньше 30-ти.
Также печатный вариант книги чаплыгинцы могут найти в читальном зале Чаплыгинской районной библиотеки.
Приятного вам чтения!
Ольга Сидорова (Ершова)
«СЕМЬ ЗОЛОТЫХ КЛЮЧЕЙ…»
(Исторические, жизненные и литературные параллели
в творчестве писателя Ивана Макарова -
«Ивана Буйного» (1900 - 1937)
К н и г а п е р в а я
Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова
Р я з а н ь 2020 г .
Книга издана
на Государственную стипендию
Министерства культуры РФ
в области литературы за 2020 год.
Сидорова (Ершова) О.В.
Богатырская земля или Малая родина писателя Ивана Макарова. Книга
первая - Рязань: ИП Жуков В.Ю., 2020. - 460 с.
Писатель Иван Иванович Макаров (1900 - 1937), литературный псевдоним «Иван Буйный», сегодня - практически забытый прозаик, крайне редко переиздаваемый. Он прошел сложный путь собственного становления, и в его жизненном и литературном пути отражается вся сложность эволюции русского крестьянства - от стремления обрести землю и свободу до утраты надежды на обладание тем и другим. Документальная, историко-литературная книга О.В. Сидоровой (Ершовой)
«Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова», впервые за почти столетие после его трагической гибели, наиболее полно и точно рассказывает о писателе-рязанце, стремительно вошедшего в большую советскую литературу со своими талантливыми произведениями. Она основана на новейших данных не только о его малой родине - селе Салтыки, ныне Ряжского района Рязанской области, собранных автором в разных архивах, но и на публикациях разных исследователей. В ней также впервые, публикуются фотоматериалы и из семейного архива П.А. Лаврова - потомка писателя, живущего ныне в Москве. Книга Ольги Васильевны Сидоровой (Ершовой) пробудит живой интерес к произведениям человека,
которого давно уже нет на земле.
© Сидорова О.В., 2020
© Курицына И.П., дизайн обложки, 2020
© ИП Жуков В.Ю., 2020
Автор благодарит сотрудников Рязанского областного архива (ГАРО) - Т.П. Синельникову, Л.В. Рогожкину, Т.В. Пономареву, С. А. Нехорошеву, Н.В. Безнощенко, а также, научной библиотеки Рязанского Кремля (РИАМЗ) - И.Е. Самойлову, Ю.В. Бронштейна, а также - Музея молодёжного движения (МИМА) - А.В. Якушеву, а также, П.А. Лаврова, В.Н. Фролова, И.В. Сизову, и многих других за помощь в поисках, а также, подготовке материалов, касающихся жизни и творчества писателя И.И. Макарова.
ВМЕСТО
ПРЕДИСЛОВИЯ
С годами стала замечать: если чего-нибудь очень желаешь - непременно придёт к тебе в руки… Не сразу, но придёт. Так случилось и с книгами писателя-рязанца Ивана Макарова. Увидев на одном из домов на центральной улице Рязани с изогнутой лиственницей на углу, мемориальную доску: «Здесь жил писатель Иван Макаров», захотела узнать, кто же он такой? Что написал? Стала приставать к знакомым - у кого есть его книги? У того-то они есть, но нет времени разыскивать, у того-то остались в доме у родителей, а кто-то и сам в неведении: имя незнакомое.
…Жарким июньским вечером (в 2011 году все летние вечера были жаркими и душными), собака повела меня за поводок на прогулку. Проходя мимо мусорных бачков, обратила внимание на десяток разбросанных книг... Есть у меня такая слабость: не могу смотреть на выброшенные за ненадобностью книги. Так я пополнила свою домашнюю библиотеку ещё чьей-то: книги
были аккуратно перевязаны верёвкой и оставлены возле мусорных бачков. А в этот раз среди десятка томов изрядно потрёпанная книга «Чёрная шаль» Ивана Макарова. Вот она, рука Судьбы, дающая! Книга 1970 года издания, в ней - роман, повесть, рассказы, причём с монументальными иллюстрациями Михаила Рудакова - хорошего советского художника-графика. Тираж для нашего времени значительный - 75 тысяч экземпляров.
И пронеслись несколько горестных вечеров-ночей, когда со страниц книги встала рядом, вплотную, жизнь русских, рязанских крестьян, которым выпало жить в свою «перестройку», эпоху переустройства мира - беспощадную, кровавую; где не было правых и виноватых, но все - пострадавшие.
3
Первое впечатление от прозы Ивана Макарова - мощь, настоящий русский язык, захватывающий сюжет. Запечатлённое время: его дух, его ветер! Да он не слабее Шолохова будет … Пришла в голову такая мысль и не ушла ... И снова, снова тянет перечитать прочитанное, понять глубже, что же всё-таки происходило с нашей страной около века назад, в далёкие теперь годы двух революций (или одной?) 1917-го? Почему крестьянская Русь - многолюдная, земледельческая, работящая, сошла на нет?
К слову сказать, есть версия, что и у Михаила Шолохова, который был младше Ивана Макарова на пять лет, рязанские корни. Отец Шолохова - Александр Михайлович - выходец из Рязанской губернии. Мать Анастасия Даниловна Черняк (Черникова) - из черниговских крепостных крестьян. Имеются сомнения и в официальном месте и годе рождения писателя Шолохова: некоторые исследователи считают, что он родился на рязанской земле. К именам Михаила Шолохова и Ивана Макарова нам предстоит ещё вернуться: они - современники, но их земные судьбы - антагонисты.
Из предисловия так кстати нашедшейся книги И. Макарова, написанного московским журналистом, литературоведом Маргаритой Смирновой, узнаю, что писатель-рязанец родом из села Салтыки - ныне Ряжского района Рязанской области. Да это всего два часа на электричке! И я засобиралась в Ряжск, на малую родину писателя Ивана Макарова.
Ольга СИДОРОВА (ЕРШОВА)
4
Мир Ивана Макарова
Я помню книги писателя Ивана Макарова - «Стальные ребра», «Черная шаль». Отец, мама, бабушка читали их. Я так и не заглянула в эти тома, и книжки затерялись в переездах. Теперь жалею о том, что не удосужилась их прочитать...
Книга Ольги Васильевны Сидоровой (Ершовой) об Иване Макарове пробудила интерес к произведениям человека, которого давно уже нет на земле. Она открыла передо мной целый мир, представленный в книгах писателярязанца и тщательно изученный, даже исследованный Ольгой Васильевной.
Так случилось, что мы одновременно работали с ней в Государственном архиве Рязанской области и даже изучали одни и те же фонды. Но охват Ольги Васильевны, как видится теперь, оказался гораздо шире и не ограничился только фондами ГАРО. Она взяла на себя неподъемный труд - изучить, в какой степени реальная жизнь южнорязанских уездов конца XIX - начала XX века отразилась в произведениях Ивана Макарова, какие люди стали прототипами его героев, какие реальные события и лица предстали перед читателем в его романах, повестях, рассказах.
И открылась поразительная в своей многомерности картина - писатель Макаров практически ничего не выдумывал, он писал о том, что видел и знал, наполнял страницы и тома, (а наследие Макарова довольно обширно), собственными впечатлениями, воспроизводил собственную интерпретацию событий революции и гражданской войны. По его книгам и впрямь можно изучать историю.
Ольга Васильевна же, изучив контекст, реальные факты и биографии, сделала достоянием читателя своеобразную «дополненную реальность». Она рассказала нам о том, как жили, что видели и знали, что обсуждали, чем наполняли свои дни и годы те современники Ивана Макарова, которые так или иначе заявили о себе на страницах его книг.
Прочитав эту книгу о Макарове, мы поймем, почему случилась революция и гражданская война. Увидим, как разорялись и тонули в долгах самые богатые дворянские имения на русских черноземах, способных приносить высочайшие урожаи. Перед нами откроется истина о том, что на этих самых черноземах крестьяне могли, но не имели возможности жить достойно, производить столько хлеба, сколько нужно, чтобы прокормить семью и реализовать зерно на рынке. Преподаватели привыкли объяснять студентам, что рязанская деревня страдала от малоземелья и перенаселенности, крестьяне вынуждены были уходить со своих черноземов в поисках лучшей доли. Эта книга позволяет понять, как это происходило.
Сейчас модно говорить о том, что после революции неблагодарные крестьяне разоряли и грабили господские усадьбы, сравняли с землей эконо-
5
мически благополучные имения. Теперь нам станет отчасти понятным, как и почему это происходило. Зревшая веками ненависть, очевидная для всех и потому особенно ущербная несправедливость, яростная борьба за достойную в понимании крестьян (христиан) жизнь...
Это как низовой пожар в торфянике: тлеет, теплится, сушит подстилку и вдруг полыхнет... и его не остановишь, не зальешь водой из бранспойта. Не о том ли писал в те страшные и страстные годы великий поэт: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови, Господи, благослови...» Мировой пожар в крови - лучше не скажешь.
Но книга О.В. Сидоровой (Ершовой) - не только и не столько о революции и гражданской войне, о которых с таким стремлением к правде писал Иван Макаров, сколько о жизненном укладе, житейской философии семей крестьянских и дворянских, чиновничьих и военных, духовенства и учительства... Ольга Васильевна проделала глубочайшую работу по изучению организации образования в России того времени. Как были организованы школы и гимназии, из каких источников финансировались, кто и сколько платил за учебу, как жилось сельскому и уездному учительству, как крестьянские дети становились гимназистами... Все это есть в этой книге - с точными цифрами, фактами, ссылками, именами, подробностями биографий.
Об именах - особая история. Мне все время хотелось при чтении этой книги сформировать именной указатель - столько разных имен, фамилий, биографических подробностей приведено на этих страницах. Я по-хорошему завидую жителям Ряжского, Кораблинского, Скопинского, Сапожковского районов Рязанской области, а еще старожилам города Чаплыгина и Чаплыгинского района Липецкой области. Они вполне могут найти на страницах этого тома имена и подробности жизни своих предков - крестьян, представителей духовенства, купечества, уездного чиновничества, учительства, а потом - комсомольских и советских деятелей, большевиков и белогвардейцев, эмигрантов и необоснованно репрессированных совслужащих...
И еще эта книга - о переплетении судеб человеческих, о неочевидных связях между людьми, которые всплывают неожиданно, в результате скрупулезного и тщательного поиска, изучения фактов, подробностей, свидетельств... Иван Макаров прожил короткую по нынешним понятиям жизнь - всего 37 лет. С одной стороны - это пушкинский возраст, а Лермонтов ушел из жизни на одиннадцать лет раньше. Но кто знает, что было бы с ними, если выпали бы на их долю три революции и две войны, одна из которых - гражданская, в которой брат идет на брата. Не будем гадать...
Ивану Макарову, крестьянскому мальчишке с семилетним гимназическим образованием и революцию довелось делать, и воевать, и молодежный союз создавать, и писательскую организацию в Рязани формировать, романы писать и газетные заметки, и с Максимом Горьким общаться, и с Михаилом
6
Шолоховым, и с Авраамием Завенягиным дружить, и у Николая Бухарина политграмоте учиться... А он еще помнил княгиню Трубецкую и землевладельца и царского министра Ермолова, дворян Лихаревых, Шатиловых и Докудовских, князей Белосельских - Белозерских. Все эти люди в том или ином качестве фигурируют в книге О.В. Сидоровой (Ершовой) и в произведениях писателя И.Макарова.
Революционные события в Рязанской губернии, при чем не только 1917-го, но и 1905 годов нашли отражение в этой книге, выборы депутатов Госдумы и Учредительного собрания, эсеровский мятеж и крестьянские восстания - все это вобрала в себя проза Макарова и нашло отражение в новом исследовании.
Примечательна и география, представленная в книге О.В. Сидоровой (Ершовой): Салтыки, Марчуки, Большая и Малая Алешня, Журавинка, Еголдаево, Чернава, Лебяжье, Роговое, Самарино, Шереметьево... Список населенных пунктов, упомянутых в книге, можно продолжать до бесконечности, и о каждом сказано что-то важное, обнаружены неизвестные прежде факты, новые связи с творчеством Макарова и конкретными историческими событиями. Любителям истории, краеведам, да и просто местным жителям, есть что изучать, запоминать, продолжать исследовать.
Иван Макаров сегодня - практически забытый прозаик, крайне редко переиздаваемый. А уж издать полное собрание его сочинений никому и в голову приходит. А зря. Он, оказывается, был крайне точен в воспроизведении своего времени, о котором мы все еще знаем меньше, чем оно того стоило. К тому же сам Иван Макаров прошел очень сложный путь собственного становления, в этом жизненном пути своеобразно отражается вся сложность эволюции русского крестьянства - от стремления обрести землю и свободу до утраты надежды на обладание тем и другим.
Вся русская деревенская проза, увидевшая свет в ХХ веке - об этом. Свобода и воля, земля и мир, общее и частное, душа и грешная телесная оболочка... Мир прозы Ивана Макарова тоже вписывается в этот контекст, и в ряду замечательных русских писателей минувшего века у него свое, вполне определенное место.
А Ольга Васильевна Сидорова (Ершова) продолжает свое исследование мира и времени Ивана Макарова - такого яркого и своеобразного, полного событиями и людьми, их совершавшими, такого неожиданного в подробностях и связях, скрытого под мощными наслоениями минувших времен. Пришло время вглядеться в этом мир и прочитать не только новую книгу О.В. Сидоровой (Ершовой), но и прозу Ивана Макарова.
Ирина СИЗОВА,
член Союза журналистов России, кандидат исторических наук
7
«Литература является
интереснейшим
документом истории»
Ю. Бондарев
Глава первая
О ЧЁМ ЭТА КНИГА?
Село Салтыки, ранее Раненбургского уезда Рязанской губернии, ныне Ряжского района Рязанской области, располагается на южных рязанских землях. В конце XIX века его называли Богородицкое, но чаще - Большие Салтыки или просто Салтыки. При жизни советского, русского писателя Ивана Ивановича Макарова или «Ивана Буйного» (под таким пcевдонимом публиковались его первые произведения в центральных литературных изданиях - авт.), его родное село входило в состав Раненбургского уезда. В тридцатые годы того же ХХ века оно вошло в состав Ряжского района Рязанской области, но побывало недолго и в Московской области - так стремительно менялось административно-территориальное деление СССР. Рязанский
археолог В. П. Челяпов уже во второй половине ХХ века обнаружил в районе современных Салтыков два поселения XVI и XVIII столетий: оба на правом берегу реки Малая Хупта. Вот несколько строчек из его археологического отчёта:
«Салтыки - поселение № 1. (16 - 18 вв.)
Расположено в Ряжском районе на правом склоне долины Малая Хупта (левый приток реки Хупта, правый приток реки Ранова), в центральной части с. Салтыки, в 0, 44 км от церкви села. Размер поселения вдоль течения реки 680 м, поперёк склона 220 м … Культурный слой до 40 см. Гончарная керамика белого, бело-серого цветов… Встречены фрагменты венчиков морской посуды с волнистым или волнисто-линейным рисунком…».
«Салтыки - поселение № 2. (16 - 18 вв.)
Расположено в Ряжском районе на правом склоне долины Малая Хупта (левый приток реки Хупта, правый приток реки Ранова) на территории с. Салтыки, в 0, 64 км к Ю-ЮЗ от центра села… Размер
8
поселения 400 м вдоль течения реки, до 150 м поперёк склона. Высо-
та поселения около 8 - 10 м от уреза реки Малая Хупта. Культурный
слой до 50 см. Гончарная керамика преимущественно бело-глиняная,
без заметных примесей».1
«Село Богородицкое, Салтыки тож Богородицкой волости Раненбургского уезда Рязанской губернии» упоминается в описании церквей и монастырей Рязанской губернии, составленном рязанским священником Иоанном Добролюбовым, много ранее археолога В.П. Челяпова, в 1888 году:
«Богородицкое, Салтыки тож, расположенное на большой дороге, идущей из Ряжска на Донков, при рч. Хупотке, в качестве села «с церковью Пречистые Богородицы честнаго и славного Ея Одегитрия» упоминается в Ряжской окладн. кн. 1676 года, где замечено, что находившаяся в том селе церковь построена во 183 (1675) году и приход при ней поселился внове. Церковные пашни при новопостроенной церкви было десять четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на пятьдесят копен».
Далее Иоанн Добролюбов продолжает: в приходе к этой церкви, в том селе Богородицком - двор боярский «Петра Михайловича Солтыкова, а в нём живёт прикащик, да в деревни Шараповой, да в деревни Буниной, да в деревни Куровщине, да в деревни Андросовщине сто двадцать два двора крестьянских, пять дворов помещиковых, три двора деловых людей, пятнадцать дворов бобыльских и всего сто сорок девять дворов…». Видимо, двор боярский Солтыковых и дал название селу. По данным исследователя Юрия Ивановича Веденина священником салтыковской сельской церкви служил и Илья Петрович Солтыков …
Запомним, что в 1675 году в Богородицком (Салтыках) уже была «новопостроенная церковь», вероятно, деревянная. Веком позже, в 1774 году, в самом селе значилось 120 дворов, а в начале века девятнадцатого - 230 дворов с 2. 809 лицами мужского и 2. 210 - женского пола. Это более пяти тысяч человек. В приход салтыковской церкви, названной в честь иконы Смоленской Пресвятой Богородицы или Одигитрии, то есть «путешественницы», входили и жители ближайших деревень: Смелая, в 16 верстах от села Богородицкое (Салтыки) с 27 дворами; Константиновка, в 10 верстах с 42 дворами и Лешляковая - в 1 версте с 18 дворами, «в коих в 1885 году числилось м(ужского) п(ола) 1. 342, ж(енского) п(ола) 1. 421 душ». Возможно,
9
возрастающее со временем количество прихожан послужило причиной возведения каменного здания церкви, начавшееся в 1801 году. Храмостроительницей его считается Екатерина Ивановна Казицкая (или Козицкая - авт.). По данным разных источников к 1805 году относится и начало строительства нового Николаевского (Никольского) придела, а гораздо позднее, в 1834-м, упоминается и Казанский придел этой монументальной церкви, сохранившейся и поныне, правда,
в разрушающемся состоянии. Современные салтыковцы пытаются ее сохранить собственными усилиями.
В церкви Смоленской Пресвятой Богородицы и был крещён в октябре 1900 года младенец, родившийся в молодой семье Макаровых: Ивана Ивановича и Марии Ивановны, в девичестве Коньковой. При крещении их первенец получит имя Иоанн. Иоанн и станет писателем Иваном Ивановичем Макаровым. Вероятно, в этой же церкви Смоленской Пресвятой Богородицы, родители будущего писателя - крестьяне села Салтыки, и венчались. В ней же, скорее всего, принимали обряд крещения их последующие дети: Клавдия, Евдокия, Мария, Михаил и Григорий. В семье Макаровых было шестеро детей.
В метрических книгах церкви Смоленской Пресвятой Богородицы и доныне хранятся сведения о земляках писателя Ивана Макарова, ставших героями его книг. Читатель встретит в «макаровских» произведениях не только реальные, настоящие фамилии многих крестьян-салтыковцев, но и описание произошедших с ними реальных событий. Писатель не сочтёт нужным изменить даже название своего родного села в одном из своих ранних рассказов - «Ключ», где главный литературный герой - крестьянин села Салтыки Иван Григорьевич Орешкин. Литературный Иван Григорьевич Орешкин «выдвинут» советской властью на работу в губернское земельное управление ... При распределении сельскохозяйственных машин по
колхозам и совхозам Рязанской губернии, салтыковский «выдвиженец» распределит сельскохозяйственные машины исключительно «по крестьянам села Салтыки»!
Церковь Смоленской Пресвятой Богородицы или просто Смоленская, также неоднократно упоминается в произведениях Макарова. В повести «Казачий хутор» (1931 - 1932 г.г.) он прямо называет её Смоленской, причём, неоднократно. Современные жители села Салтыки могут рассказать о реальных событиях, происходивших близ Смоленской церкви в давние времена: они - не для слабонервных.10
Близ церкви Смоленской Пресвятой Богородицы и ныне находится разрушающееся красно - кирпичное здание одного из двух салтыковских начальных училищ. Начальное училище с четырёхгодичным курсом обучения окончит в мае 1911 года будущий писатель Иван Макаров.
Город Раненбург (с 1948 г. - г. Чаплыгин, с 1954 года относится к Липецкой области - авт.) - центр Раненбургского уезда Рязанской губернии. Он и ныне располагается примерно в сорока километрах от села Салтыки. Гораздо ближе, всего в двадцати километрах, находится город Ряжск, в котором будущий писатель проведёт семь гимназических лет. Спустя год после окончания Салтыковского четырёхклассного начального училища, он продолжит обучение в Ряжской мужской гимназии. В гимназии Иван Макаров окончит семь классов: гимназическое - среднее образование при новой, советской власти, станет неполным средним. Весною 1919 года, в последний год обучения, он сдаст дополнительные (платные!) экзамены на звание «народного учителя», то есть учителя начальных школ. Народным учителем Иван Иванович Макаров вернётся в родное село Салтыки. Правда, ненадолго. Новая советская жизнь позовёт его за собой …
Выпускник Ряжской мужской гимназии, ставшей к 1919 году советской школой 2-й ступени № 2, увековечит город Ряжск в одном из лучших своих литературных произведений - романе «Чёрная шаль» (1933 - 1934 г.г.). Город Ряжск - «г. Р.», а, возможно, и город Раненбург, а также их окрестности, станут основными местами действия этого романа. По роману «Чёрная шаль» можно изучать историю установления советской власти в Ряжском и Раненбургском уездах Рязанской губернии. Писатель использует в нём не только настоящие названия слобод города Ряжска: Фофоновская, Пушкарская, Пригородная, Крючковская, Ямская и т.д., но и названия его улиц - Покровская, Дворянская, Аптекарская, Садовая, Тележная, Екимицкая, Хлебная и т.д.
В романе «Чёрная шаль» зафиксированна и важная деталь того далёкого революционного времени: «Тогда же сразу было заготовлено и напечатано особое объявление для народа, в котором оповещалось, что главным центром «временного комитета» (эсеров - авт.) избирается село Журавинка, которое отныне переименовывается в Спиридоново, в честь борца и мученицы полицейского террора Марии Спиридоновой…». И село Журавинка Ряжского уезда
11
с его реальными людьми и событиями, занимает такое же значимое место в «Чёрной шали», как и «г. Р»: город Ряжск или город Раненбург.
Исследователь жизни и творчества писателя Ивана Макарова, уроженец села Журавинка Ю. И. Веденин, указал множество географических совпадений в произведениях писателя. Так, место действия той же «Чёрной шали», «привязано» к лежащим вокруг села Салтыки селениям - Нагорное, Самарино, Петрово, Поплевино, Захупта, Шереметьево ... Но на страницах этого романа или повести «Казачий хутор» названы Бунино и Лебяжье, Конищево и Зимарово; есть «лебяженская дорога» и «лебяженцы», «бунин овраг» и «бунин выгон», «выгон Олех», «гусенковский мост», «микеровский берег. А в самом первом и самом известном сегодня произведении Макарова-писателя романе «Стальные рёбра», рассказывается местная легенда - «сказка» о некоем богатыре Дуле Единоборном, спасшим город от нечисти. Но как часто бывает в жизни, знатные горожане, «коих страх миновал, заперли перед ним ворота семью золотыми ключами
и сказали ему:
- Ты непотребен нам больше, Дула Единоборный. Тогда Дула Единоборный вынул галюпень-траву из раны. Богатырская кровь хлынула рекой и стала затоплять тот славный город. А горожане от велика до мала принялись закапывать Дулу Единоборного в землю… С той поры и стоит дуловский курган на анюткинских степях, тая в себе неисчислимые богатства и семь золотых ключей…».
Пока неизвестно, к каким временам можно отнести возникновение «дуловского кургана», ведь и сам Ряжск («Рясский город») упоминается не ранее 1565 г. - «его строение одновременно с г. Михайловым, вместе с коим он входил в состав пограничных укреплений, устроенных Иоанном Грозным». Николай Фёдорович Серовский, много десятилетий служивший ряжской земле, работавший со столичными архивными документами, в своей книге так напишет о ряжских землях шестнадцатого века: «Степное пространство, отделявшее наш край от Азовского и Чёрного морей, называлось Диким Полем. Или иначе Польской (то есть Полевой украйной)». Её заселяли и осваивали казаки, построив ряд крепостей, составивших новые заградительные засеки Московского государства в начале шестнадцатого века. В середине того же века в новой заградительной черте» оказал-ся и «Рясский город» - Ряжск. Его соседями были: «по одну сторо-
12
ну - Шацк, по другую - Донков». В следующем, семнадцатом веке охрану государственной «украйны» осуществляли не только казачьи, но и драгунские части. В своей книге Н. Ф. Серовский указывает и места их расселений в Ряжском уезде Рязанской губернии. Так, в сёлах Еголдаево, Старом Кельце и Воскресенском в 1676 году жили казаки, тогда как в селах Подвислово, Троица, Истус, Чулково, Секирино, Полотебня и других - драгуны. В слободах же самого «Рясского города» - Захуптской и Фофоновской, проживали и казаки, и драгуны …
«Казачья» тема - одна из сильнейших у Макарова-писателя. И в главах его повести «Казачий хутор» - реальные события первых советских лет в раненбургско-ряжских казачьих сёлах. Эта повесть и начинается с описания Казачьего хутора: «Село Казачий хутор было небольшое, домов двести, но добрая половина мужиков жила богато и дружно». «Дружность» и «богатство» степных казачьих сёл Макаров-писатель подчеркнёт и в романе «Стальные рёбра», который
также начинается словами: «В богатое степное село Анюткино…». Именно на «анюткинских» землях, по версии Макарова-писателя, и находится «дулов курган».
Как это не удивительно, но реально существовал (существует?) не только «дулов курган», но и князь Дулов! Уже знакомый нам Н. Ф. Серовский обнаружил это имя в древних источниках. По словам Николая Фёдоровича, «Князь Дулов» - потомок ярославских князей, владевший в семнадцатом веке землями Дикого Поля. В семнадца-том веке, как уже говорилось, Московское государство принимало меры к заселению «рязанской украйны» не только казаками, но и надёжными государственными людьми, получавшими за свою службу обширные земельные наделы. Князь Дулов упоминается и в связи со знаменитым имением А.С. Ермолова - Большая Алешня в Ряжском уезде Рязанской губернии. По современным данным, среди первых владельцев Алешни - князь Никита Петрович Дулов.2 Так что же, князь Дулов - из Алешни, из «Большой Алешни»? Любопытно, как с течением времени трансформируются реальные события в легенды, например, в местную, «макаровскую» легенду о «дуловском кургане», князе «Дулове», о его «семи золотых ключах» …
О том, что Макаров увлекался «князем Дуловым», свидетельствует и упоминание о нём в другом, более позднем романе - «Чёрная шаль». Главная героиня романа Прасковья Горянова, думая, что по-
13
могает совершить побег из тюрьмы сыну Петруше, спасает большевика Николая:
«- Николай! Ты ли?
- Прасковья! Ха-ха-ха! Я теперь князь. Ты ведь князя везешь. Князь Дульский, го-го-го! Каким почётом меня тут обхаживали! Сапожки даже пустили заказать со стражником. Ха-ха-ха!»3
Читатель запомнил, вероятно, название одного из ряжских сёл - Полотебня, где по версии Н.Ф. Серовского, с 1676 года проживали исключительно драгуны. В Ряжской мужской гимназии во время обучения в ней гимназиста Ивана Макарова «законоучителем» служил священник Владимир Иоаннович Полотебнов. Отец Владимира Иоанновича - Иоанн Григорьевич Полотебнов, был также, священником: с 1850 года он служил в Скорбященской церкви Захуптской слободы г. Ряжска. Уже при советской власти в доме Полотебнова располагался детский сад, позднее - другая советская организация. А преподаватель математики в Ряжской мужской гимназии во время обучения в ней будущего писателя носит фамилию Воскресенский: Воскресенский Виктор Дмитриевич. Вспомним Н.Ф. Серовского: в селе Воскресенском Ряжского уезда Рязанской губернии большинство жителей в 1676 году были казаками ...
Николай Фёдорович Серовский жил и работал в Ряжске в первые десятилетия прошлого, двадцатого века. С будущим писателем Иваном Макаровым их объединит общее дело. Начиная с 1925 года, двадцатипятилетний Иван Иванович Макаров возглавит Рязанский губернский подотдел профессионального образования в системе ГубОНО, сокращённо - Губпрофобр. Николай Фёдорович Серовский заведовал в этой же системе ГубОНО ряжским уездным «профобром».
Несмотря на разницу в возрасте, оба сделают очень многое для создания новой, советской системы профессионального образования в Рязанской губернии. Даже последнее место службы советского партслужащего и начинающего писателя в Рязани - Рязанский землеустроительный техникум, выпускающий землемеров-техников. И.И. Макаров возглавит этот техникум летом 1927 года, после очередной длительной «командировки» или «отпуска» в Сибирский краевой профобр. Там, в Сибири, в г. Красноярске, он и начнёт писать свой первый и самый знаменитый роман «Стальные рёбра».
В книгах писателя Ивана Макарова остались сведения не только о раненбургско-ряжских казаках, но и о последних владельцах
14
богородицко-салтыковских земель - князьях, с вероятно, самой известной фамилией в дореволюционной России - Трубецкие … Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая владела имением «при с. Богородицком Салтыки тож» с последней трети девятнадцатого века до своей смерти в марте 1907 года. После неё это имение унаследовали дети княгини, но ненадолго - случились революции 1917 года.
Продолжение следует -
страницы 15 - 24.