Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова

Nov 29, 2020 13:36


В начале ноября текущего года в Рязани вышла в свет книга поэта и прозаика, члена Союза российских писателей Ольги Васильевны Сидоровой (Ершовой) «Богатырская земля или малая родина писателя ивана Макарова», посвященная памяти выдающегося русского писателя  Ивана Ивановича Макарова (1900-1937). Это первая часть историко-биографического исследования «Семь золотых ключей…» (Исторические, жизненные и литературные параллели в творчестве писателя Ивана Макарова - «Ивана Буйного» (1900 - 1937), над которым продолжает работать Ольга Васильевна Сидорова. Первый том замечательного труда включает в себя уникальную, в том числе и архивную информацию о малой родине писателя Ивана Макарова и его раненбуржско-ряжском периоде биографии (1900-1922 гг.): здесь читатель найдет сведения по истории населенных пунктов Ряжского и Раненбургского уездов Рязанской губернии и их жителей и землевладельцев, узнает о событиях времен Первой мировой войны, Первой русской революции,  1917 года и Гражданской войны в ряжско-раненбургском крае и ещё много чего интересного.  Книга будет интересна и полезна не только поклонникам литературного таланта Ивана Ивановича Макарова, но и его землякам - жителям и уроженцам Ряжского района Рязанской области  и Чаплыгинского района Липецкой области.

image Click to view



По согласованию с автором книги «Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова» Ольгой Васильевной Сидоровой (Ершовой), мы размещаем её на страницах онлайн-дневника «Записки Раненбуржца». Объем книги солидный - 460 страниц, лимит одного поста в ЖЖ в среднем значении составляет 14-15 страниц, а это значит, что записей будет не меньше 30-ти.
Также печатный вариант книги чаплыгинцы могут найти в читальном зале Чаплыгинской районной библиотеки.
Приятного вам чтения!



Ольга Сидорова (Ершова)
«СЕМЬ ЗОЛОТЫХ КЛЮЧЕЙ…»
(Исторические, жизненные и литературные параллели
в творчестве писателя Ивана Макарова -
«Ивана Буйного» (1900 - 1937)
К н и г а   п е р в а я
Богатырская  земля или малая родина писателя  Ивана Макарова
Р я з а н ь  2020 г .

Книга издана
на Государственную стипендию
Министерства культуры РФ
в области литературы за 2020 год.

Сидорова (Ершова) О.В.

Богатырская земля или Малая родина писателя Ивана Макарова. Книга
первая - Рязань: ИП Жуков В.Ю., 2020. - 460 с.

Писатель Иван Иванович Макаров (1900 - 1937), литературный псевдоним «Иван Буйный», сегодня - практически забытый прозаик, крайне редко переиздаваемый. Он прошел сложный путь собственного становления, и в его жизненном и литературном пути отражается вся сложность эволюции русского крестьянства -  от стремления обрести землю и свободу до утраты надежды на обладание тем и другим. Документальная, историко-литературная книга О.В. Сидоровой (Ершовой)
«Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова», впервые за почти столетие после его трагической гибели, наиболее полно и точно рассказывает о  писателе-рязанце, стремительно  вошедшего  в  большую  советскую  литературу со своими талантливыми произведениями. Она основана на новейших данных не только о его малой родине - селе Салтыки, ныне Ряжского района Рязанской области, собранных автором в разных архивах, но и на публикациях разных исследователей. В ней также впервые, публикуются фотоматериалы и из семейного архива П.А. Лаврова - потомка писателя, живущего ныне в Москве. Книга Ольги Васильевны Сидоровой (Ершовой) пробудит живой интерес к произведениям  человека,

которого давно уже нет на земле.
©  Сидорова О.В., 2020
©  Курицына И.П., дизайн обложки, 2020
©  ИП Жуков В.Ю., 2020

Автор  благодарит  сотрудников  Рязанского  областного  архива  (ГАРО) - Т.П. Синельникову, Л.В. Рогожкину, Т.В. Пономареву, С. А. Нехорошеву, Н.В. Безнощенко, а также, научной библиотеки Рязанского Кремля  (РИАМЗ) - И.Е. Самойлову, Ю.В. Бронштейна, а также - Музея молодёжного движения (МИМА) - А.В. Якушеву, а также, П.А. Лаврова, В.Н. Фролова, И.В. Сизову, и многих других за помощь в поисках, а также, подготовке  материалов,  касающихся  жизни  и  творчества  писателя  И.И.  Макарова.

ВМЕСТО
ПРЕДИСЛОВИЯ
С годами стала замечать: если чего-нибудь очень желаешь - непременно придёт  к  тебе  в  руки…  Не  сразу,  но  придёт.  Так  случилось  и  с  книгами писателя-рязанца Ивана Макарова. Увидев на одном из домов на центральной улице Рязани с изогнутой лиственницей на углу, мемориальную доску: «Здесь жил писатель Иван Макаров», захотела узнать, кто же он такой? Что написал? Стала приставать к знакомым - у кого есть его книги? У того-то они есть, но нет времени разыскивать, у того-то остались в доме у родителей, а кто-то и сам в неведении: имя незнакомое.

…Жарким июньским вечером (в 2011 году все летние вечера были жаркими и душными), собака повела меня за поводок на прогулку. Проходя мимо мусорных бачков, обратила внимание на десяток разбросанных книг... Есть у меня такая слабость: не могу смотреть на выброшенные за ненадобностью книги.  Так  я  пополнила  свою  домашнюю  библиотеку  ещё  чьей-то:  книги
были аккуратно перевязаны верёвкой и оставлены возле мусорных бачков. А в этот раз среди десятка томов изрядно потрёпанная книга «Чёрная шаль» Ивана Макарова. Вот она, рука Судьбы, дающая! Книга 1970 года издания,  в ней - роман, повесть, рассказы, причём с монументальными иллюстрациями Михаила Рудакова - хорошего советского художника-графика. Тираж для нашего времени значительный - 75 тысяч экземпляров.

И пронеслись несколько горестных вечеров-ночей, когда со страниц книги  встала  рядом,  вплотную,  жизнь  русских,  рязанских  крестьян,  которым выпало жить в свою «перестройку», эпоху переустройства мира - беспощадную, кровавую; где не было правых и виноватых, но все - пострадавшие.
3

Первое впечатление от прозы Ивана Макарова - мощь, настоящий русский язык, захватывающий сюжет. Запечатлённое время: его дух, его ветер! Да он не слабее Шолохова будет … Пришла в голову такая мысль и не ушла ... И снова, снова тянет перечитать прочитанное, понять глубже, что же всё-таки происходило с нашей страной около века назад, в далёкие теперь годы двух революций (или одной?) 1917-го? Почему крестьянская Русь - многолюдная, земледельческая, работящая, сошла на нет?
   К слову сказать, есть версия, что и у Михаила Шолохова, который был младше  Ивана  Макарова  на  пять  лет,  рязанские  корни.  Отец  Шолохова  -  Александр Михайлович - выходец из Рязанской губернии. Мать Анастасия Даниловна  Черняк  (Черникова)  -  из  черниговских  крепостных  крестьян. Имеются сомнения и в официальном месте и годе рождения писателя Шолохова: некоторые исследователи считают, что он родился на рязанской земле. К  именам  Михаила  Шолохова  и  Ивана  Макарова  нам  предстоит  ещё  вернуться: они - современники, но их земные судьбы - антагонисты.
    Из предисловия так кстати нашедшейся книги И. Макарова, написанного московским журналистом, литературоведом Маргаритой Смирновой, узнаю, что писатель-рязанец родом из села Салтыки - ныне  Ряжского района Рязанской области. Да это всего два часа на электричке! И я засобиралась в Ряжск, на малую родину писателя Ивана Макарова.

Ольга СИДОРОВА (ЕРШОВА)
4

Мир Ивана Макарова

Я помню книги писателя Ивана Макарова - «Стальные ребра», «Черная шаль». Отец, мама, бабушка читали их. Я так и не заглянула в эти тома, и книжки затерялись в переездах. Теперь жалею о том, что не удосужилась их прочитать...
   Книга Ольги Васильевны Сидоровой (Ершовой) об Иване Макарове пробудила интерес к произведениям человека, которого давно уже нет на земле. Она открыла передо мной целый мир, представленный в книгах писателярязанца и тщательно изученный, даже исследованный Ольгой Васильевной.
   Так случилось, что мы одновременно работали с ней в Государственном архиве Рязанской области и даже изучали одни и те же фонды. Но охват Ольги Васильевны, как видится теперь, оказался гораздо шире и не ограничился только фондами ГАРО. Она взяла на себя неподъемный труд - изучить, в какой степени реальная жизнь южнорязанских уездов конца XIX - начала XX  века  отразилась  в  произведениях  Ивана  Макарова,  какие  люди  стали прототипами его героев, какие реальные события и лица предстали перед читателем в его романах, повестях, рассказах.
И открылась поразительная в своей многомерности картина - писатель Макаров  практически  ничего  не  выдумывал,  он  писал  о  том,  что  видел  и знал, наполнял страницы и тома, (а наследие Макарова довольно обширно), собственными впечатлениями, воспроизводил собственную интерпретацию событий революции и гражданской войны. По его книгам и впрямь можно изучать историю.
   Ольга Васильевна же, изучив контекст, реальные факты и биографии, сделала  достоянием  читателя  своеобразную  «дополненную реальность».  Она рассказала нам о том, как жили, что видели и знали, что обсуждали, чем наполняли свои дни и годы те современники Ивана Макарова, которые так или иначе заявили о себе на страницах его книг.
   Прочитав эту книгу о Макарове, мы поймем, почему случилась революция и гражданская война. Увидим, как разорялись и тонули в долгах самые богатые дворянские имения на русских черноземах, способных приносить высочайшие урожаи. Перед нами откроется истина о том, что на этих самых черноземах крестьяне могли, но не имели возможности жить достойно, производить столько хлеба, сколько нужно, чтобы прокормить семью и реализовать зерно на рынке. Преподаватели привыкли объяснять студентам, что рязанская деревня страдала от малоземелья и перенаселенности, крестьяне вынуждены были уходить со своих черноземов в поисках лучшей доли. Эта книга позволяет понять, как это происходило.
   Сейчас модно говорить о том, что после революции неблагодарные крестьяне разоряли и грабили господские усадьбы, сравняли с землей эконо-
5

мически благополучные имения. Теперь нам станет отчасти понятным, как и почему это происходило. Зревшая веками ненависть, очевидная для всех и потому особенно ущербная несправедливость, яростная борьба за достойную в понимании крестьян (христиан) жизнь...
   Это как низовой пожар в торфянике: тлеет, теплится, сушит подстилку и вдруг полыхнет... и его не остановишь, не зальешь водой из бранспойта. Не о том ли писал в те страшные и страстные годы великий поэт: «Мы на горе всем  буржуям  мировой  пожар  раздуем,  мировой  пожар  в  крови,  Господи, благослови...» Мировой пожар в крови - лучше не скажешь.
   Но книга О.В. Сидоровой (Ершовой) - не только и не столько о революции и гражданской войне, о которых с таким стремлением к правде писал Иван Макаров,  сколько  о  жизненном  укладе, житейской  философии  семей  крестьянских и дворянских, чиновничьих и военных, духовенства и учительства... Ольга Васильевна проделала глубочайшую работу по изучению организации образования в России того времени. Как были организованы школы и гимназии, из каких источников финансировались, кто и сколько платил за учебу, как жилось сельскому и уездному учительству, как крестьянские дети становились гимназистами... Все это есть в этой книге - с точными цифрами, фактами, ссылками, именами, подробностями биографий.
   Об именах - особая история. Мне все время хотелось при чтении этой книги сформировать именной указатель - столько разных имен, фамилий, биографических подробностей приведено на этих страницах. Я по-хорошему завидую  жителям  Ряжского,  Кораблинского,  Скопинского,  Сапожковского районов Рязанской области, а еще старожилам города Чаплыгина и Чаплыгинского района Липецкой области. Они вполне могут найти на страницах этого тома имена и подробности жизни своих предков - крестьян, представителей  духовенства,  купечества,  уездного  чиновничества,  учительства,  а потом - комсомольских и советских деятелей, большевиков и белогвардейцев, эмигрантов и необоснованно репрессированных совслужащих...
   И еще эта книга - о переплетении судеб человеческих, о неочевидных связях между людьми, которые всплывают неожиданно, в результате скрупулезного и тщательного поиска, изучения фактов, подробностей, свидетельств... Иван Макаров прожил короткую по нынешним понятиям жизнь - всего 37 лет. С одной стороны - это пушкинский возраст, а Лермонтов ушел из жизни на одиннадцать лет раньше. Но кто знает, что было бы с ними, если выпали бы на их долю три революции и две войны, одна из которых - гражданская, в которой брат идет на брата. Не будем гадать...
Ивану Макарову, крестьянскому мальчишке с семилетним гимназическим образованием и революцию довелось делать, и воевать, и молодежный союз создавать, и писательскую организацию в Рязани формировать, романы писать и газетные заметки, и с Максимом Горьким общаться, и с Михаилом
6
   Шолоховым, и с Авраамием Завенягиным дружить, и у Николая Бухарина  политграмоте учиться... А он  еще помнил княгиню Трубецкую и землевладельца и царского министра Ермолова, дворян Лихаревых, Шатиловых и Докудовских, князей Белосельских - Белозерских. Все эти люди в том или ином качестве фигурируют в книге О.В. Сидоровой (Ершовой) и в произведениях писателя И.Макарова.
   Революционные события в Рязанской губернии, при чем не только 1917-го, но и 1905 годов нашли отражение в этой книге, выборы депутатов Госдумы  и  Учредительного  собрания,  эсеровский  мятеж  и  крестьянские  восстания - все это вобрала в себя проза Макарова и нашло отражение в новом исследовании.
   Примечательна и география, представленная в книге О.В. Сидоровой (Ершовой): Салтыки, Марчуки, Большая и Малая Алешня, Журавинка, Еголдаево, Чернава, Лебяжье, Роговое, Самарино, Шереметьево... Список населенных пунктов, упомянутых в книге, можно продолжать до бесконечности, и о каждом сказано что-то важное, обнаружены неизвестные прежде факты, новые связи с творчеством Макарова и конкретными историческими событиями. Любителям истории, краеведам, да и просто местным жителям, есть что изучать, запоминать, продолжать исследовать.
   Иван  Макаров  сегодня  -  практически  забытый  прозаик,  крайне  редко переиздаваемый. А уж издать полное собрание его сочинений никому и в голову приходит. А зря. Он, оказывается, был крайне точен в воспроизведении своего времени, о котором мы все еще знаем меньше, чем оно того стоило. К тому же сам Иван Макаров прошел очень сложный путь собственного становления,  в  этом  жизненном  пути  своеобразно  отражается  вся  сложность эволюции русского крестьянства - от стремления обрести землю и свободу до утраты надежды на обладание тем и другим.
   Вся русская деревенская проза, увидевшая свет в ХХ веке - об этом. Свобода и воля, земля и мир, общее и частное, душа и грешная телесная оболочка... Мир прозы Ивана Макарова тоже вписывается в этот контекст, и в ряду замечательных русских писателей минувшего века у него свое, вполне определенное место.
   А Ольга Васильевна Сидорова (Ершова) продолжает свое исследование мира и времени Ивана Макарова - такого яркого и своеобразного,  полного событиями и людьми, их совершавшими, такого неожиданного в подробностях и связях, скрытого под мощными наслоениями минувших времен. Пришло время вглядеться в этом мир и прочитать не только новую книгу О.В. Сидоровой (Ершовой), но и прозу Ивана Макарова.

Ирина СИЗОВА,
член Союза журналистов России, кандидат исторических наук
7

«Литература является
интереснейшим
документом истории»
Ю. Бондарев

Глава первая
О ЧЁМ ЭТА КНИГА?
Село  Салтыки,  ранее  Раненбургского  уезда  Рязанской  губернии, ныне Ряжского района Рязанской области, располагается на южных рязанских землях. В конце XIX века его называли Богородицкое, но чаще - Большие Салтыки или просто Салтыки. При жизни советского, русского писателя Ивана Ивановича Макарова или «Ивана Буйного» (под таким пcевдонимом публиковались его первые произведения в центральных литературных изданиях - авт.), его родное село входило в состав Раненбургского уезда. В тридцатые годы того же ХХ века оно вошло в состав Ряжского района Рязанской области, но побывало недолго и в Московской области - так стремительно менялось  административно-территориальное  деление  СССР.  Рязанский
археолог В. П. Челяпов уже во второй половине ХХ века обнаружил в районе современных Салтыков два поселения XVI и XVIII столетий: оба на правом берегу реки Малая Хупта. Вот несколько строчек из его археологического отчёта:
   «Салтыки - поселение № 1. (16 - 18 вв.)
Расположено в Ряжском районе на правом склоне долины Малая Хупта  (левый  приток  реки  Хупта,  правый  приток  реки  Ранова),  в центральной части с. Салтыки, в 0, 44 км от церкви села. Размер поселения вдоль течения реки 680 м, поперёк склона 220 м … Культурный слой до 40 см. Гончарная керамика белого, бело-серого цветов… Встречены фрагменты венчиков морской посуды с волнистым или волнисто-линейным рисунком…».
   «Салтыки - поселение № 2. (16 - 18 вв.)
Расположено в Ряжском районе на правом склоне долины Малая Хупта  (левый  приток  реки  Хупта,  правый  приток  реки  Ранова)  на территории с. Салтыки, в 0, 64 км к Ю-ЮЗ от центра села… Размер
8

поселения 400 м вдоль течения реки, до 150 м поперёк склона. Высо-
та поселения около 8 - 10 м от уреза реки Малая Хупта. Культурный
слой до 50 см. Гончарная керамика преимущественно бело-глиняная,
без заметных примесей».1
«Село  Богородицкое,  Салтыки  тож  Богородицкой  волости  Раненбургского  уезда  Рязанской  губернии»  упоминается  в  описании церквей и монастырей Рязанской губернии, составленном рязанским священником Иоанном Добролюбовым, много ранее археолога В.П. Челяпова, в 1888 году:
   «Богородицкое,  Салтыки  тож,  расположенное  на  большой  дороге, идущей из Ряжска на Донков, при рч. Хупотке, в качестве села «с церковью Пречистые Богородицы честнаго и славного Ея Одегитрия» упоминается в Ряжской окладн. кн. 1676 года, где замечено, что находившаяся в том селе церковь построена во 183 (1675) году и приход при ней поселился внове. Церковные пашни при новопостроенной церкви было десять четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на пятьдесят копен».
   Далее Иоанн Добролюбов продолжает: в приходе к этой церкви, в том селе Богородицком - двор боярский «Петра Михайловича Солтыкова, а в нём живёт прикащик, да в деревни Шараповой, да в деревни Буниной, да в деревни Куровщине, да в деревни Андросовщине сто двадцать два двора крестьянских, пять дворов помещиковых, три двора деловых людей, пятнадцать дворов бобыльских и всего сто сорок девять дворов…». Видимо, двор боярский Солтыковых и дал название селу. По данным исследователя Юрия Ивановича Веденина священником салтыковской сельской церкви служил и Илья Петрович Солтыков …
   Запомним, что в 1675 году в Богородицком (Салтыках) уже была «новопостроенная церковь», вероятно, деревянная. Веком позже, в 1774 году, в самом селе значилось 120 дворов, а в начале века девятнадцатого - 230 дворов с 2. 809 лицами мужского и 2. 210 - женского пола. Это более пяти тысяч человек. В приход салтыковской церкви, названной  в  честь  иконы  Смоленской  Пресвятой  Богородицы  или Одигитрии, то есть «путешественницы», входили и жители ближайших деревень: Смелая, в 16 верстах от села Богородицкое (Салтыки) с  27  дворами; Константиновка,  в  10  верстах  с  42  дворами  и  Лешляковая - в 1 версте с 18 дворами, «в коих в 1885 году числилось м(ужского) п(ола) 1. 342, ж(енского) п(ола) 1. 421 душ». Возможно,
9

возрастающее со временем количество прихожан послужило причиной возведения каменного здания церкви, начавшееся в 1801 году. Храмостроительницей его считается Екатерина Ивановна Казицкая (или Козицкая - авт.). По данным разных источников к 1805 году относится и начало строительства нового Николаевского (Никольского) придела, а гораздо позднее, в 1834-м, упоминается и Казанский придел этой монументальной церкви, сохранившейся и поныне, правда,
в  разрушающемся  состоянии.  Современные  салтыковцы  пытаются ее сохранить собственными усилиями.
    В церкви Смоленской Пресвятой Богородицы и был крещён в октябре  1900  года  младенец,  родившийся  в  молодой  семье  Макаровых: Ивана Ивановича и Марии Ивановны, в девичестве Коньковой. При крещении их первенец получит имя Иоанн. Иоанн и станет писателем Иваном Ивановичем Макаровым. Вероятно, в этой же церкви Смоленской Пресвятой Богородицы, родители будущего писателя - крестьяне села Салтыки, и венчались. В ней же, скорее всего, принимали обряд  крещения  их  последующие  дети:  Клавдия,  Евдокия,  Мария, Михаил и Григорий. В семье Макаровых было шестеро детей.
В метрических книгах церкви Смоленской Пресвятой Богородицы  и  доныне  хранятся  сведения  о  земляках  писателя  Ивана  Макарова, ставших героями его книг. Читатель встретит в «макаровских» произведениях  не  только  реальные,  настоящие  фамилии  многих крестьян-салтыковцев, но и описание произошедших с ними реальных событий. Писатель не сочтёт нужным изменить даже название своего родного села в одном из своих ранних рассказов - «Ключ», где главный литературный герой - крестьянин села Салтыки Иван Григорьевич  Орешкин. Литературный  Иван  Григорьевич  Орешкин «выдвинут»  советской  властью  на  работу  в  губернское  земельное управление ... При распределении сельскохозяйственных машин по
колхозам и совхозам Рязанской губернии, салтыковский «выдвиженец»  распределит  сельскохозяйственные  машины  исключительно «по крестьянам села Салтыки»!
   Церковь Смоленской Пресвятой Богородицы или просто Смоленская, также неоднократно упоминается в произведениях Макарова. В повести «Казачий хутор» (1931 - 1932 г.г.) он прямо называет её Смоленской, причём, неоднократно. Современные жители села Салтыки  могут  рассказать  о  реальных  событиях,  происходивших  близ Смоленской церкви в давние времена: они - не для слабонервных.10

Близ церкви Смоленской Пресвятой Богородицы и ныне находится разрушающееся  красно  - кирпичное  здание  одного  из  двух  салтыковских начальных училищ. Начальное училище с четырёхгодичным курсом обучения окончит  в  мае  1911 года будущий писатель Иван Макаров.
   Город Раненбург (с 1948 г. - г. Чаплыгин, с 1954 года относится к Липецкой области - авт.) - центр Раненбургского уезда Рязанской губернии. Он и ныне располагается примерно в сорока километрах от села Салтыки. Гораздо ближе, всего в двадцати километрах, находится город Ряжск, в котором будущий писатель проведёт семь гимназических лет. Спустя год после окончания Салтыковского четырёхклассного начального училища, он продолжит обучение в Ряжской мужской  гимназии.  В  гимназии  Иван  Макаров  окончит  семь  классов: гимназическое - среднее образование при новой, советской власти, станет неполным средним. Весною 1919 года, в последний год обучения, он сдаст дополнительные (платные!) экзамены на звание «народного  учителя»,  то  есть  учителя  начальных  школ.  Народным учителем Иван Иванович Макаров вернётся в родное село Салтыки. Правда, ненадолго. Новая советская жизнь позовёт его за собой …
Выпускник Ряжской мужской гимназии, ставшей к 1919 году советской школой 2-й ступени № 2, увековечит город Ряжск в одном из лучших своих литературных произведений - романе «Чёрная шаль» (1933 - 1934 г.г.). Город Ряжск - «г. Р.», а, возможно, и город Раненбург, а также их окрестности, станут основными местами действия этого  романа.  По  роману  «Чёрная  шаль»  можно  изучать  историю установления советской власти в Ряжском и Раненбургском уездах Рязанской губернии. Писатель использует в нём не только настоящие названия слобод города Ряжска: Фофоновская, Пушкарская, Пригородная, Крючковская,  Ямская  и  т.д., но и названия его улиц - Покровская, Дворянская, Аптекарская, Садовая, Тележная, Екимицкая, Хлебная и т.д.
В  романе  «Чёрная  шаль»  зафиксированна  и  важная  деталь  того далёкого революционного времени: «Тогда же сразу было заготовлено и напечатано особое объявление для народа, в котором оповещалось, что главным центром «временного комитета» (эсеров - авт.) избирается  село  Журавинка,  которое  отныне  переименовывается  в  Спиридоново,  в  честь  борца  и  мученицы  полицейского  террора Марии Спиридоновой…». И село Журавинка Ряжского уезда
11
с его реальными людьми и событиями, занимает такое же значимое место в «Чёрной шали», как и «г. Р»: город Ряжск или город Раненбург.
   Исследователь жизни и творчества писателя Ивана Макарова, уроженец села Журавинка Ю. И. Веденин, указал множество географических совпадений в произведениях писателя. Так, место действия той же «Чёрной шали», «привязано» к лежащим вокруг села Салтыки селениям - Нагорное, Самарино, Петрово, Поплевино, Захупта, Шереметьево ... Но на страницах этого романа или повести «Казачий хутор» названы Бунино и Лебяжье, Конищево и Зимарово; есть «лебяженская дорога» и «лебяженцы», «бунин овраг» и «бунин выгон», «выгон Олех», «гусенковский мост», «микеровский берег. А в самом первом и самом известном сегодня произведении Макарова-писателя романе «Стальные рёбра», рассказывается местная легенда - «сказка» о некоем богатыре Дуле Единоборном, спасшим город от нечисти. Но как часто бывает в жизни, знатные горожане, «коих страх миновал, заперли перед ним ворота семью золотыми ключами
и сказали ему:
   - Ты непотребен нам больше, Дула Единоборный. Тогда Дула Единоборный вынул галюпень-траву из раны. Богатырская кровь хлынула рекой и стала затоплять тот славный город. А горожане от велика до мала принялись закапывать Дулу Единоборного в землю… С той поры и стоит дуловский курган на анюткинских степях, тая в себе неисчислимые богатства и семь золотых ключей…».
   Пока неизвестно, к каким временам можно отнести возникновение «дуловского кургана», ведь и сам Ряжск («Рясский город») упоминается не ранее 1565 г. - «его строение одновременно с г. Михайловым, вместе с коим он входил в состав пограничных укреплений, устроенных  Иоанном  Грозным».  Николай  Фёдорович  Серовский,  много десятилетий служивший ряжской земле, работавший со столичными архивными документами, в своей книге так напишет о ряжских землях  шестнадцатого  века:  «Степное  пространство,  отделявшее  наш край от Азовского и Чёрного морей, называлось Диким Полем. Или иначе Польской (то есть Полевой украйной)». Её заселяли и осваивали казаки, построив ряд крепостей, составивших новые заградительные  засеки Московского  государства  в  начале  шестнадцатого века. В середине того же века в новой заградительной черте» оказал-ся и «Рясский город» - Ряжск. Его соседями были: «по одну сторо-
12
  ну - Шацк, по другую - Донков». В следующем, семнадцатом веке охрану государственной «украйны» осуществляли не только казачьи, но  и  драгунские  части.  В  своей  книге  Н.  Ф.  Серовский  указывает и места их расселений в Ряжском уезде Рязанской губернии. Так, в сёлах Еголдаево, Старом Кельце и Воскресенском в 1676 году жили казаки, тогда как в селах Подвислово, Троица, Истус, Чулково, Секирино, Полотебня и других - драгуны. В слободах же самого «Рясского города» - Захуптской и Фофоновской, проживали и казаки, и драгуны …
   «Казачья» тема - одна из сильнейших у Макарова-писателя. И в главах его повести «Казачий хутор» - реальные события первых советских лет в раненбургско-ряжских казачьих сёлах. Эта повесть и начинается с описания Казачьего хутора: «Село Казачий хутор было небольшое,  домов  двести,  но  добрая  половина  мужиков  жила  богато и дружно». «Дружность» и «богатство» степных казачьих сёл Макаров-писатель подчеркнёт и в романе «Стальные рёбра», который
также начинается словами: «В богатое степное село Анюткино…». Именно на «анюткинских» землях, по версии Макарова-писателя, и находится «дулов курган».
   Как  это  не  удивительно,  но  реально  существовал  (существует?) не только «дулов курган», но и князь Дулов! Уже знакомый нам Н. Ф. Серовский обнаружил это имя в древних источниках. По словам Николая Фёдоровича, «Князь Дулов» - потомок ярославских князей, владевший в семнадцатом веке землями Дикого Поля. В семнадца-том  веке,  как  уже  говорилось,  Московское  государство  принимало меры к заселению «рязанской украйны» не только казаками, но и надёжными государственными людьми, получавшими за свою службу обширные земельные наделы. Князь Дулов упоминается и в связи со знаменитым имением А.С. Ермолова - Большая Алешня в Ряжском уезде Рязанской губернии. По современным данным, среди первых владельцев Алешни  -  князь  Никита  Петрович  Дулов.2  Так  что  же, князь Дулов - из Алешни, из «Большой Алешни»? Любопытно, как с течением времени трансформируются реальные события в легенды, например, в местную, «макаровскую» легенду о «дуловском кургане», князе «Дулове», о его «семи золотых ключах» …
О том, что Макаров увлекался «князем Дуловым», свидетельствует и упоминание о нём в другом, более позднем романе - «Чёрная шаль». Главная героиня романа Прасковья Горянова, думая, что по-
13

могает совершить побег из тюрьмы сыну Петруше, спасает большевика Николая:
    «- Николай! Ты ли?
   -  Прасковья!  Ха-ха-ха!  Я  теперь  князь.  Ты  ведь  князя  везешь. Князь Дульский, го-го-го! Каким почётом меня тут обхаживали! Сапожки даже пустили заказать со стражником. Ха-ха-ха!»3
Читатель запомнил, вероятно, название одного из ряжских сёл - Полотебня, где по версии Н.Ф. Серовского, с 1676 года проживали исключительно  драгуны.  В  Ряжской  мужской  гимназии  во  время обучения в ней гимназиста Ивана Макарова «законоучителем» служил священник Владимир Иоаннович Полотебнов. Отец Владимира Иоанновича - Иоанн Григорьевич Полотебнов, был также, священником: с 1850 года он служил в Скорбященской церкви Захуптской слободы  г.  Ряжска.  Уже  при  советской  власти  в  доме  Полотебнова располагался детский сад, позднее - другая советская организация. А преподаватель математики в Ряжской мужской гимназии во время обучения в ней будущего писателя носит фамилию Воскресенский: Воскресенский Виктор Дмитриевич. Вспомним Н.Ф. Серовского: в селе  Воскресенском  Ряжского  уезда  Рязанской губернии  большинство жителей в 1676 году были казаками ...
   Николай  Фёдорович  Серовский  жил  и  работал  в  Ряжске  в  первые десятилетия прошлого, двадцатого века. С будущим писателем Иваном Макаровым их объединит общее дело. Начиная с 1925 года, двадцатипятилетний  Иван  Иванович  Макаров  возглавит  Рязанский губернский подотдел профессионального образования в системе ГубОНО, сокращённо - Губпрофобр. Николай Фёдорович Серовский заведовал в этой же системе ГубОНО ряжским уездным «профобром».
Несмотря на разницу в возрасте, оба сделают очень многое для создания новой, советской системы профессионального образования в Рязанской губернии. Даже последнее место службы советского партслужащего  и  начинающего  писателя  в  Рязани  -  Рязанский  землеустроительный  техникум,  выпускающий  землемеров-техников.  И.И. Макаров возглавит этот техникум летом 1927 года, после очередной длительной  «командировки»  или  «отпуска»  в  Сибирский  краевой профобр. Там, в Сибири, в г. Красноярске, он и начнёт писать свой первый и самый знаменитый  роман «Стальные рёбра».
  В  книгах  писателя  Ивана  Макарова  остались  сведения  не  только  о  раненбургско-ряжских  казаках,  но  и  о  последних  владельцах
14

богородицко-салтыковских земель - князьях, с вероятно, самой известной фамилией в дореволюционной России - Трубецкие … Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая владела имением «при с. Богородицком Салтыки тож» с последней трети девятнадцатого века до своей смерти в марте 1907 года. После неё это имение унаследовали дети княгини, но ненадолго - случились революции 1917 года.
Продолжение следует - страницы 15 - 24.

общество, 1919, продразвёрстка, Артефакты, вечные вопросы, этнография, Станция Раненбург, Первая Мировая Война, жертвы, Слободское, КПСС, госпиталь, И.И.Макаров., топонимика, Архивный материал, военный коммунизм, семейный архив, Город Чаплыгин., биография, 1918, Ряжск, Ряжский уезд, Документы истории, торжество справедливости, Рязанская губерния, 1900-е, невыдуманные истории, Чаплыгинский район, Левые эсеры, комсомол, Статистика, Дворяне, крестьяне, Бесследно исчезнувшее, заложники, архивные документы, интеллигенция, Гражданская война, 1910-е, гражданское общество, О.В.Сидорова (Ершова), культурное событие, НЭП, Дворянская усадьба, Липецкая область, окаянные дни, крестьянские восстания, 1930-е, имена, трагедия, 1920, события, советская власть, пропаганда, статистика, Раненбургский уезд, Патриотизм, Раненбург, История, с. Салтыки, Пётр I, 1920-е, 1917, рейд Мамантова, Крепость Ораниенбург

Previous post Next post
Up